Чэнь Ян
г. Москва, КНР
Руководитель: канд. пед. наук, доцент Асатрян Ольга Федоровна
Аннотация: в статье представлены результаты сравнительного исследования в виде экспериментальных опросов китайских студентов с целью выявления уровня подготовленности в области международного сотрудничества в сфере музыкального образования. Определены базовый, профильный, и углубленный уровни готовности к международному сотрудничеству. Исследование, рассмотренное в данной статье основано на анализе конкретных практических примеров.
Ключевые слова: музыкальное сотрудничество, Китай, музыкальное искусство, профессиональная подготовка обучающихся.
Активное развитие Китайской Народной Республики в XXI веке, осуществление политики реформ и открытости, переосмысление традиций и общечеловеческих ценностей задали новый вектор развития в стране сферы образования, науки и культуры. В настоящее время Китай активно интегрируется в систему международных отношений. Обучение иностранных студентов осуществляется в рамках межгосударственных соглашений, через межвузовское сотрудничество. В области образования все более привычными становятся совместные проекты, касающиеся не только формы, но и содержания образования.
Процесс обмена студентами и преподавателями, международные исследования, проведение конференций, лекций и семинаров, издания научной литературы, совместные образовательные программы – вот список лишь нескольких направлений объединения разных стран с целью взаимного обогащения в методическом, культурном и организационном плане. Учитывая широкое применение и распространение данных направлений, автор статьи подчеркивают значимую роль подготовки обучающихся, владеющих как совокупными знаниями и навыками необходимых для международного сотрудничества в музыкально- педагогической и музыкально-исполнительской деятельности, так и различными навыками организации международной деятельности в сфере музыкального образования и искусства, практическим опытом разработки и реализации международных музыкальных проектов.
С целью выявления основной проблематики подготовки иностранных студентов из КНР, прибывающих на обучение в российские вузы, было организовано проведение экспериментального исследования. Для получения информации использованы следующие методы научных исследований: социологическое наблюдение, анкетирование, тестирование.
Наблюдение как метод психологии отличается универсальностью, т. е. применимостью к изучению широкого круга явлений, гибкостью. Основными характеристиками наблюдения как метода являются целенаправленность, планомерность, зависимость от теоретических представлений наблюдателя [1]. Преимуществами этого метода по сравнению с опросом являются следующие: возможность обеспечить более высокую объективность; возможность учета окружающей ситуации [2]. Анкетирование – одно из основных технических средств конкретного социального исследования; позволяет определить комплекс социально-экономических, демографических и психологических факторов, степень их воздействия на потребительский спрос [3].
Тестирование – метод педагогического исследования с использованием тестов. Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого [4]. Также в данном исследовании была применена методика исследования профессиональных ценностных ориентаций Милтона Рокича, основанная на прямом ранжировании двух классов жизненных ценностей – терминальные и инструментальные. Данная методика ценностных ориентаций личности позволяет определить особенности направленности личности и составляет основу ее отношений к себе, окружающим, внешнему миру, принципы жизненной концепции и мировоззрения. Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется как занимаемая им жизненная и духовная позиция, которая определяется по критериям уровня вовлеченности в сферу труда, в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов исследования дает возможность оценить жизненные идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей-средств и представлений о нормах поведения, которые человек рассматривает в качестве эталона. Важно прояснить структуру ценностных ориентаций человека, определить ведущие ценности, диагностировать противоречивость или непротиворечивость профессиональных ценностей. По результатам теста можно составить представление о закономерностях индивидуальной системы ценностных ориентаций личности [5].
В ходе исследования были определены следующие критерии оценивания готовности к международному сотрудничеству: теоретические знания; практические знания, умения и навыки делового общения, степень дипломатической осведомленности, уровень владения иностранными языками, участие в международных музыкальных конкурсах и фестивалях; социальное взаимодействие и коммуникабельность – выступление на семинарах, работа в команде, участие в научных конференциях.
С целью определения уровня подготовки к международному сотрудничеству студентов из Китая, поступающих на обучение в российские вузы, было проведено анкетирование иностранных обучающихся Московского педагогического государственного университета. Часть вопросов анкеты предполагали развернутый ответ с элементами рассуждения, что позволило получить не только сухую статистику, но и творческое восприятие предмета исследования и ориентирование в области международного сотрудничества.
В анкетировании приняли участие 28 обучающихся студентов из КНР. На основании совокупности выявленных критериев были определены три уровня профессиональной подготовки иностранных студентов: базовый, профильный, углубленный. Полученные результаты анкетирования представлены в таблице (см. табл. 1).
Таблица 1
Результаты анкетирования обучающихся из
Китайской Народной Республики
№
|
Блоки вопросов по направлениям
|
Базовый уровень
|
Профильный уровень
|
Углубленный
уровень
|
1
|
О международных
организациях в сфере музыкального искусства
|
90%
|
7%
|
3%
|
2
|
Об истории развития
Международного сотрудничества России и КНР
|
85%
|
10%
|
5%
|
3
|
О проводимых в
настоящее время международных музыкальных конкурсах и фестивалях
|
73%
|
16%
|
11%
|
4
|
Вопросы, касающиеся
собственного отношения, понимания, участия и личного вклада в международное сотрудничество
|
56%
|
32%
|
12%
|
Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования показали, что знания и уровень подготовки студентов к международному сотрудничеству в сфере музыкального образования в основном находятся на базовом уровне.
Были выявлены следующие основные недостатки в профессиональной подготовке студентов из КНР : низкий уровень владения языком, недостаточность знаний о русской музыкальной культуре, отсутствие осведомленности в области международного сотрудничества.
В результате обработки полученной в ходе исследования данных, мы пришли к следующему выводу: работа в области международного сотрудничества в условиях музыкально-педагогического вуза проводится недостаточно, вследствие чего китайские обучающиеся обладают неполной информацией о межкультурном взаимодействии между Россией и КНР, о возможности использовать международный опыт в организации системы музыкального образования.
Также были сделаны выводы о необходимости разработки экспериментальной образовательной программы, в которой будут освещены вопросы международного сотрудничества в сфере музыкального искусства, предоставлена информация о конкурсах, фестивалях международного уровня, реализованы различные формы учебной и внеучебной образовательной деятельности по включению обучающихся в межкультурную практику. Все это будет способствовать решению вопросов и проблем в контексте модернизации современного музыкального образования с учетом международных требований. Значимым показателем изменения ситуации по подготовке кадров к международному сотрудничеству будет являться рост процента обучающихся, которые принимают участие в международных музыкальных мероприятиях, а также в межвузовских научных конференциях, форумах, семинарах.
Отдельно необходимо подчеркнуть важное значение для решения поставленных вопросов – это развитие инновационного потенциала современного педагога, который будет готов осуществлять международную деятельность на материале музыкального искусства в современном образовательном процессе.
Также данные, полученные в ходе экспериментальной работы, показали, что организация педагогического процесса подготовки обучающихся из Китайской народной республики к международному сотрудничеству должна основываться на принципах метапредметного подхода и осуществляться в ходе целенаправленной, поэтапной, совместной деятельности всех его участников в течение всего периода обучения на разных дисциплинах, что приводит к повышению эффективности подготовки студентов.
Результаты данного исследования можно использовать не только в учебных целях, но и в дальнейшем применить на практике, что поможет повысить качество подготовки обучающихся к международной образовательной среде.
Список источников и литературы
- Коновалова, М. Д. Экспериментальная психология: конспект лекций / М. Д. Коновалова. – М. : Высшее образование, 2009. –180 с.
- Осипова Е.А. Организация наблюдения психолого-педагогического исследования. RL:https://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2015/06/18/organizatsiya-nablyudeniya-psihologopedagogicheskogo-issledovaniya.
- Березин, И. С. Маркетинг и маркетинговые исследования в России / И. С. Березин. –М. : Издательство Юрайт, 2012. –383 с.
- Пидкасистый, П. И. Педагогика: учебное пособие / П. И. Пидкасистый – М. : Педагогическое общество России, 2006. – 608 с.
- Карелин, А. А. Психологические тесты /А. А. Карелин. Т.1. – М. : «Владос», 2000. –312 с.