ПЕСЕННЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Лантратова Кристина Владимировна

студент 4 курса баклавриата, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, lantratovpkristinochka@gmail.com

 Аннотация: В связи с тесным взаимодействием педагогики и жизни, с историческим развитием общества в музыкальной педагогике в настоящее время наиболее актуальным является воспитание подрастающего поколения средствами музыкального фольклора.

Ключевые слова: музыкальный фольклор, многообразие.

 Lantratova Kristina Vladimirovna

4th year undergraduate student, FGBOU VO «Mordovia State Evseviev Pedagogical University,Saransk, Russia, lantratovpkristinochka@gmail.com

 SONG FOLKLORE AS A MEANS OF FORMING MUSICAL AND AESTHETIC INTEREST OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

Abstract: Due to the close interaction between pedagogy and life, with the historical development of society in music pedagogy, the education of the younger generation through the means of musical folklore is currently the most relevant.

Key words: musical folklore, diversity

 

В свете изменения духовно-нравственной ситуации в современной школе роль предметов эстетического цикла и связанного с ними дополнительного образования детей становится все более актуальной и значимой. Художественное образование – один из важнейших аспектов развития личности ребенка. Обладая способностью передавать эмоциональную энергию и художественную образность, искусство может не только развивать творческие способности детей, совершенствовать их конкретные навыки и умения, но и способствовать развитию ассоциативного и образного мышления, эмоционального мира, формированию нравственных и эстетических норм, интеграции в национальную и мировую культуру.

Проблема развития разносторонне развитой личности с раннего детства встает сегодня все чаще и чаще. Утрата эстетического воспитания обедняет внутренний мир человека. Не зная истинных ценностей, дети легко принимают ложные.

Дети младшего школьного возраста изначально одарены, и раннее воспитание, приобщающее их к прекрасному, считается крайне важным. Музыкальный фольклор здесь выступает как уникальное средство эстетического и нравственного воспитания.

Занятия фольклором способствуют общему творческому развитию личности, влияя на развитие отзывчивости, художественного воображения, метафорического и ассоциативного мышления, а так же активизируя память, наблюдательность и интуицию, формируя внутренний мир ребенка.

В прошлом воспитание подрастающего поколения основывалось на классической культуре страны: великие мыслители XIX века, такие как Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев и Л.Н.Толстой, обращались к опыту народного образования и призывали к его активному использованию. К.Ушинский так же указывал на важность народной педагогической традиции.

Действительно, народная педагогическая система имеет глубокие исторические и культурные корни. В ней сложилось множество педагогических приемов, норм и традиций. В детстве дети естественным образом усваивали язык народной музыки и народной литературы, усваивали основы традиционной культуры, слушая песни, сказки, загадки и пословицы. Затем дети естественным образом включались в трудовую и празднично-обрядовую жизнь своих родителей, с которыми у них была тесная и глубокая связь.

Однако современная ситуация приводит к разделению детей и родителей. Дети проводят большую часть времени среди своих сверстников. Традиционный фольклор уходит из детской жизни, перестают звучать колыбельные и «сказки на ночь», а классическая детская игра становится все менее значимой для развития полноценной личности.

Яркой особенностью обучения с использованием фольклорных материалов и дополнительных занятий является их интеграция. Это позволяет объединить учителей музыки, преподавателей начальных школ, местных художников и мастеров народного творчества.

Воспитание подрастающего поколения на традициях народного творчества является важным средством патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Оно возрождает интерес к истории, культуре и быту народа, повышает и расширяет его знания в области литературы и истории, способствует саморазвитию и развитию творческого потенциала.

Поэтому необходимо создать условия, которые позволят учащимся войти в мир фольклора и развить свои музыкально-эстетические интересы.

Цель данной работы – показать важность использования музыкального фольклора в повседневной жизни учащихся средней школы и его влияние на формирование музыкально-эстетического интереса. Для достижения поставленной цели предлагается рассмотреть следующие вопросы:

  1. Определить сущность и значение детского музыкального фольклора, уточнить понятия «компетентность» и «творчество».
  2. Одной из задач данного исследования является выявление факторов, формирующих музыкально-эстетические интересы учащихся средней школы на основе организации образовательной деятельности с использованием фольклора.
  3. Разработать тематические материалы на основе собственного опыта и определить формы и методы использования фольклора на уроках и во внеклассной работе.

Методологической основой данной работы являются исследования фольклористов, в том числе труды А.М.Мехнецова, Б.Н. Пучилова, фольклористов И. Шеина и В. Виноградова.

Для решения поставленных задач использовался ряд методов, в том числе анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по фольклору и педагогического опыта. Проводились наблюдения, беседы, анализ творческой деятельности учащихся, педагогические эксперименты, анкетирование, изучение и обобщение опыта использования фольклора в системе образования.

Теоретической основой исследования явились труды А.М.Алексенко, Л.Ивановой, А.В.Камаева, Т.Я.Камаевой, Л.Л.Куприяновой, М.И. Мельникова и др.

Очень ценными оказались работы И.Б. Колмыковой, Н.И. Кравцова, А.И. Кузнецоваи др. по применению фольклора в воспитательной деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о необходимости использования известных средств народной педагогики, в том числе и местного фольклора, в воспитании учащихся средней школы. Народная педагогика отражает особенности народа, его представления о будущем и чудесах. Она заслуживает пристального внимания, глубокого изучения и творческого применения. Мордовский фольклор может служить одним из таких воспитательных средств. Фольклор выполняет познавательную, развивающую, рекреационную, диагностическую, коррекционную и другие воспитательные функции. Кроме того, фольклор способствует усвоению детьми народных традиций, что является важным элементом их нравственного воспитания, формирования системы моральных, эстетических и общечеловеческих ценностей, а также музыкально-эстетических интересов.

 

Список использованных источников

  1. Алексеенко Е.В. Фольклорные традиции русского народа / Е.Ф. Алексеенко // Начальная  школа. — 2007. — №3. — С.3-9.
  2. Библиотека русского фольклора. Том 9: Частушки. Сост.: Ф.М. Селиванов.
  3. Большой энциклопедический словарь: в 2-х т. / Гл. ред.А.М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1991, т.2, 768 с., ил.
  4. Иванова Л. Русский фольклор // Воспитание школьников. — 2001. № 10.
  5. Календарные, фольклорные тематические праздники (1-4) / Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова  Н.А., Жогло Н.К. — М.: Вако, 2006. — 369с.
  6. Камаев А.В., Камаева Т.Ю. Народное музыкальное творчество. — М.: Высшая школа, 2004. — 195с.
  7. Колмыкова И.Б. Изучаем фольклор // Начальная школа. — 2006. № 10. — С.60-63.
  8. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. Учебник для филол.  фак. ун-тов. — М.: Высшая школа, 1977. — 375с.
  9. Кузьмин А.И. Пособие для учителя: Военная героика в русском народно — поэтическом  творчестве. — М.: Просвещение, 1981. — 96с.
  10. Кулагина А.В. Русская частушка. — М.: Государственный республиканский центр русского фольклора министерства  культуры Российской Федерации, 1992. — 240с.
  11. Куприянова Л.Л. Русский фольклор. — М.: Мнемозина, 1998. — 61с.
  12. Курносова Л. Святочное гулянье // Воспитание школьников. — 1999. № 6. — С.56-59.
  13. Липович В., Гжельский О. В гостях у времен года // Воспитание школьников. — 2007. № 1. — С.65-70.
  14. Мельников М.И. Русский детский фольклор. — М.: Просвещение, 1987. — 239с.
  15. Пропп В.Я. Специфика фольклора // Фольклор и действительность. М., 1976. — С.17.
  16. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. — СПб.: Наука, 1994. — 238с.
  17. Рапацкая Л.А. История русской музыки от древней Руси до «Серебряного века» — М.: Владос, 2001. — 384 с.
  18. Русский фольклор: Программа и методические материалы для уроков музыки в начальной  школе. — М.: Мнемозина, 1998. — 63 с.: нот.
  19. Русское народное поэтическое творчество / Под редакцией А.М. Новиковой, А.В. Кокорева. — М.: Высшая  школа, 1969. — 349 с.
  20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: В 2 т. — М.: Педагогика, 1985. — Т.1 — 384 с.
  21. Энциклопедический музыкальный словарь / Под общ. редакцией Г.В. Келдыш. — М.: Государственное  научное издательство большая  советская энциклопедия, 1959. — 326 с.

Добавить комментарий