ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКИХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ ПРИЁМОВ СТИЛИЗАЦИИ ПРИРОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

УДК 78-053.4(045)

ББК 85.31р

 КАЙМИНОВА АННА СЕРГЕЕВНА

студент кафедры музыкального и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, pozdjajkinaas@yandex.ru

 Ключевые слова: стилизация природных объектов, формирование навыков стилизации, навыки стилизации у обучающихся детских художественных школ, стилизация, искусство.

Аннотация: В статье представлена обобщенная информация о проблеме развития художественных навыков обучающихся в процессе работы над стилизацией природных объектов.

 FORMATION OF TECHNIQUES FOR STYLIZATION OF NATURAL OBJECTS AMONG STUDENTS OF CHILDREN’S ART SCHOOLS

 KAIMINOVA ANNA SERGEEVNA

student of the of the department student of music and art education of the Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

 Кey words: stylization of natural objects, formation of stylization skills, stylization skills in students of children’s art schools, stylization, art.

Аbstract: The article provides generalized information about the problem of developing the artistic skills of students in the process of working on the stylization of natural objects.

 

Современный мир требует от художественных учреждений и школ формирования творческих и креативных личностей, способных к проектной работе. Одним из основных критериев создания личностей является умение работать с композицией и всеми её составляющими, что выражается в умении организовывать пространство, располагать главные элементы с дополнительными деталями на холсте, бумаге или графической программе. В научно исследовательской статье Т. С. Беляковой говорится, что педагог дополнительного образования играет важную роль в повышении эффективности образовательного процесса, так как он работает с учениками вне школы и может использовать более гибкие и инновационные методы обучения [3].

Детская художественная школа — это учреждение дополнительного образования, основное внимание в котором уделяется обучению основам изобразительного искусства: рисунку, живописи, станковой и декоративной композиции, декоративно-прикладного творчества, художественной обработке различных материалов. Реализация предпрофессиональных и общеразвивающих программ нацелена на выявление и раскрытие творческого потенциала всех обучающихся, формирование их художественной культуры и эстетического восприятия. Как упоминает в своих педагогических трудах Ю. К. Бабанский, в процессе обучения его цели конкретизируются педагогом, так как он определяет, какие знания, умения и навыки должны быть освоены учащимися в конкретный период времени [2].

Для получения навыков стилизации объектов не мало важно формирование всех художественных основ. Стилизация – это преображение любой композиции (рисунок, фотография, иллюстрация, картина, реальный объект). Она видоизменяет, приукрашивает и связывает все элементы в общую композицию, придавая ей нужный для передачи поставленной идеи вид.

Начиная говорить о стилизации в целом, прежде всего, нужно обратиться к сути термина «стиль». Рассматривая каждую эпоху, мы замечаем её определенные черты. Эти особенности разных многовременных отрезков называются историческими стилями, каждый из которых передаёт свои уникальные черты.

Исторические стили развивались неравномерно, они постепенно распространялись по территории близь лежащих стран в зависимости от места зарождения, уровня качества жизни, политических отношений и территориальных особенностей. Так как история человечества берёт своё начало примерно с 2,5 миллионов лет назад, и каждый этап развития имеет свои особенности, стиль, как художественное мышление, является самой обобщённой категорией художественного мышления.

Сам же по себе термин «стиль» имеет исключительно одну основную суть – это передачу уникальности любого художественного этапа, с помощью уникального содержания, форм выражения и элементов присущих выбранной эпохи. Французский художник Андре Дерен говорил, что «Стиль является плавным переходом от человека к действительности и обратно»[1]. Одним из ведущих заданий, предлагаемым учащимся, является выполнение декоративных композиции на заданные темы направленных на  развитие воображения обучающихся.

Хотя законы стилизации в теории могут быть довольно сложны, на практике они доступны любому человеку, даже если он не знает о существовании такого понятия. Это связано с тем, что правила стилизации объектов основаны на особенностях человеческого восприятия (иными словами, навык стилизации является естественным и присущим каждому). Именно поэтому при стилизации, важно опираться на внутреннее чувство композиции, то есть на внутренние ощущения. В основную образовательную программу детских художественных школ, очень важно включать задания, которые помогают развивать это чувство [5].

Стилизация природных объектов – это подвид стилизации в которой главным объектов является природный элемент. В декоративной композиции помимо главного природного элемента могут учувствовать и множество других, их основная задача – дополнить стиль общей картины, очертить образ или стать его частью и заполнить пространство; так же дополнительные элементы  должны помочь раскрыть идею, замысел композиции. Композиции с большим количеством фигур и детально прорисованным окружением — самые сложные, так как любой объект, будь то главный или второстепенный, имеют свой индивидуальный характер, смысловую нагрузку.

В процессе выполнения стилизованной многофигурной декоративной композиции природных объектов, по утверждению Н. И. Костарёвой, происходит закрепление знания основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы, знания принципов сбора подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла, умения применять полученные знания о средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности, цвете и контрасте в композиционных работах [5].

Во время самого процесса обучения детей, педагогу важно занять правильную педагогическую позицию. Занимая её, он вырабатывает свою концепцию образования и создает условия для успешного развития личности каждого ученика.

Проведенный анализ показал, что в большинстве современных образовательных программ не уделяется должного внимания вопросам формирования навыков выполнения стилизации природных объектов у детей обучающихся в детских художественных школах. В результате дети испытывают трудности в создании качественной композиции, не имеют стратегического мышления и не умеют работать с факторами композиции, такими как цвет, свет, тон и форма.

Получается, что стиль можно определить как систему связей всех внутренних компонентов творческого процесса. А сам процесс, включает в себя: содержание, форму, колорит и технику выполнения. Если первые компоненты творческого процесса в основном будут, зависит от задания или общей цели, но техника выполнения всегда будет отличаться. Это связано с уникальностью каждого человека, его профессиональных знаний, умений и навыков.

Возвращаясь к начальному определению и отталкиваясь от выше сказанного, мы делаем вывод что стилизация – это переработка или видоизменение исходных форм выбранного объекта, с помощью различных приёмов и индивидуальности техник выполнения, которые соответствуют одному стилю или уникальному сочетанию нескольких.

При создании  художественных форм основным средством выражения будет передача главной идеи. Но если говорить о стилизации в живописи, то главным будет уже не просто задумка, а задача донести до зрителя определённую историю с передачей характера картины.

«Активно внедрять принцип стилизации в свои работы художники начали в ХХ веке. Они прибегали к обобщению и упрощению форм, не заостряя внимание на передачу действительности, добавляя множество цветов, главным образом передавая основную задумку» [4].

Стилизовать можно любой предмет, объект и местность. В декоративной стилизации зачастую стилизуются животные и природные объекты. В общей композиции придавая животным более подходящий их характеру вид, а растения максимально отображая их по назначению текстуре и форме. К примеру, такса может быть преувеличено длинной, а чертополох максимально колючим [1].

Окружающая нас природа является замечательным объектом для художественной стилизации. Выбрав одно растение, его можно изучать и изображать в разных вариациях бесконечно. При этом каждый раз стилизация будет узнаваема благодаря характерным чертам объекта.

На основе проделанного анализа по природному объекту можно добавить к наиболее существенным и значимым качествам всевозможные свойства и новые черты характера, как бы оживить предмет. Или наоборот преобразовать растение в предмет интерьера.

Также стоит отметить, что существует несколько видов и приёмов стилизации. К видам стилизации, по мнению Шокоровой Л.В., относятся: творческая стилизация, внешняя поверхностная, а также декоративная и абстрактная. К числу приёмов стилизации можно отнести: гиперболизацию, упразднение, различные подходы к трактовке в формы, применение различных графических техник, наполнение формы несуществующим элементами и так далее [5].

Умение стилизовать природные объекты является достаточно сложным по содержанию. Умения стилизации предполагают владение основами рисунка и конструктивного анализа и построения изображаемого объекта, так как знание о его строении, пластике, пропорциях и т.д. является основой для его дальнейшей стилизации и трансформации.

Также, стилизация имеет большое количество собственных правил и приёмов, без знания которых создание стилизованного изображения является невозможным. Помимо знаний, стилизация требует развитого умения абстрагироваться, вычленять главное, при этом опуская незначительное в рисунке, не зацикливаясь на мелких деталях, а знание исторических аспектов развития стилизованного изображения в разных культурах позволяет лучше ориентироваться в декоративных элементах и особенностях построения тех или иных объектов. Именно поэтому развитие умений стилизации даёт достаточно много дополнительных положительных эффектов в развитии не только творческих умений обучающихся, но и делает их развитие разносторонним.

Обучение декоративному рисованию позволяет не только сформировать соответствующие умения и базу знаний, содержащую информацию о различных техниках выполнения рисунка, но и выявить склонности ученика к тому или иному пути создания художественных образов. Использование при этом различных материалов и приемов изображения природных объектов и даже явлений окружающего мира способствует развитию у учеников интереса к изобразительной деятельности в целом, что является одним из залогов всестороннего развития творческой индивидуальности обучающегося[2].

Обобщая всё выше сказанное, мы пришли к выводу, что термин «стилизация природных объектов» является передачей конкретной группы изображений – элементов природного происхождения. При этом их можно трактовать в двух видах.

С одной стороны стилизация природных объектов может создаваться как свободное исполнение или продуманная имитация художественной передачи какого-либо исторического стиля, характерного для определённой эпохи, течения. Однако, с другой стороны, это процесс работы, предполагающий декоративную передачу изображений природных объектов (фигур предметов) с помощью возможных приёмов изменения форм плоскостно-объёмных и цветовых решений.

В обоих случаях стилизация будет являться процессом преобразования реалистичного образа природного объекта, в плоскостное декоративное изображение выполненного с помощью определённых средств, приёмов, материалов и методов выбираемых в зависимости от поставленных целей.

 

Список использованных источников

  1. Егорова, О. С. Методика обучения приёмам стилизации / О. С. Егорова, М. В. Мельникова – Текст: непосредственный // Искусствоведение. Вопросы науки и образования. – 2020. – С. 14-18.
  2. Казакова, А. С. Разработка диагностического инструментария по исследованию формирования навыков стилизации у учащихся художественной школы в процессе создания декоративной композиции / А. С. Казакова, О. Ю. Евсеева – Текст: непосредственный // Науки об образовании. StudNet №5. – 2021.
  3. Рустамов, Ж. Р. Стилизация в изобразительном искусстве / Ж. Р. Рустамов – текст непосредственный // Науки об образовании. Наука и образование сегодня. – 2021. – С. 46-47.
  4. Соколова, О. Е. Стилизация как важнейший принцип взаимосвязи натурного и декоративного рисования / Соколова О. Е. // Прочие социальные науку. Преподаватель ХХI век. – 2013. – С. 191-193.
  5. Туляганова, Ш. Э. Стилизация в изобразительном искусстве / Ш. Э. Туляганова – Текст: непосредственный // Науки об образовании. Проблемы педагогики. – 2021. – С. 65-67.

Добавить комментарий