Влияние музыкального вкуса на развитие личности человека

Дунькович Екатерина Сергеевна

Студентка МГПУ им. М. Е. Евсевьева

Руководитель :

Кобозева Инна Сергеевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и музыкального образования МГПУ им. М. Е. Евсевьева

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познавать мир и в процессе познания развиваться. Очень важно, чтобы и общение с музыкой было всесторонним, начиная от танцев и совместного пения за праздничным столом и кончая внимательным вслушиванием в звучание оркестра на концерте и чтением литературы о музыке. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражения многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе воспитания разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром. Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, важную роль, в формировании которых играет развитие музыкального вкуса. Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса. Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи). Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез. Наша эпоха требует музыки для всех, а не для немногих избранных. На наших глазах складывается принципиально новая музыкальная культура, понимание которой невозможно с позиций, выработанных на материале и в социальных условиях прошлой музыкальной эпохи. Музыке, которая в прошлом веке звучала для нескольких сот человек, собравшихся в концертном зале, а то и нескольких десятков, заполнивших салон, в нашем веке представилась возможность объединять человечество. Но если в салон или концертный зал приходили люди, и жизнью, и уровнем знаний и общей культуры, подготовленные к встрече с музыкой, то сейчас величайшие произведения музыки в наилучшем исполнении звучат перед сотнями миллионов не всегда готовых к ее восприятию людей.

Цель работы: выявить влияние музыкального вкуса на развитие личности человека.

Задачи:

— изучить проблему развития музыкального вкуса у человека;

— определить музыкальный вкус как инструмент развития личности человека;

— изучить музыкальные предпочтения современной молодежи;

— дать методические рекомендации по корректировке музыкального вкуса молодежи в соответствии с современными эстетическими нормами.

Методы исследования:

— изучение литературных источников;

— экспериментальный метод (анкетирование);

— обработка, анализ результатов.

Объект: музыкальный вкус человека.

Предмет: влияние музыкального вкуса на развитие личности человека.

Гипотеза: если человек предпочитает выбирать определенную музыку, то его музыкальный вкус (предпочтения) оказывает влияние на развитие его личности.
Глава 1. Теоретический аспект развития музыкального вкуса

  • Проблема развития музыкального вкуса у человека

Для того чтобы нам определить проблему музыкального вкуса, необходимо для начала определить, что же такое музыкальный вкус.

Музыкальный вкус — способность человека адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства. Он формируется, прежде всего, под непосредственным воздействием искусства. Это зависит и от индивидуальных особенностей самого человека, его особенности воспринимать те действительно художественные ценности, которые несет с собой искусство.

Музыкальные вкусы человека связаны с его мировоззрением. Обычно по вкусу человека можно определить, как он смотрит на жизнь, каковы его главные интересы, что служит для него идеалом и целью жизни, в чем он видит ее главный смысл.

Ложные, низменные музыкальные вкусы свойственны большей частью людям низкой общей культуры. В каждом обществе существуют определенные мерки, общепринятые правила, по которым определяют вкус того или иного человека, проявляемый в самых различных направлениях.

Однако вкус каждого человека и общества в целом не есть что-то незыблемое. Со временем он обычно меняется.

Еще в древности греческие философы-идеалисты пытались найти исчерпывающую формулу, которая подчинила бы себе все представления человека о прекрасном. Сократ, например, отождествлял прекрасное с полезным. Он полагал, что красиво лишь то, что нужно, что целесообразно. Платон соединил прекрасное с нравственно хорошим, сведя воедино эстетические и этические понятия, и провозгласил некую идею неизменно вечной, всеобъемлющей красоты.

Немецкий философ Кант вообще относился скептически к возможности научной критики художественных вкусов. Он утверждал, что красивое — это то, что уже одной своей формой вызывает у всех, как он выражался, «незаинтересованное наслаждение». Таким образом, он отрицал практическую утилитарность, собственно полезную суть красоты и искусства.

А Гегель полагал, что красота — это некий идеал, воспринимаемый чувством, «чувственным созерцанием». В системе Гегеля областью человеческих понятий о мире и вещах ведали философы. Представлениям человеческого ума о жизни соответствовали религия и мышление. А область чувственного созерцания отводилась Гегелем искусству.

Понятие музыкального вкуса многомерно, оно объединяет разнообразные способы постижения своей сущности. Являясь модификацией вкуса художественного, оно формируется под воздействием искусства, частотой взаимодействия человека с музыкальными произведениями, литературным творчеством, изобразительным искусством, хореографией, искусством театра.

Основные подходы к рассматриваемой дефиниции:

— как эстетическое понятие, затрагивает обе стороны человеческого естества — чувственность и рационализм;

— как аксиологическое понятие, трактуется как определенный уровень музыкальных предпочтений, дающих возможность отличать и ценить прекрасное в музыке;

— как философское понятие, подразумевает определенный уровень мышления, восприятия жизненных явлений, поведение и поступки каждого человека;

— как историческое понятие, рассматривается в контексте исторического развития общества и обусловленное этим развитием;

— как социологическое понятие, оценку вкуса соотносит с социально обусловленными потребностями человека.

Многоплановость характеристик музыкального вкуса влечет за собой многоступенчатость исследования каждого из его компонентов, а также процесса возникновения проявлений вкуса.

Можно сделать вывод, что сформировать хороший музыкальный вкус трудно, но можно.

 

 1.2   Музыкальный вкус как инструмент развития личности человека

 

Многообразие жанров в современной музыке дает возможность подобрать композицию себе по духу. Однако почему же нам нравится определенная музыка? Человек воспринимает музыку посредством нескольких факторов: эмоциональное состояние, индивидуальные характерные черты, национальная принадлежность. Каждый стиль по-разному влияет на физическое и психическое состояние человека.
Древние исследования утверждали, что музыка оказывает большое влияние на мыслительные способности, тело человека и его душу. Современные исследования смогли изучить это влияние, а именно:

  • влияние звуков конкретных музыкальных инструментов;
  • влияние традиционных мелодий;
  • современные тенденции и психологическое состояние человека;
  • влияние произведений определенных композиторов;
  • музыкальный стиль и его влияние.

Влияние музыки на нервную систему и настроение человека

Настроение, можно определить как непрерывное, постоянное эмоциональное состояние человека. Каждый на своем опыте не раз доказывал, что наши поступки и действия зависят от нашего настроения.

Конечно, определенный процесс либо вещь глобально повлиять на настроение не может, хотя бывают и исключения. Одним из самых главных факторов, формирующих наше настроение, считается жизненная обстановка в целом.

В современной психологии акцентируется такое условие изменения настроения, как события. Они либо находиться в зависимости от человека либо создаются независимо от него.

Пример, фразы, слова, произнесенные человеку кем-то другим или произнесенные им лично. Внутренний мира человека: его мысли, то, что он испытывает, его отношение поступкам и действиям других людей и событиям в мире.

Действия. То, на что человек готов тратить свои усилия. Плохое расположение духа приводит к тому, что окружающий мир и все что происходит вокруг, человек воспринимает в темном цвете, и смотрит на все через свое расстройство.

В состоянии пониженного эмоционального тонуса почти все обращаются к любимой музыке. Стоит выделить, что воздействие определенного жанра – персонально и зависит от индивидуального восприятия.

Влияние музыки на психологическое состояние человека
Воздействие на психологическое состояние оказывают: громкость музыки, её темп; частоты; многообразие тональностей, а так же вспомогательные эффекты.

Классическая музыка влияет на человека, придавая жизненных сил и стойкости. Снижает беспокойность, вероятность депрессии и нервозность. Способствует усвоению знаний.

Проведенные исследования показали, что творения определенных композиторов стимулируют конкретные реакции у большинства испытуемых. К примеру, Бах и его «Итальянский концерт» снижает отрицательные эмоции злости и обиды.

Чайковский и Бетховен написали шедевры, которые способствуют здоровому сну, снижают нервозность. Моцарт и его творения могут помочь в борьбе с раздражительностью и головной болью.

Рок, металл, тяжелая музыка повышают эмоции – как отрицательные, так и положительные. Рок заряжает энергией, однако нарушает внутреннюю уравновешенность и искривляет ритмы.

Исследования воздействия рока на психологическую составляющую человека выявили, что темп и однообразие многих творений дают негативные последствия. В особенности это заметно в возрастной группе 11-15 лет.

Поп-музыка. Учеными подтверждено, что поп музыка оказывает отрицательное воздействие на память и внимательность из-за монотонности ритма.

Рэп, согласно исследованиям, порождает ощущение злости. Однообразие рэпа может стать основой раздраженности, злости, снижения настроения и общего эмоционального тонуса.

Блюз хорошо действует на эмоции, успокаивает, снижает нервозность.

Джаз – нарушает внутреннюю слаженность. Джаз является музыкой, которая оказывает скорее отрицательное воздействие.

Рэгги — музыка отличного настроения, увеличивает эмоциональную активность, не порождает озлобленность или злость.

Современная клубная и электронная музыка снижает способность к обучению, отрицательно воздействует на умственные способности. Иногда увеличивает нервозность и напряжение.

Музыка в жанре «соул» напоминает о чувствах, зачастую внушая хандру, тоску, меланхолию.

Народная музыка, фолк – увеличивает общую эмоциональную активность, дает приподнятое расположение духа.

Целебное влияние музыки на человека

Целебное влияние музыки было известно ещё Пифагору – древнегреческий мыслитель и ученый сделал первую попытку исследовать её влияние на человека. Определенные композиции звуков способны изменять общее состояние человека — первые научные подтверждения этого были даны учеными в XIX веке.

Впервые предложение использовать музыку в качестве лекарства внес психиатр Эскироль. С того времени «музыкотерапия» стремительно применяется для излечения и помощи больным. В ХХ столетии врачи изучали способность музыки к обезболиванию, к исцелению язвы и туберкулеза.

Более распространенным стало применение мелодий в качестве анестезии. Вторая половина ХХ столетия дала науке изучения влияния музыки на гормональную регуляцию, дыхание, кровообращение, сердечнососудистую систему.

Центрами современной музыкотерапии считается Германия, США, Швейцария. Мелодии, вырабатываемые различными музыкальными инструментами, отличаются воздействием на человека.
К примеру, фортепиано: влияет на почки, щитовидную железу, нервную систему, мочевой пузырь. Звуки данного клавишного прибора дают лечебный, очищающий результат.

Ударные (тарелки, бубен, барабаны, литавры, колокольчики, кастаньеты) дают нормализацию работы печени, системы кровообращения, сердца.

Духовые (фагот, флейта, труба, гобой, кларнет) оказывают полезное влияние на дыхательную систему и систему кровообращения.

Струнные (скрипка, гитара, арфа) оказывают позитивный эффект на работу сердечнососудистой системы.

Использование музыки в медицине и торговле.

Музыка оказывает влияние на эмоциональную сферу человека.
Полезное воздействие классической музыки на мозговую деятельность человека доказано многочисленными учеными.

Классика улучшает восприятие информации, память, может помочь при ревматизме. Согласно исследованиям врачей-хирургов, благодаря классической музыке организм работает гармоничнее. Определена взаимосвязь классической музыки и излечения сахарного диабета. Классические произведения, так же способствуют формированию костного скелета ребенка.

Разная музыка может оказывать разнообразное действие в зависимости от эмоциональной активности, состояния здоровья человека, его настроения.

В Великобритании появился первый курс музыкотерапии. В 60-е годы ХХ века его испытали. Был открыт Центр музыкотерапии. Музыка способствует расслаблению мышц, лечению полноты. Исследования выявили, что прослушивание музыки во время занятий спортом увеличивает эффективность в 20 %. Темп музыки может быть опасным: порождать брюшную и головную боль.

Силу музыки давно применяют в торговле. Определенные мелодии способны расслабить покупателя либо наоборот увеличивать его активность. Данную технологию можно отследить в супермаркетах: в «час пик» играют активные мотивы, в другой период – музыка сдержаннее.

Резонанс от колокольного звона уничтожает палочки тифа и возбудителей заразных болезней. Сила мелодии – в ритме, громкости, тональности. Любое музыкальное творение, которое вы выбираете для прослушивания, повлияет на состояние здоровья, эмоциональную активность и настроение.

 

Глава 2 Практический аспект развития музыкального вкуса

2.1 Изучение музыкальных предпочтений современной молодежи

 

На своих одногруппницах я провела анкетирование чтобы выяснить их музыкальные предпочтения. Анкета содержала следующие вопросы:

1.Считаете ли вы музыку неотъемлемой частью вашей жизни?

  1. Были ли вы когда-нибудь на концертах своих любимых исполнителей?

3 Когда вы что-то делаете, включаете фоном музыку?

  1. Какие музыкальные жанры вы предпочитаете?

Анализ

  1. Из 10 опрошенных – 100% считают музыку неотъемлемой частью жизни.
  2. Из 10 опрошенных – 67% были на концертах, 33% не были, но хотят и 0% не были и не хотят.
  3. Из 10 опрошенных – 90% делают так, а 10% нет.
  4. Из 10 опрошенных – 40% предпочитают эстрадную поп-музыку, 10% – рок, 25% не имеют любимого жанра, 25% слушают электронную музыку.

На основе результатов опросов были получены следующие данные:

  1. Музыка является неотъемлемой частью (это доказано тем, что абсолютно все опрошенные ответили «да») необходимой для нормального процесса жизнедеятельности условий. кажется, что без музыки невозможно прожить буквально ни одного дня – и для многих людей это действительно так.
  2. Все, кому удалось попасть на концерт любимого исполнителя, с удовольствием посетили бы его снова. А те, кто не были, очень хотели бы сходить на концерт.
  3. Музыка влияет на продуктивность человека, именно поэтому 90% опрашиваемых включают ее, когда что-то делают.
  4. Большинство опрошенных предпочитают слушать не сложную по восприятию и содержанию музыку.

 

2.2 Корректировка музыкального вкуса молодежи в соответствии с современными эстетическими нормами

 

Музыка является формой духовного освоения действительности, выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значительное место в системе развития общей культуры молодого человека. Музыкальное просвещение формирует у молодежи эстетические чувства: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, молодой человек познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше. Она стремится воплотить этико-эстетический идеал — в этом особенность и ее содержания, особенности ее воздействия на человека.

Знакомить молодых людей с лучшими образцами народной музыки, произведениями русской и зарубежной классики, в том числе и современной можно через содержание культурно-досуговых мероприятий, подбор музыкального оформления. Именно освоение классического наследия является основой развития музыкального вкуса молодежи. Музыкальное восприятие развивается не только в процессе слушания музыки, но и в других видах музыкальной деятельности. Поэтому очень важно, чтобы молодые люди приобретали навыки и умения в области пения, ритмики, играх на музыкальных инструментах, осваивали азы музыкальной грамоты, способствующие осознанному выразительному исполнению песен, плясок, игр. Основными путями развития музыкально-эстетического вкуса является хоровое пение и слушание музыки. Хоровое пение играет большую роль, как в формировании личности молодежи, так и в развитии музыкальных способностей, таких как чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слухового представления. Хоровое пение — неповторимое богатство духовной культуры русского народа, не только ценнейшее наследие прошлого, но и источник развития современной музыкальной культуры страны. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Расширение музыкального кругозора, формирование музыкального и художественного вкуса, воспитание заинтересованности и подготовленного слушателя, обогащение и развитие эмоциональной сферы, развитие музыкальных способностей эффективнее проводить через слушание музыки. Процесс слушания произведения не сводится лишь к знакомству с музыкой. Очень важно приучать молодых людей к многократному прослушиванию музыкальных произведений. Знания о музыке, ее видах, жанрах, стилях, о жизни и творчестве различных композиторов, полученные на основе знакомства с самой музыкой, играют огромную роль в расширении музыкального кругозора и в развитии музыкального вкуса молодежи. Готовить молодых людей к самостоятельной музыкальной деятельности, развивать творческие способности, инициативу, ответственность, то есть сформировать музыкально-эстетическую культуру за счет просветительских мероприятий, направленных на успешную социализацию молодежи через приобретение опыта конструктивного взаимодействия, реализацию духовных, социальных и индивидуальных интересов, потребностей, задатков, творческого потенциала и запросов молодежи. Социализация личности, как механизм развития музыкального вкуса, связана не столько с процессами адаптации в социуме, сколько с процессами включения молодых людей в содержательную деятельность и осуществления педагогического сопровождения со стороны специалиста социально-культурной сферы процесса накопления социального опыта, формирования культурного и жизненного самоопределения молодого человека. Процесс восхождения молодежи к мировой музыкальной культуре должен строиться через погружение в национальную культуру.

Также, необходим диалог молодежи с представителями различных музыкальных стилей, других поколений, носителями иных точек зрения дает бесценный опыт развития музыкального вкуса. Хорошей традицией является проведение музыкальных смотров-конкурсов, фестивалей Организация занятости в коллективах художественной самодеятельности имеет определяющее значение для развития музыкальных способностей молодежи, решает проблему рационального использования свободного времени, способствует реализации духовных, социальных и индивидуальных интересов, потребностей, задатков, творческого потенциала и музыкальных запросов молодежи.

Благодаря музыкальному вкусу молодой человек может наслаждаться ценной в художественном отношении музыкой. Он глубоко воспринимает музыкальное произведение. Только развивая эмоции, интересы, вкусы можно приобщить молодого человека к музыкальной культуре, заложить ее основы. Это очень важно для последующего развития человека, его общего духовного становления. Мир музыки безгранично богат, щедр и многообразен. Свои сокровища музыка открывает не сразу. Постижение зависит от многих причин: от нашей культуры, от запросов к жизни, к искусству, от способностей приметить, оценить в окружающем высокое, бескорыстное. Понимание глубокой содержательной музыки определяется степенью нашей активности или пассивности при вслушивании в музыкальное произведение. Любителями и знатоками музыки не рождаются, но становятся; безнадежных в этом отношении людей нет, необходимо помнить, что музыкальный вкус, понимание музыки формируется медленно.

Заключение

Из приведенных примеров и опытов, мы видим, что музыка непосредственно влияет на человека, на его эмоциональное, душевное состояние, и более того, даже на его здоровье. Она может успокаивать и возбуждать, смягчать и ожесточать, вызывать воспоминания, снимать боль. Музыка снимает стресс и повышает иммунитет, поднимает силу духа. Музыка способна вдохновить на творчество, музыка изменяет восприятие времени и пространства и музыка помогает понять глубокий смысл жизни. Проводя исследования, мы еще раз убедились в многогранности музыки и ее важности в жизни человека, каждый из нас должен четко понимать только одно: для каждой музыки есть свое место и свое время.

Постижение содержания музыки доступно всем, нужно только приложить известные старания, чтобы преодолеть трудности начала пути. Музыка, распространяемая в гигантских масштабах посредством радио, телевидения и аудио записей, стала настолько обязательным и назойливо заметным фактором социальной жизни, что о ее роли в современном обществе должны были задуматься люди самых разных занятий, в том числе философы, политики, писатели. Чтобы сделать достоянием молодежи высокохудожественные произведения, необходимо, чтобы они стали неотъемлемой частью их музыкально-слухового опыта, их быта.

 

Список использованных источников

  1. Адорно Т. Музыкальная жизнь // Избранное: Социология музыки. – 1999 – С.19. URL: http://philosophy.ru/library/adorno/01.html
  2. Баранцев А.К., Алешина Е.Г. Музыкальные предпочтения современных музыкальных субкультур // Российские субкультуры. – 2011 – С.50-63.
  3. Бочкарев Л.Л. Музыкальная деятельность // Психология музыкальной деятельности. – 2008 – С.74. URL:http://primanota.ru/l-bochkarev/psixologiya-muzykalnoi-deyatelnosti-score-1787121.htm
  4. Исхакова Н.Р., Болтачев Р.Р. Музыкальные предпочтения молодежи // Социологические исследования. 2006 – №6. – С. 103-107.
  5. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. М.:АспектПресс. – 2010 – С.216.

Добавить комментарий