МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Рыгина Анастасия Александровна

студент 4 курса бакалавриата

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

профиль Музыка. Дошкольное образование

Руководитель: к.п.н., доцент Асатрян О.Ф.

Введение.

Проблемы музыкального воспитания дошкольников являются значимыми в современном педагогическом процессе. В этой связи в дошкольных организациях дважды в неделю проводятся музыкальные занятия с детьми, кроме этого планом воспитательной работы предусмотрена досуговая деятельность музыкально-творческого характера. Одним из видов досуговой деятельности дошкольников является музыкальная театрализация.

Театр как средство воспитания и развития творческого воображения детей давно привлекает к себе внимание педагогической мысли. Первоначальные идеи о воспитывающих функциях театрального искусства в России конца XVIII начала XIX веков исследователи связывают с возникновением домашних театров.

В домашних театрах инсценировались лучшие образы литературы и драматургии, в силу чего домашний театр привлекал внимание артистической интеллигенции и становился центром театрального эксперимента.

В середине XIX века педагогические теории детского воспитания находят широкое применение в домашних спектаклях — родители начинают относиться к ним не как к простому развлечению, полезной игре, заполняющей досуг, а как к способу воспитания.

К проблемам воспитания и развития средствами искусства театра обращались многие русские педагоги и в начале XX века. Много ценных мыслей об обучающей, воспитывающей, развивающей, облагораживающей роли театра высказал и подтвердил данными педагогики, психологии детской игры и реалистического актерского творчества           Н. И. Бахтин. На общевоспитательные возможности занятий театральным искусством указывали также – М. С. Щепкин, К. С. Станиславский,                  В. И. Немирович-Данченко, В. Мейерхольд, А. Таиров и другие.

Создатели театра для детей Н. И. Сац, С. В. Образцов и др. подчеркивали его воспитательную силу, активную роль в развитии познавательных процессов нового человека.

Специфические особенности и возможности воспитательного и развивающего воздействия искусства, вообще, и театра, в частности, на нравственную сферу личности, общевоспитательное значение специальных умений и навыков, их значение в формировании личности глубоко раскрыты в трудах П. И. Ершова, Е. В. Чепуровой, Ю. И. Рубиной, В. Г. Ширяевой,                    А. Я. Михайловой, Т. Г. Пени, А. П. Ершовой, Н. В. Шевелевой,                            Э. М. Иваницкой и других.

Несомненно представляют ценность работы исследователей в области психологии искусства и творчества, диагностики и формирования творческих способностей личности (В. Н. Дружинина, М. С. Каган, В. Д. Шадрикова,             В. Э. Чудиновского, Г. И. Щукиной и др.).

Однако вопросы развития воображения посредством музыкально- театрализованной деятельности в настоящее время продолжают требовать специального изучения.

Цель статьи – рассмотреть методичные подходы    к развитию воображения старших дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности.

Основная часть

Деятельность детей дошкольного возраста в музыкальной театрализации можно начать с кукольных представлений. М. С. Осеннева считает, что перчаточные куклы доступны для приобретения, удобны в управлении, а ширма, скрывающая ребенка, становится средством преодоления сценического волнения юного артиста.

Бόльшую часть репертуара в дошкольных организациях, как считают И. А. Генералов, А. П. Ершова, О. Г. Коржова и др., будут составлять сказки. Педагоги-практики справедливо отмечают, что для дошкольника интересное сродни чудесному, а чудеса, как известно, живут в сказках. Сюжеты музыкальных сказок «Колобок», «Кот, Петух да Лиса», «Зайкина избушка» и др., хорошо знакомы детям. Это поможет начинающим артистам без особого труда выучить текст исполняемой роли и не вызовет трудностей в нахождении средств воплощения персонажа.

Н. Н. Метлов отмечал, что при распределении ролей важно учитывать, что каждый ребенок хочет получить роль в спектакле, поэтому руководитель может условно разбить сюжет на действия, в каждом из которых будет свой состав артистов. Хорошо зная способности и уровень музыкальной подготовленности своих воспитанников, педагог может доверить партию со сложным музыкальным материалом ребенку, обладающему развитыми музыкальными способностями (например, роль Кота в 3-м действии сказки «Кот, Петух и Лиса», муз. Т. И. Попатенко), а кому-то из детей, у кого ещё, к примеру, отсутствует координация слуха и голоса, поручить роль попроще, где на первых порах ребенку будет предложен только литературный текст (роль Кота в 1-м действии сказки «Кот, Петух и Лиса»). Очень важно, чтобы ребенок ощущал себя частичкой спектакля, необходимой и нужной. Для этого, например, когда в 3-м действии сказки «Кот, Петух и Лиса» появляются лесные звери со словами: «Что за музыкант неведомый в наших лесах объявился?», можно предложить эту фразу распределить между участниками, например, Медведем, Птичкой-невеличкой и Колючим Ежиком. Весьма уместны будут в данной сцене выразительные детали: чириканье Птички, фырчанье Ежа и т. п.

Н. А. Ветлугина считала, что педагог должен тактично подсказать решение образа персонажа в плане высоты голоса, темпа и динамики речи. Вслушиваясь в речь педагога, богатую различными интонациями, дошкольники постигнут первые азы сценического слова.

Но навязывать собственное видение не следует, поскольку дети в процессе воображения превосходят взрослых. А ощущаемая ребенком свобода творчества подарит радость и психологический комфорт. Недопустимы только неоправданные пузы, монотонность, что затрудняет восприятие спектакля.

По мнению М. С. Осенневой, руководителю необходимо продумать сценическое действие и участие в нем конкретных персонажей. Так, даже при начальном упоминании ведущего о ком-то из героев сказки (к примеру, о Котике или Петушке в музыкальной сказе «Кот, Петух и Лиса») артисту, играющему роль Кота, следует в нужный момент озвучить игрушку: Котику помурлыкать, а Петушку — прокукарекать. Режиссер обязан указать также мизансценические моменты: откуда выходить персонажу и в каком направлении двигаться, где должны находиться действующие лица, и как они будут общаться между собой. Так, в сцене «Жалоба Петушка» (музыкальная сказка «Кот, Петух и Лиса») ребенок, играющий роль Лисы Петуха, изображает, что поверив Лисе, Петух выглядывает в окошко. Ребенок, играющий роль Лисы, выхватывает игрушку Петуха и бежит с ней вдоль ширмы, изображая трепетанье Петушка в лапах Лисы.

В это время ребенок, исполняющий роль Петуха, поёт за ширмой песню «Жалоба Петушка» и зовёт Кота на помощь. Другой пример актерского взаимодействия — из музыкальной сказки «Теремок». Во 2-м действии есть сцена, в которой Лиса рассказывает Медведю о теремке, и здесь важно, чтобы данный рассказ стал диалогом. Для этого можно предложить ребенку, играющему роль Медведя, вторить Лисе, например, так:

ЛИСА. Видишь, Миша, теремок? МЕДВЕДЬ. О!!! Теремок… ЛИСА. Он не низок, не высок.

МЕДВЕДЬ. Не высок.

В превращении словесного образа в зримый персонаж, отмечала                Т. Г. Пеня, важное значение имеет не только интонация, но и передача характера походки конкретного героя, например, Лягушки, Ежа, Мышки, Петуха, Лисы, Медведя. Так, Лягушка будет, естественно, прыгать, петь и говорить дребезжащим голосом, Мышка семенить и пищать тонким голоском, Петух важно и бойко расхаживать, громко распевая, а Ежик — «окать» и фырчать.

По мнению Т. Н. Чепурова, музыкальный материал, выбираемый для музыкальной театрализации должен быть удобен для старших дошкольников в плане тесситуры, динамики. «Песенка Колобка», «Песенка Лисы», «Песня Медведя» и другие вокальные номера, небольшие по объему, не вызывают напряжения при разучивании. В каких-то случаях, например в сказке «Теремок», все персонажи поют одну и ту же мелодию, что опять- таки облегчает ее разучивание. Другое дело, что каждый персонаж должен исполнить мелодию по-своему.

В постановке спектакля можно использовать навыки инструментального музицирования, полученные детьми на музыкальных занятиях. Так, трещотки, бубен и ложки станут весьма органичным дополнением «Хора и пляски зверей» во 2-м действии сказки «Теремок». Детям можно предложить самим сочинить ритмический рисунок либо разучить с детьми партитуру (по слуху).

Кукольный театр дает детям возможность получить начальные представления о средствах театральной выразительности.

Более сложный вид музыкального театра – драматизация музыкальных спектаклей. Это могут быть «Муха-Цокотуха» (музыка М. Красева),

«Кошкин дом» (музыка В. Золотарёва), «Что лучше?» (музыка                 И. Якушенко), «Сказка о глупом мышонке» (музыка А. Жарова), «Лоскутик и Облако» (музыка Б. Чайковского) и др..

При их постановке от руководителя потребуется разработка сценического образа спектакля. Так, например, музыкальная сказка

«Лоскутик и Облако» в инсценировке Р. Страутмане может быть дополнена фрагменты текста одноименной повести С. Прокофьевой.

Как отмечает М. С. Осеннева, от маленького артиста в данных музыкальных спектаклях потребуется не только богатая интонациями речь, но и выразительная мимика, пластика, навыки сценического движения.

В развитии навыков сценического движения полезны сценические этюды, считает, Т. К. Тюканова. Так, например, в учебных целях педагоги-практики рекомендуют игру «Алиса в стране чудес», в которой все участники вокруг Алисы становятся маленькими, превращаются в травинки и цветы. Педагог при этом играет роль Алисы и рассказывает о своих ощущениях, о том, что он видит и кого встречает в этом маленьком мире.

Критериями оценки детского исполнительства в подобных этюдах являются точность соответствия воплощаемому образу, степень артистической раскрепощенности, самостоятельность в выборе средств театральной выразительности — мимики и пластики.

Сорокина Н. Ф. справедливо отмечала, что занятия музыкально- театрализованной деятельностью планируются с учетом всех видов работы (пение, сценическая речь, хореография), а также сочетания коллективной и индивидуальной формы занятий.

Так, в мюзиклах представлены и сольные, и ансамблево-хоровые номера. Работа над певческим материалом потребует достижения чистоты интонации, ритмической четкости, ясности дикции, ансамблевой стройности звучания. Аналогичный комплекс задач предполагают хореографические номера в мюзиклах. Разумеется, достижение желаемого результата возможно лишь при планомерности и системности работы, а также личностно-ориентированном подходе к детям.

Например, работа над музыкальным спектаклем «Что лучше?» И. Яковенко на слова М. Садовского может быть спланирована и проведена следующим образом:

Занятие 1

«Что лучше?» Музыкальная сказка И. Яковенко на сл. М. Садовского (знакомство) Познакомить детей с музыкальной сказкой, обсудить смысл названия, основные черты главных персонажей. Распределить роли. «Утренняя песня» (разучивание) Разучить первый хоровой номер — сначала припев, затем первые два куплета. В пении избегать крикливого звучания, формировать навыки звуковедения legato. Обратить внимание на интонирование восходящей ч.4, добиваясь устойчивого звучания нижнего и верхнего звука.

Помимо технической работы следует подвести детей к осознанию роли хора в театрализованном представлении.

Занятие 2.

«Утренняя песня» (повторение и закрепление) Следует отрепетировать начальный текст хозяина и Бишки, а затем повторить первые два куплета «Утренней песни». В пении добиваться легкости и полетности звучания детского хора, а также четкости произношения согласных. На этом же занятии выучить с детьми третий куплет песни.

Первая песня Бишки (разучивание с солистом) В силу сложности мелодики песни на роль Бишки следует выбрать ребенка с хорошими певческими и артистическими данными. Разучив первый куплет по фразам, исполнить его в сценическом варианте (Бишка бредет по лесу, в припеве—присаживается на пенек).

«Песня зайцев» (разучивание с ансамблем) Разучить первый куплет песни с мальчиками (девочки в этой сказке будут играть роль белочек). Композитором задумано исполнение песни хором с участием солиста-запевалы. На роль солиста-зайца следует выбрать ребенка с хорошими певческими данными, так мелодика солирующего голоса довольна сложна и в тесситурном плане, и в интонационном. Вместе с детьми следует придумать сценическое исполнение песни зайчиков (можно предложить детям кому-то заняться прополкой огорода, кому-то поливать грядки из леечек, а кому-то потрудиться с лопатой).

В пении стремиться к легкому, полетному звуку и слаженному хоровому звучанию.

В результате работы над номерами музыкальной сказки дети естественным образом придут к мысли, что музыке подвластно, что угодно изобразить и выразить состояние любого персонажа. Также посредством активного участия в сценической постановке музыкальной сказки дети должны понять, что музыкальный театр —это тяжелый труд, где есть и вдохновение и «черная» работа, требующая терпения и настойчивости.

Занятие 3

Первая песня Бишки, Песня зайцев (повторение и закрепление).

Песня белок (разучивание) Продолжая работу над постановкой музыкальной сказки, следует повторить ранее выученные сцены, после чего с девочками выучить «Песню белок». Добиваться в пении легкого, непринужденного звука, четкости дикции. В связи со сложным гармоническим планом песни и достаточно сложной мелодией.

Занятие 4

«Утренняя песня», Первая песня Бишки, Песня Зайцев, Песня белок (повторение)

Вторая песня Бишки (разучивание с солистом). Песня Ежика (разучивание с солистом).

Хор зверей (разучивание с хором).

В пении не допускать крикливого пения, разрыва дыханием слова. Учить детей петь в высокой певческой позиции, максимально протягивая гласные и четко, кратко произнося согласные. В номере «Хор зверей» обратить внимание на пунктирный ритм, не допуская сокращения четверти с точкой. Объяснить детям верное исполнение согласного звука на конце слога — «ка-ждого», «рома-шки», «за-йка», «ботво-йпошел» и т. д.

Занятие 5

Ритмический танец (хореографическая постановка с ансамблем). Лирический танец (хореографическая постановка с ансамблем). Третья песня Бишки (разучивание с солистом). Хор зверей (повторение и закрепление) Повторить выученные сцены Бишки с зайцами, белками. С Бишкой выучить первые два куплета Третьей песни. В пении добиваться мягкого звучания, звуковедения legato, высокой певческой позиции (особенно при мелодическом движении на ч.5 вниз). Хор зверей — повторить припев и 1-ый куплет, выучить второй. Сценически обыграть следующим образом: Бишка спит, звери, собирая грибы и ягоды, тихонько подходят к нему. На словах «Приходи к нам вечером» звери машут лапками и тихонько уходят, а Бишка, зевая, просыпается.

Занятие 6

Заключительная песенка (разучивание).

Хор гостей (повторение).

«Утренняя песенка» (повторение).

Песня белок (повторение) Песня Ежика (повторение).

Песни Бишки (повторение) Заключительную песенку следует поручить Бишке, последние строчки припева при повторении можно предложить исполнить хору. Во втором куплете соло может исполнить солисты «зайчик» и «ежик», а в 3- ем куплете — «белочка».

Занятие 7 и 8

Музыкальная сказка «Что лучше?» И. Яковенко на сл. М. Садовского (сводные репетиции) «Прогон» спектакля. Подготовка костюмов, декораций, атрибутов, афиши и пригласительных билетов.

Таким образом можно заключить, что воображение в музыкальной театрализации объединяет в себе эмоциональное и рациональное начало, познавательные процессы, сочетает зрительно–образное восприятие с воспроизведением и трансформацией его в создаваемые образы.

Показателями развития творческого воображения в музыкальной театрализации считаются следующие признаки:

—        беглость (способность порождать большое количество идей в постановке музыкального спектакля);

—        оригинальность (способность продуцировать необычные, нестандартные идеи и образные характеристики ролей в музыкальном спектакле);

—        гибкость (способность преобразовывать, модернизировать различный материал, применять разнообразные способы решения проблемы или создания образа);

—        разработанность (или детализация) возникшей идеи, образа.

Воображение детей старшего дошкольного возраста будет эффективным в музыкальной театрализации при соблюдении комплекса педагогических условий:

—        мотивации детей руководителем к оригинальности, самостоятельному нахождению средств в создании образа;

–       системность работы, направленной на семантическую гибкость – формирование способности детей выделять характерные особенности персонажей и их взаимодействия в музыкальном театре;

–       образная адаптивная гибкость (формирование способностей выделять характерные черты музыкальных образов и передавать их в посредством речевой выразительности, вокальной интонации, пластики тела).

 

Список использованных источников

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Прометей, 2013. – 431 с.
  2. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева / Под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. – М. : Музыка, 2006. – 336 с.
  3. Кричковская Т. Д. Психология дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие / Т. Д. Кричковская. – Нежин: Редакционно-издательский отдел НДПУ, 2011. – 361 с.
  4. Программа развития ребенка дошкольного возраста/О.И. Билан, Л.М. Возная, А.Л. Максименко и др. – Воронеж, 2013. – 264 с.
  5. Пеня Т.Г. Театральная деятельность и развитие личности // Искусство и образование .—2001.№ 1. С.23—27.
  6. Программа художественно-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста «Радость творчества» / Г.М. Боршак, Д.В. Самойлик

– Киров, 2013. – 72 с.

Добавить комментарий