Особенности приобщения детей старшего дошкольного возраста к хоровому пению

Краснова Елена Александровна

студент 4 курса бакалавриата

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

профиль Музыка. Дошкольное образование

Руководитель: к.п.н., доцент Асатрян О.Ф.

Введение.

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста складывалась в течение многих десятилетий и представлена множеством вариантов. Одновременно с тем каждый педагог может интегрировать методы и приемы, создавая собственные эффективные методики, что соответствует педагогике искусства.

Отечественные педагоги разработали большое количество разнообразных методик, многие из которых нашли свое применение в музыкальном образовании старших дошкольников. В числе таких технологий разработки               Н. А. Метлова, Н. А Ветлугиной, программа под редакцией О. П. Радыновой.         Современные научные исследования в области педагогики дошкольного музыкального образования и опыт работы многих дошкольных учреждений и отделений Раннего эстетического развития в ДШИ, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Развитие слуха и голоса сказывается на формировании речи, а речь, как известно, является основой мышления.          Очевидно, воздействие при планомерном вокальном воспитании, оказывает благоприятное действие на физическое развитие детей, на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхательную систему, тесно связано с сердечно-сосудистой системой, и, следовательно, дети, невольно занимаясь дыхательной гимнастикой, укрепляют свое здоровье. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса.

Во второй половине  ХХ века и начале XXI века появляются новые авторские педагогические технологии в системе дошкольного и школьного образования, в основе которых лежат методики их предшественников.

«Хоровое сольфеджио» Г. А. Струве, «Фонопедический метод развития голоса» В. В. Емельянова, программа «Музыкальные шедевры»                            О. П. Радыновой уже стали прогрессивной базой современных направлений в вопросах методики музыкального образования детей старшего дошкольного возраста, таких как технология Т. А. Боровик «Ти-ти-та и ди-ли-дон. Игровая теория музыки для детей 4-6 лет.

Большой интерес представляют собой новейшие технологии XXI века в области музыкального воспитания и образования старших дошкольников, такие, как например, «Игровая методика обучения детей пению» О. В. Кацер.

Наличие всех ранее перечисленных методик говорит об актуальности проблемы обучения пению детей старшего дошкольного возраста и необходимости поиска наиболее эффективных методов.

В процессе общения с музыкой ребенок развивает свои коммуникативные качества, умение общаться со своими сверстниками внутри коллектива, при этом происходит развитие его индивидуальных сторон личности,  а так же качества, которые необходимы для создания коллектива – согласованность действий, воспитываются чувство дружбы и товарищества, такие свойства личности как самообладание, выдержанность, собранность, развиваются отзывчивость и инициатива.

Каждый вид художественной деятельности требует особого подхода. Исполнительская деятельность во всех видах художественного творчества имеет свои специфические проблемы. При обучении детей пению возникает проблема соотношения эмоционального отклика исполнителей, сопереживания  тому музыкальному образу, тем явлениям, событиям, которые выражены в нем, и необходимости для  овладения вокально-хоровыми  навыками многократного повторения песни. Как можно решить такую проблему, чтобы неоднократное применение упражнений не снижало интереса и эмоционального отношения детей к исполняемому вокальному произведению?

Урегулирование этой проблемы может реализовываться различными путями. Одним из путей активизации обучения является применение игровых приемов. Учитывая психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, использование игровых приемов, на наш взгляд может помочь преодолеть эти трудности и сохранить эмоциональное отношение детей к разучиваемому произведению.

Основная часть

Многие авторы отмечают, что на видное место при работе со старшими дошкольниками выдвигаются такие методы, которые стимулируют и мотивируют учебно-познавательную деятельность детей.

Особое место посреди них занимают те, которые способствуют формированию интереса к учению и вырабатывают у детей умение самодостаточно осмысливать те или иные явления. К этим методам относятся познавательные игры, дискуссии на «учебную тему», различные занимательные ситуации, которые вызывают у детей яркие эмоциональные переживания. Большинство ученых считают правомерным расценивание игровых методов и приемов в качестве самостоятельных.

Психологические основы детской игровой деятельности, ее роль как средства воспитания, обучения детей и их всестороннего развития широко представлены в исследованиях видных советских психологов и педагогов:        Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. О. Усова, Р. И. Жуковская, Н. Н. Поддьякова, Н. Я. Михайленко и др.

В отечественной дошкольной педагогике имеется богатый опыт использования игр, игровых упражнений в процессе воспитания и обучения детей. Разработаны музыкально-дидактические игры для развития сенсорных способностей: Н. А. Ветлугина, Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина,                         Н. Г. Кононова, Д. В. Менджерицкая.

Изучались проблемы дидактических игр, использования при обучении детей на занятиях игровых приемов: А. И. Сорокина, Н. Я. Михайленко,                 Н. А. Короткова и др.

В нашем исследовании основное внимание уделяется определению особенно эффективных музыкально-педагогических методов приобщения детей старшего дошкольного возраста к хоровому пению.

Нам представляется очень важным дифференцировать понятия «дидактические игры» и «игровые приемы». При всей их близости, эти понятия, с нашей точки зрения, не равнозначны. В дидактической игре, как самостоятельном виде игровой деятельности ребенка, предварительно дается готовое содержание, задачи, обусловливаются правила игровых действий детей.

Игровые же приемы могут быть включены педагогом в процесс обучения с целью возбудить интерес к учебной задаче, поднять их эмоциональную настроенность, повысить активность на занятиях.

Мы имеем в виду при этом, что проведение занятия только в игровой форме имеет свои отрицательные последствия: дети теряют понятие о том, что они учатся и не приобретают практического опыта целенаправленной деятельности (Л. А. Венгер). Вследствие чего следует говорить о применении отдельных компонентов игры при приобщении детей к пению, которые позволили бы использовать игровую мотивацию в обучении детей дошкольного возраста.

В арсенале дошкольной педагогики имеется масса методов обучения и воспитания, выбор которых зависит от педагогических задач, от содержания воспитательно-образовательной работы, от возрастных и индивидуальных особенностей (А. В. Запорожец, Т. А. Маркова).

Выбор методов эстетического воспитания зависит от вида художественной деятельности, типов, этапов занятий, от учебных задач, от возрастных и индивидуальных особенностей детей (Н. А. Ветлугина).

Исходя из данной теоретической позиции, мы устанавливаем зависимость выбора приемов от учебного материала (в данном случае песни), от этапов ее разучивания. В соответствии с этим мы выделяем доминирующую задачу, характерную для данного этапа и данной песни и нахождения адекватных игровых методических приемов.

Многие отечественные исследователи ХХ века в эстетическом воспитании в достаточной мере широко используют игру в развитии вокально-хоровых навыков и при обучении детей пению: Н. А. Ветлугина, М. Ю. Викат, И. Л. Дзержинская, А. И. Катинене, М. Л. Медведева и др.).

Таким образом:

  1. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к хоровому пению является неотъемлемой частью отечественной дошкольной педагогики на протяжении многих десятилетий, т.к. развитие творческих качеств личности ребенка способствует реализации его индивидуальности в коллективе.
  2. Исходя из возрастных и психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста применение музыкально-дидактических игровых упражнений на занятиях способствует преодолению возникающих трудностей при организации вокально-хоровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, приобщению детей старшего дошкольного возраста к хоровому пению, сохранению эмоционального отношения к разучиваемому произведению.

 

Список использованных источников

  1. Ветлугина, H. A. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1968. – 416 с.
  2. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей

дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А. Г. Гогоберидзе, В. А.Деркунская. – М . : Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.

  1. Кричковская Т. Д. Психология дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие / Т. Д. Кричковская. – Нежин: Редакционно-издательский отдел НДПУ, 2011. – 361 с.
  2. Программа развития ребенка дошкольного возраста/О.И. Билан, Л.М. Возная, А.Л. Максименко и др. – Воронеж, 2013. – 264 с.

Добавить комментарий