НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА РИТМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЕМКИНА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

Аннотация: в статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты развития чувства ритма у младших школьников, описываются теоретические основы развития чувства ритма, методические подходы к обучению ритму у детей, а также психологические аспекты.

Ключевые слова: ритм, чувство ритма, музыка, развитие, младшие школьники.

 

DEMKINA EKATERINA ALEKSANDROVNA

Bachelor, Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia.

SOME PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF RHYTHM DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

 Abstract: the article discusses psychological and pedagogical aspects of the development of rhythm sense in younger students, describes the theoretical foundations of the development of rhythm sense, methodological approaches to teaching rhythm in children, as well as psychological aspects.

Key words: rhythm, sense of rhythm, music, development, younger students.

 

Развитие чувства ритма у младших школьников – это многоаспектный процесс, охватывающий когнитивные, социальные и физические области развития ребенка. В рамках психолого-педагогической науки, этот процесс не только связан с музыкальным образованием, но и считается непременной частью комплексного развития личности ребенка, включающей в себя эмоциональную, социальную и когнитивную сферы.

Чувство ритма является одним из фундаментальных музыкальных компонентов, играющих важную роль в формировании музыкальной компоненты у детей, особенно в младшем школьном возрасте. Развитие чувства ритма у младших школьников в ходе исполнения народных песен на уроках музыки базируется на ряде теоретических основ. Исполнение народных песен на уроках музыки представляет собой идеальную среду для формирования у младших школьников чувства внутреннего ритма – народные песни характеризуются яркой ритмической структурой, мелодическим разнообразием и эмоциональной насыщенностью, что позволяет детям легче воспринимать и запоминать ритмические образы [5].

Чувство ритма является базовым не только для музыкального, но и для двигательного развития учащихся. Ритм помогает организовать пространственно-временную структуру действий, влияет на развитие речи и познавательных процессов. Существуют различные подходы к обучению ритму, и каждый из них предлагает свой спектр методов и приемов, при этом все они сходятся во мнении о необходимости его развития с раннего возраста.

Развитие чувства ритма у младших школьников основывается на методах и приемах музыкального обучения, направленных на активное вовлечение детей в процесс исполнения музыкального произведения. Интерактивные задания, игра на инструментах способствуют более глубокому ощущению и пониманию ритмических особенностей музыки. В данном контексте важна работа над физической составляющей – это могут быть подвижные игры, танцевальные движения, музыкальные «флеш-мобы» на уроках музыки. Такие приемы способствуют активному развитию у детей координации движений, чувства времени и темпа, что в свою очередь благоприятно сказывается на формировании чувства ритма.

Создание музыкальной атмосферы в классе или дома также способствует развитию чувства ритма. Прослушивание различных музыкальных произведений, обсуждение ритмических характеристик композиций, самостоятельное исполнение ритмических упражнений помогают детям погружаться в музыкальную среду. При организации процесса развития чувства ритма у младших школьников важно отметить психолого-педагогические аспекты – они включают в себя несколько важных основ, которые влияют на формирование способности детей чувствовать и воспринимать ритм [3]:

  1. Возрастная характеристика – важно учитывать особенности младшего школьного возраста при работе над развитием чувства ритма. Дети на данном жизненном этапе активно развивают музыкальные способности и могут более глубоко воспринимать ритмические структуры.
  2. Индивидуальные особенности – каждый ребенок уникален, поэтому важно учитывать индивидуальные особенности при разработке методик и заданий по развитию чувства ритма. Некоторым детям может потребоваться больше времени и усилий для освоения ритмических умений.
  3. Игровой подход – для младших школьников игровая форма является эффективным способом обучения. Игры, танцы, ритмические упражнения помогают детям активно участвовать в процессе обучения и лучше усваивать материал.
  4. Музыкальная среда – создание музыкальной атмосферы в классе или дома способствует развитию чувства ритма у детей. Прослушивание разнообразной музыки, обсуждение ритмических особенностей композиций помогают детям погружаться в музыкальный мир.
  5. Педагогическое взаимодействие – важное значение имеет поддержка и помощь со стороны педагога. Педагог должен быть внимателен к потребностям каждого ученика, создавать интересные и разнообразные задания, которые помогут детям развивать свое чувство ритма.

При работе над развитием чувства ритма у младших школьников важно рассмотреть их психолого-возрастную характеристику. Младшие школьники – это дети в возрасте от 7 до 10 лет, которые находятся в периоде детства, отличающемся особыми психологическими особенностями и задачами развития. В этом возрасте происходит активное формирование различных качеств личности и усвоение знаний и навыков, необходимых для успешной адаптации к обществу и самостоятельной жизни [1]:

  • развитие когнитивных функций – младшие школьники активно развивают свои познавательные способности, формируют понимание причинно-следственных связей, улучшают способности к анализу и синтезу информации. Они начинают более осознанно мыслить, использовать логические операции, аналогии и обобщения;
  • эмоциональное и социальное развитие – дети этого возраста активно осваивают социальные роли, учатся взаимодействовать с окружающими, развивают эмпатию и умение сотрудничать. Важный этап – формирование моральных ценностей и установок;
  • самостоятельность и ответственность – в этом возрасте дети становятся более самостоятельными в выполнении учебных и бытовых задач, начинают принимать ответственность за свои поступки. Развивается умение планировать время, организовывать свою деятельность;
  • физическое развитие – в этом возрасте происходит активное физическое развитие детей. Они становятся быстрее и ловчее, улучшается координация движений, увеличивается выносливость и сила;
  • развитие личности – младшие школьники формируют свою идентичность, самооценку и самосознание. Важным является развитие позитивного отношения к себе и к окружающим, умение адаптироваться к изменяющейся среде.

Также немаловажно учитывать, что младшие школьники находятся в переходном возрасте между детством и подростковым возрастом, что связано с определенными проблемами. Для успешного развития детей в этом возрасте необходимо обратить внимание на следующие аспекты [1]:

  • поддержка эмоционального благополучия. Важно помнить, что младшие школьники могут сталкиваться с различными эмоциональными трудностями, такими как стресс, тревожность, низкая самооценка. Поддержка родителей, учителей и психологов играет ключевую роль в разрешении этих проблем и создании благоприятной атмосферы для развития;
  • создание стимулирующей образовательной среды. Для успешного обучения и развития младших школьников необходимо создавать интересные и разнообразные образовательные программы, учитывающие их возрастные особенности. Развитие творческих способностей, логического мышления, речи, чтения и письма должно быть приоритетом;
  • поддержка социальной адаптации. Младшие школьники часто сталкиваются с вызовами социальной адаптации – конфликты с одноклассниками, сложности в коммуникации, формирование дружеских отношений. Поддержка и помощь в решении этих проблем помогут детям успешно взаимодействовать с окружающим миром;
  • развитие физических способностей. Важно стимулировать физическое развитие младших школьников через спортивные занятия, игры на свежем воздухе, занятия физкультурой. Это способствует улучшению здоровья, координации движений и общей физической подготовке.

В данный период дети активно развивают свои когнитивные способности, в том числе память, внимание, мышление и речь. Они становятся более самостоятельными в учебной деятельности и начинают проявлять интерес к различным предметам и областям знаний. Важно учитывать, что в этом возрасте формируются основы академических навыков, которые будут иметь длительное влияние на учебный успех будущих лет.

В процессе работы с младшими школьниками на уроках музыки для развития чувства ритма при исполнении народных песен также можно включать элементы танцев. Танцевальные движения помогают детям лучше чувствовать ритм музыки и переносить его в свое тело, что способствует более полному восприятию и исполнению музыкальных произведений. Работа над различными ритмическими упражнениями и играми на уроках музыки способствует развитию координации движений, сосредоточенности внимания и музыкальной памяти у детей. Постепенное углубление в музыкальный материал и повышение сложности ритмических заданий поможет младшим школьникам преодолевать трудности и совершенствовать свои навыки. Поощрение детей за усилия, создание позитивного отношения к музыке способствует более успешному формированию этого важного музыкального навыка [2].

Следует отметить, что развитие чувства ритма у младших школьников также способствует формированию у них уверенности и самовыражения через музыку. Умение контролировать свои движения в соответствии с музыкальным ритмом помогает детям чувствовать себя комфортно в музыкальной среде и проявлять свои творческие способности. Развитие чувства ритма у младших школьников имеет большое психолого-педагогическое значение, так как это способствует их комплексному развитию и формированию музыкальной культуры. Рассмотрим основные психолого-педагогические аспекты этого процесса [3, 4]:

  1. Координация движений – развитие чувства ритма помогает детям улучшить координацию движений, что важно для развития их моторики и психомоторики. Это влияет на общую физическую подготовку и развитие моторики рук и ног.
  2. Внимание и концентрация – умение следовать за музыкальным ритмом требует внимания и концентрации. Работа над различными ритмическими упражнениями помогает детям развивать эти навыки, что в дальнейшем может отразиться на их успехе в учебе и повседневной жизни.
  3. Эмоциональное самовыражение – музыкальная активность позволяет детям выразить свои эмоции через музыку и движения. Развитие чувства ритма способствует развитию эмоционального интеллекта, что помогает детям лучше понимать и контролировать свои чувства.
  4. Социализация – работа в группе над музыкальными упражнениями способствует развитию навыков коммуникации, сотрудничества и уважения к мнению других. Это важно для формирования у детей социальных навыков и адаптации к коллективу.
  5. Творческое мышление – чувство ритма развивает творческое мышление у детей, побуждая их к самовыражению, экспериментам и поиску нестандартных решений. Это способствует развитию креативности и умения мыслить гибко.
  6. Развитие музыкального слуха – чувство ритма важно для формирования музыкального слуха у детей. Работа с ритмическими упражнениями помогает им лучше понимать и воспринимать музыкальные фрагменты, различать ритмические структуры и сопровождать музыку под руководством педагога.
  7. Повышение самооценки и уверенности – успешное освоение ритмических упражнений и музыкальных композиций способствует повышению самооценки у детей и укреплению их уверенности в собственных силах. Это важно для формирования позитивного само-восприятия и развития самоуважения.
  8. Улучшение памяти и когнитивных способностей – работа с музыкальным ритмом способствует развитию памяти, внимания и когнитивных способностей у детей. Они учатся запоминать и воспроизводить музыкальные ритмы, что развивает их мозговую активность и когнитивные функции.

Исходя из этих аспектов, развитие чувства ритма у младших школьников играет существенную роль в их образовании и развитии. Педагоги и родители могут содействовать этому процессу, создавая специальные условия для развития музыкальной грамотности и чувства ритма у детей с помощью разнообразных музыкально-ритмических игр, упражнений и активностей.

Таким образом, период младшего школьного возраста представляет собой важное время в развитии ребенка, когда формируются основы его когнитивных, социальных и эмоциональных навыков. Поддержка со стороны родителей и педагогов важна для успешного преодоления детьми возникающих проблем и задач развития в этом возрасте, а развитие чувства ритма у младших школьников требует комплексного подхода, включающего в себя использование игровых форм обучения, индивидуальный подход к ученикам, создание музыкальной атмосферы в обучении. Педагоги и родители играют ключевую роль в этом процессе, стимулируя интерес детей к музыке и помогая им развивать свои музыкальные способности.

 

Список использованных источников

  1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2022. – 400 с.
  2. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста / А. Н. Зимина. – Москва : Владос, 2016. – 304 с.
  3. Николаева, А. Ю. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи дошкольников / А. Ю. Николаева, Л. М. Гришина // Молодой ученый. – 2023. – № 37 (484). – С. 116-118.
  4. Субботина, И. В. Методика музыкального образования: Актуальные вопросы современного музыкального образования / И. В. Субботина. – Вологда : Легия, 2011. – 84 с.
  5. Филановская, Т. А. Образование и культура: актуальные проблемы педагогики искусства / Т. А. Филановская. – Москва : Флинта, 2015. – 321 с.

Добавить комментарий