Формирование колористического видения обучающихся детской художественной школы

Кузяева Виктория Игоревна,

студентка 5 курса ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» г. Саранск, Республика Мордовия

 Аннотация: в статье рассматривается понятие колористического видения, которое тесно связано с понятием колорит и цвет. Указывается, что двойственная природа цвета способна оказывать глубокое влияние на эмоциональное состояние обучающихся и развивать их воображение. Цветовое восприятие действительности всегда базируется на образном начале, следовательно, для воплощения образа художнику необходимо нарабатывать «чувствительность» глаза для формирования колористического видения. Данная совокупность процессов цветоощущения, цветовосприятия может быть сформирована посредством различных приемов для развития наблюдательности, задач на подбор цветовых отношений. Это необходимо для развития воображения, творческих способностей, креативности.

Ключевые слова: колористическое видение, колорит, цвет, творчество.

Каждый вид искусства имеет свой специфический язык, свои изобразительные средства, при помощи которых создается содержательная форма произведения. Важнейшим средством выразительности в живописи является колорит.

Колорит (от итал. colorito, от лат. сolor – цвет, краска) Большая российская энциклопедия определяет, как «систему цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующую определённое единство и являющуюся эстетическим претворением красочного многообразия действительности» [2].

Как утверждает Н. Я. Маслов «колорит раскрывает образную мысль художника, это средство выразительного изображения содержания, которое хотел вложить мастер в свое произведение» [5, с. 46].

Нам близка точка зрения на понятие «колорит» М. С. Золотых, который говорит о том, что «колорит – это система цветовых отношений и взаимосвязей художественного произведения, воспринимаемая как оптическое целое, обусловленная образным содержанием и отражающая цвета реальной действительности» [4].

Понятия «колорит», «колористическое видение» невозможно без осознания понятия «цвет». В живописи цвет всегда занимает важную роль и считается одним из ключевых элементов художественного произведения. Это подтверждают многочисленные работы таких исследователей и художников как В. В. Визер, В. В. Кандинский, Н. Я. Маслов, Л. А. Венгер, Г. Г. Григорьев и др. По их мысли цвет позволяет художнику выразить свои эмоции, передать настроение и создать особую атмосферу в работе, оказывает значительное влияние на развитие и формирование мировосприятия человека.

Н. Н. Цаль пишет, что «цвет, с одной стороны, обладает физическими параметрами объективной реальности, а с другой – это субъективное психофизиологическое ощущение, являющееся следствием эмоциональной реакции восприятия» [7]. Следовательно, двойственная природа цвета способна оказывать глубокое влияние на эмоциональное состояние обучающихся и развивать их воображение.

Цветовое восприятие окружающей действительности, эстетическое отношение к изображаемому всегда базируется на образном начале, подкрепленном эмоциональной реакцией художника. Как правило такое видение цвета, как подчеркивает Е. В. Воронина, – есть «результат тонких наблюдений и размышлений над цветовыми соотношениями, осмыслением предмета в соотношении его свойств, формы, фактуры, значения в жизни» [3, с. 9]. Неслучайно цветовая палитра картин выдающихся мастеров живописи тонко и точно связана с содержанием сюжета, филигранно передает его суть и настроение, органически связана с содержанием мотива.

Отсюда вытекает понятие колористического видения как явления, связанного с мироощущением художника, процессом восприятия, его особым отношением к действительности [1, с. 130]. В художественно-образовательном процессе формирование данного качества у будущего художника является необходимым шагом для выработки способности замечать тончайшие нюансы света и цвета, убедительности и выразительности изображения.

Е. В. Воронина говорит о колористическом видении как о «совокупности процессов цветоощущения, цветовосприятия, подчинения и взаимосвязи цветов и возникающим в мышлении зрительным образом предмета, явления» [3, с. 2].

Е. Т. Семко под колористическим видением (являющимся частью живописного видения) понимает «восприятие натуры сквозь призму живописных средств и закономерностей языка изобразительного искусства, на основе которых создаётся художественный образ» [6, с. 228].

На основании определения колорита, изучения психологии художественного восприятия, исследований ученых (А. А. Унковский, Е. А. Хижняк, Д. Е. Стариченко, Е. Т. Семко и др.) мы понимаем колористическое видение как видение предмета изображения и его изображения в определенном колорите, которое опирается на чувство цвета, цветовые представления и размышления художника, обладает всеми качествами, присущими художественному видению.

Структурой колористического видения являются живописные средства и закономерности языка изобразительного искусства (закономерности цвета, света, пространства и др.)

В нашей статье мы рассмотрим колористическое видение как понятие, глубоко связанное с мировосприятием обучающего в его взаимосвязи с цветом – каким образом можно изобразить свои эмоции при помощи цвета, используя колористический подход.

Цвета могут вызывать различные чувства, они способны передавать эмоциональные состояния. Например, зеленый цвет у нас ассоциируется с спокойствием, красный – с яростью, а желтый цвет – с чувством радости и оптимизма. Обучающиеся должны научиться видеть красоту и многообразие цветовых отношений, исследовать различные цвета и их комбинации, придерживаясь принципа гармонии цветовых отношений, уметь кистью и красками передать с помощью цвета свои эмоции и настроение. Так же не стоит забывать о понятиях насыщенность, светотень и цветовые контрасты. Ведь без этого у них не получится создать выразительные произведения.

Н. В. Блохина утверждает, что «определенную «чувствительность» глаза, а значит и колористическое видение можно развить с помощью специальных упражнений» [1, с. 131].

Художники-педагоги уделяли данной проблеме большое внимание. Например, В. Г. Волков разработал различные приемы для развития наблюдательности: детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. Например, предлагается тема «Осень» (в городе, в лесу и др.). Раскрывая ее, можно нарисовать деревья с пожелтевшими листьями; улетающих птиц; машины, убирающие урожай на полях; первоклассников, идущих в школу, и многое другое.

К. А. Коровин предлагал в своей методике решать задачи на цветовые отношения: найти в постановке взаимодействие одного цвета с другим, сближенные по цвету отношения. В. А. Серов предлагал своим ученикам на начальном этапе обучения писать всего тремя красками.

Приемам формирования колористического видения обучающихся мы уделяем много времени при проведении занятий в детской художественной школе искусств г. Ковылкино Республики Мордовия. Так, с обучающимися 3 класса было проведено занятие на тему «Вкусовые ощущения». Мы изучали понятие колорита, как правильно и гармонично сочетать цвета, развивали технику работы с гуашевыми красками, учились находить цветовые отношения, выполнили практическую работу. Задание состояло в том, что нужно было создать четыре абстрактные композиции, иллюстрирующих вкусовые ассоциации, например, кислое, сладкое, горькое, острое. После чего ребята показывали свою работу преподавателю и одноклассникам, чтобы те могли угадать, какой именно вкус они имели в виду.

Самая главная задача педагога – пытаться научить учащихся целостно, обобщенно воспринимать цветовую информацию. Цвет является неотъемлемой частью нашей жизни и несет в себе свой собственный эмоциональный заряд, способный вызывать у нас разнообразные чувства и ассоциации Обучающиеся должны понимать, как сочетаются цвета между собой, что с помощью цвета можно передавать свое эмоциональное состояние и свои ассоциации с вкусами. Развитое колористическое видение позволяет им лучше воспринимать и использовать цвета в своем творчестве. Таким образом, формирование колористического видения детей способствует развитию эстетического восприятия, а также творческого мышления обучающихся, обогащая их художественные навыки в живописи.

Список литературы

  1. Блохина, Н. В. Формирование колористического видения у учащихся детской художественной школы / Н. В. Блохина. – Текст: непосредственный // Преподаватель XXI век. – 2011. – № 2. – С. 130-135.
  2. Большая Российская энциклопедия: [сайт]. – 20 – URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2082194 (дата обращения: 29.04.2024). – Текст: электронный.
  3. Воронина, Е. В. Формирование колористического видения у студентов ХГФ на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Елена Владимировна Воронина ; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2004. – 20 с. – Текст: непосредственный.
  4. Золотых, М. С. Развитие колористического видения студентов III — IV курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов в процессе работы над живописью портрета : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Михаил Сергеевич Золотых ; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2007. – 20 с. – Текст: непосредственный.
  5. Маслов, Н. Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству: учебное пособие / Н. Я. Маслов. – Москва : Просвещение,1984. – 112 с. – Текст: непосредственный.
  6. Семко, Е. Т. Определение этапов формирования колористического видения у студентов специальности изобразительное искусство в процессе самостоятельных занятий живописью / Е. Т. Семко. – Текст: электронный // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2009. – № 8. – С. 227-232. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-etapov-formirovaniya-koloristicheskogo-videniya-u-studentov-spetsialnosti-izobrazitelnoe-iskusstvo-v-protsesse (дата обращения: 29.04.2024).
  7. Цаль, Н. Н. Развитие колористического видения учащихся ДХШ на занятиях пленэрной живописью : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Наталия Николаевна Цаль; Московский педагогический государственный университет. – Москва, 2010. – 21 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий