Формирование у старших дошкольников мотивации к элементарному музицированию

Юматова Ксения Евгеньевна

студент 4 курса бакалавриата

направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

профиль Музыка. Дошкольное образование

Руководитель: к.п.н., доцент Асатрян О.Ф.

Введение.

В настоящее время не требует доказательства тот факт, что музыкальное образование и воспитание играют особую роль во всестороннем развитии ребенка. Особо значимо музыкальное воспитание и обучение музыке в детском саду.

В числе основных проблем – развитие у детей мотивации и интереса к музыкальной деятельности. Большими возможностями в решении данной проблемы располагает музицирование на элементарных музыкальных инструментах.

Цель статьи – раскрыть методические аспекты формирования мотивации к музыкальной деятельности на занятиях в детском саду средствами элементарного музицирования

Основная часть

Как известно, мотивация – это всякая деятельность, побуждаемая какими-либо мотивами. Мотив – (от лат. «movere» – двигать, толкать) это то, для чего выполняется определенная деятельность.

В психологии мотивация определяется как побуждение к действию, динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, которое определяет его активность, организованность, направленность и устойчивость [8].

Мотивация (самоопределение) в учебной деятельности – «надо», «хочу», «могу». Дошкольник боится слова «надо». Мастерство педагога в том, чтобы ребенок сам выбрал то, что надо педагогу – подвести ребенка. Когда ребенок говорит «не надо», то здесь педагог предлагает не одно или два, а «веер» решений.

Слово «хочу». «Какая игрушка у Вашего ребенка самая любимая?» (вопрос родителям). Ответы, в основном похожие; любимая та, которая у многих («Купи такую машинку, как у Вани», «Хочу такую куклу как у Кати» и т.п.). Большая редкость, если действительно есть любимая игрушка. Фактор новизны. Педагогу нужно подстраиваться. На ребенка влияет все.

«Могу» – самооценка, опыт, навык. Очень плохо, когда дети с повышенным уровнем тревоги, с заниженной самооценкой. Отрицательно влияет и сравнение ребенка, когда он испытывает трудности, а его сравнивают в присутствии других детей – «Вот Саша умеет, а ты не умеешь, не такой …» и т.д. Сверстники в это включаются, у ребенка создается комплекс, что он неприятен воспитателям, друзьям, а то и родителям – самым близким ему людям. Надо найти много приятных слов для ребенка, что он хороший. Но не только слышать должен ребенок эти слова, а и сознавать, в чем, действительно, он хороший, оценить себя, поверить в себя.

Интерес к музыке является одним из наиболее важных и фундаментальных, поскольку влияет на развитие психических, физических, моральных и эстетически нравственных качеств. Поэтому независимо от того, ориентированы ли родители и ребенок на будущую деятельность профессионального музыканта, важно так выстроить систему музыкального воспитания в дошкольный период – чтобы сформировать устойчивый интерес к музыке и мотивацию к музыкальной деятельности, привить эстетический музыкальный вкус.

Познавательный мотив для старшего дошкольника занимает особое место среди множества мотивов. На развитие личности влияет деятельностный подход воспитания, цель которого состоит в формировании способности у детей к новому способу действия.

Из всего этого мы можем сделать вывод, что сегодня дошкольник должен быть сам заинтересован в музыкальной деятельности и именно посредством музыкальной деятельности почувствовать свои возможности, тогда он будет заниматься предложенной деятельностью на музыкальных занятиях.

Очень важно и значимо – вовремя предложить и увлечь. Ведь, как писал еще Д. Б. Кабалевский, «Заинтересовать, завлечь можно чем угодно, а увлечь только подлинным, настоящим» [6, с. 14].

Итак, формирование мотивации к музыкальной деятельности – многоступенчатый процесс. Здесь педагогу важно не заставляя, привлечь ребенка к музыкальной деятельности. Дошкольники очень любят музицирование на элементарных музыкальных инструментах – именно этот вид занятий мы избрали в своем исследовании как основной.

«Музицирование» от немецкого musizieren  – «заниматься музыкой». В Большой советской энциклопедии «музицирование» определяется в двух значениях этого слова:

-исполнение музыки в домашней обстановке, вне концертного зала;

-игра на музыкальных инструментах [5].

В словаре современного русского языка и толковом словаре русского языка под редакцией Д. П. Ушакова, находим такое определение: «проводить время, играя на каком-нибудь инструменте, занимаясь, развлекаясь музыкальной игрой» [10; 11].

Музицирование  –  важный показателем музыкальноӗ культуры общества и культуры вообще.

По мнению Г. Г. Нейгауза, музицирование – это процесс ознакомления с музыкальными произведениями, имеющий общеразвивающее значение и расширяющий кругозор [7]. Как «инструментальное исполнение уже созданного, в которое вносится своё, «сиюминутное», близкое к импровизации определяет это понятие Л. А. Баренбойм [3].

Мы разделяем позицию Б. В. Асафьева о том, что «Музицирование на инструментах может привести к самым положительным результатам, благодаря которым можно было бы перейти к активному участию в работе над музыкальным материалом».

В нашем исследовании «музицирование» является не только разновидностью исполнительской деятельности, но это ещё вид и форма обучения музыке.

Следует особо отметить, что музицирование представлено в музыкально-педагогических исследованиях и как система творческого воспитания и обучения детей музыке (К. Орфа, Г. Кеетман, В. Келлера в Австрии, З. Кодаи и Б. Бартока в Венгрии, Ж. Далькроза в Швейцарии, П. ван Хауве в Голландии, В. А. Жилина и Т. Э. Тютюнниковой в России [1, 2]) в основе которой принцип коллективного музицирования.

Первая педагогическая система музыкального воспитания, опирающаяся на элементарное музицирование, была разработана Карлом Орфом [10, 86].

«Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок, – говорил Орф, – задача педагогов воспитывать в нем творческое начало, творческое мышление… Привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка» [4, c. 5-6].

Его новаторская методика музыкального воспитания детей известна как «Орф-Шульверк» («Schulwerk» – «школьная работа»). Музыка является основой обучения и соединяет вместе движение, пение, игру и импровизацию.

Заслуживает внимания, дошкольная программа разработана знаменитым итальянским педагогом и ученым Марией Монтессори. Педагогический метод Монтессори основывается на индивидуальном подходе педагога к каждому ребенку, учитывает детские интересы и устремления.

В своей практической деятельности в детском саду мы использовали вид занятий «инструментально-исполнительская игра». Это сопровождение фонограммы или живого исполнения пьесы педагогом ритмичным звучанием определенных инструментов согласно определенной договоренности (металлофон, колокольчик, трещотка, треугольник и др.).

При обучении детей необходимо создать положительную эмоциональную атмосферу на занятиях, также важно опираться на принцип – «от простого к сложному».

В музыкальном зале необходимо создать инструментальную базу, где будут представлены следующие группы музыкальных инструментов – ударные, струнные, духовые, клавишно-язычковые.

В начале обучения музыке на занятиях используются ударные шумовые инструменты. Ребята должны узнавать и различать звуки погремушки, бубна, деревянных ложек, барабана, маракаса и др. Каждый новый инструмент необходимо включать в ход занятий создавая игровую ситуацию. Первая обучающая задача для детей – точное воспроизведение ритмического рисунка – через похлопывание или отстукивание на различных ударных инструментах.

Совместное музицирование способствует воспитанию чувства ответственности у детей за качество исполнения своей партии, помогает преодолеть неуверенность, робость, почувствовать себя частью большого целого, сплачивает детский коллектив. Постепенно у дошкольников проявляется эмоциональная отзывчивость на знакомые музыкальные инструменты, появляется желание самостоятельно играть на них.

Следующий этап – обучение детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд (металлофон и ксилофон).

Постепенно усложняя музыкальный материал для воспроизведения, педагог расширяет и круг задач, ставящихся перед маленькими исполнителями. От них требуется обращать внимание не только на ритм и звуковысотность, но и на динамические и агогические оттенки, штрихи и пр. Таким образом, постепенно происходит освоение всей палитры выразительных средств. Кроме того, у детей формируются навыки игры в ансамбле.

На третьем этапе дети осваивают более сложные многоголосные произведения, с привлечением большего количества разнообразных инструментов. Основной формой работы становится «оркестровка».

Затем они выбирают (или им предлагаются педагогом) инструменты, на которых можно исполнить данное произведение. Дети сами (или с помощью взрослого) распределяют разные фактурные линии между инструментами и разучивают свои индивидуально. После этого музыканты объединяются в оркестр и исполняют произведение все вместе, целиком.

При обучении важно применять метод дедукции (то есть «от простого к сложному») и давать детям понятия и термины постепенно, в следующем порядке: Ритм. Динамика. Агогика. Звуковысотность. Ансамблевая игра. Оркестровка.

Мы используем в своей деятельности методику Е. С. Железновой «Сказочки-шумелки», которая помогает закрепить названия музыкальных инструментов, приемы звукоизвлечения на таких инструментах, как маракас, бубен, бубенцы, барабан [9]. Сказочки-шумелки являются  эффективными  и весёлыми упражнениями для развития слуховой памяти, мелкой моторики, внимания, фантазии, речи детей.

Итогом такого рода занятий можно сделать выступления детского оркестра на различных праздниках и развлечениях. А если в числе зрителей – не только ребята, но ещё и их родители, то и ощущение радости от успеха чувствуется вдвойне.

Заключение

Итак, выделим наиболее успешные методики обучения старших дошкольников элементарному музицированию, которые способствуют повышению интереса и мотивации к музыкальной деятельности: это игровые формы обучения по системе К. Орфа, М. Монтессори.

Особенно мы бы хотели выделить методику инструментально-исполнительской игры, когда ребенок задействован в совместном элементарном музицировании, Он сам может подобрать инструменты под несложные пьесы, исполнять ритм на ударных и шумящих инструментах или мелодические фразы на ксилофоне. Именно эту методику мы применила на своих занятиях, внеся больше творческого начала: дети сами могут выбирать инструменты, а не играют по заранее заготовленным карточкам, сочиняют стихи, подбирают слова, придумывают сказки и сюжет к музыке играют в ролевые игры.

При занятии с ребятами важна атмосфера, которая способствует успешному творческому процессу и раскрепощает детей. Педагог должен быть помощником, наблюдать и направлять детей, задавать наводящие вопросы, но стараться не вмешиваться в творческий процесс и не давать «готовые ответы».

В качестве инструментальной базы могут подойти инструменты из набора К. Орфа (бубен, барабаны, маракасы, бубенцы и т.п.), а также подручные средства (бумага, пакеты и др., создающие шумовой эффект).

Важно соблюдать метод «от просто к сложному» и вводить новые термины и понятия постепенно: от определения ритма до понятия оркестровки.

Очень полезным и занимательным методом мы считаем сказочки-шумелки (Е. С. Железнова), они дают возможность детям самостоятельно участвовать в сюжете, помогают выучить инструменты, в целом развивают их абстрактное мышление и воображение.

Наиболее успешным методом обучения дошкольников элементарному музицированию мы считаем игровой метод. Его использовали в своих методиках К. Орф, М. Монтессори др. В методике К. Орфа наиболее важным было развитие творческого начала в процессе исполнения и создания музыки. У М. Монтессори основным методом является содействие естественному развитию, подготовке необходимой среды и свобода выбора в этой среде. Программа Е. С. Железновой построена на применении метода игры – в песнях, пальчиковых играх, сказочках-шумелках .

В ходе практической деятельности мы пришли к заключению, что применение двух типов занятий: совместное музицирование с применением шумящих и звуковысотных инструментов (метод «инструментально-исполнительской игры» по Орфу) и сказочки-шумелки с применением шумовых инструментов могут оказать существенную помощь педагогу-музыканту при формировании у старших дошкольников мотивации к элементарному музицированию

 

Список использованных источников

  1. Абдуллин, Э. Б. Теория музыкального образования : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Прометей, 2013. – 431 с.
  2. Абдуллин, Э. Б. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева / Под общей редакцией М. И. Ройтерштейна. – М. : Музыка, 2006. – 336 с.
  3. Баренбойм, Л. А. Путь к музицированию / Л. А. Баренбойм. –2-е изд.,до. – Л. : Сов. композитор. – 1979. – 352 c.
  4. Баренбойм, Л. А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / Л. А. Баренбойм. – М. : Советский композитор, 1978. – 360 с.
  5. Большая Советская Энциклопедия (в 30 томах) / Гл. ред. А. М. Прохоров. – изд. 3-е . – М. : Сов. Энциклопедия. – 1974. –  Т. 17. – c. 89.

6..     Кабалевский, Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание: ст. и выступления разных лет / Д. Б. Кабалевский. – М. : Знание, 1984. – 64 с.

  1. Кременштейн, Б. Л. Педагогика Г. Г. Нейгауза / Б. Л. Кременштейн. – М. : Музыка. – 1984. – 88 с.
  2. Маслоу, А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб. : Евразия, 1999. – 479 с.
  3. «Музыкальная» методика Железновых [Электронный ресурс] //Я-родитель – URL: http://www.ya-roditel.ru/professionals/pedagogika/muzykalnaya-metodika-zheleznovykh/– Загл. с экрана.
  4. Словарь современного русского литературного языка. Изд-во Академии Наук СССР. М.-Л., 1957. – Т. 6. – С. 1352.
  5. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. – Гос. Изд-во иностр. и национ. словарей. – М., 1938. –Т. 2. – С. 276 ].

Добавить комментарий