КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

УДК 372.874

ББК 85.15

КОЛДАШОВА СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, 89179962871@mail.ru

 Ключевые слова: книжная иллюстрация, творческий потенциал, изобразительное искусство, обучение школьников, иллюстрация.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме влияния книжной иллюстрации на развитие творческого потенциала у обучающихся.

 

BOOK ILLUSTRATION AS A MEANS OF DEVELOPING THE CREATIVE POTENTIAL OF STUDENTS

 Koldashova Sofya Alekseevna

student of the Faculty of Pedagogical and Art Education Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 Key words: book illustration, creative potential, fine art, school education, illustration.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of the influence of book illustration on the development of creative potential among students.

 

В настоящее время все больше учителей и педагогов осознают важность использования книжных иллюстраций в обучении изобразительному искусству. Это связано с тем, что выполнение книжных иллюстраций представляет собой полезный инструмент для развития творческих способностей обучающихся.

Под иллюстрацией  будем понимать «изображение, сопровождающее и поясняющее текст» [5]. В. А. Езикеева отмечала, что иллюстрация играет важную роль в понимании детьми художественных произведений.  В большей степени это относится к детям младшего школьного возраста. Позже роль иллюстрации уменьшается, а роль самого текста возрастает [2].

Книжные иллюстрации являются важным инструментом в развитии творческих способностей учащихся. Они позволяют юным художникам проявить свой талант и показать свою фантазию, а также использовать различные материалы и техники. Кроме того, иллюстрации помогают развивать художественный вкус и обогащают внутренний мир учащихся.

Детям важно увидеть и осознать значимость индивидуальности и стиля создания иллюстрации разных художников, а также их способность передать чувства, суть и смысл литературного произведения. Для этого можно познакомиться с творчеством таких художников, как Ю. А. Васнецов, М. В. Куприянов, В. В. Лебедев, Е. М. Рачев, В. А. Фаворский.

Для занятий по иллюстрированию учитель должен подготовить соответствующее литературное произведение, учитывая возрастные особенности детей и школьную программу по литературе. Например, в  традиционной программе  по изобразительному искусству для первого класса, разработанной В. С. Кузиным, предусмотрены уроки, на которых дети создают иллюстрации к русским народным сказкам.  Первоклассники иллюстрируют сказки, которые уже были изучены ранее, такие как «Маша и медведь», «Колобок» и др. [3].

К. Д. Поскребышева выделяет три группы методов обучения иллюстрированию литературных произведений – словесный – лекции, обсуждения этапов работы, наглядный – использование зрительного ряда и практический – создание собственных творческих работ [6].

К. С. Куташева и О. В. Синева выделили десять основных традиционных техник создания книжной иллюстрации: ксилография, офорт, рисунок карандашом (скетч), литография, акварельные иллюстрации, иллюстрации гуашью, коллаж, иллюстрация чернилами [4].

Педагог должен обучать учеников основным видам иллюстраций, которые могут встречаться в книгах. В зависимости от размера и положения в книге, иллюстрации могут быть: обложкой, фронтисписом, заставкой, полосной иллюстрацией, полуполосной, разворотной, оборонной и рисунками на полях. Иллюстрация на обложке или переплете должна передавать идею книги. Фронтиспис располагается перед титульным листом и должен передавать общий характер литературного произведения. Заставки помещаются в начале части или главы, концовки, соответственно, в конце текста. Рисунки на полях текста акцентируют внимание на менее значимых событиях произведения [7].

При создании иллюстрации особо важно создание верной композиции. Например, при правильном расположении объектов в сюжетной композиции создает еще и более глубокую передачу сюжета, именно то, что хотел сказать автор произведения. Для того,  чтобы не совершать ошибки на итоговой работе, необходима работа с эскизами. После чего выбирается лучший из них и переносится на реальный размер [1].

Помимо вышесказанного в работе с иллюстрациями важно отражение главной темы литературного произведения. Задачей является передача образов персонажей, а именно их характера, внешнего облика, места и среды обитания, целей и даже взглядов на мир.

На уроках по созданию иллюстраций педагогу необходимо контролировать процесс работы учащихся на каждом из этапов. Организация обучения созданию иллюстрации состоит из таких этапов как знакомство учащихся с творчеством художников-иллюстраторов, с различными материалами, техниками, видами иллюстраций, изучение основ композиции, выбор сюжетов, создание полноценного образа героев, создание эскизов в соответствии с полученными знаниями и создание собственной уникальной работы. После всей пройденной работы важно проведение рефлексии, подведение итогов, обсуждение, как лично, так и в коллективе, сложностей, ошибок и успехов. В ходе обсуждений каждый ребенок может высказаться касательно своей работы и работ одноклассников. Положительным образом у детей откликнется и проведение итоговой выставки полученных работ.

Компетентное педагогическое воздействие на процесс обучения созданию иллюстраций может привести к точному освоению этого вида изобразительного искусства детьми, а также к раскрытию их творческого потенциала, выявлению творческих способностей и развитию художественного восприятия.

 

Список литературы.

  1. Голубева О. Л. Основы композиции. – Москва : Издательский дом «Искусство», 2004. – 47-55 с.
  2. Езикеева В. А. Содержание и методы обучения изобразительной деятельности детей 4-7 лет: Эстетическое воспитание в детском саду. – Москва : Просвещение, 1995. – 115 с.
  3. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах: Пособие для учителей. – Москва : Просвещение, 1988. – 191 с.
  4. Куташева К. С. Анализ техники исполнения различных видов иллюстраций. – Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет имени А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», 2021. – 23-25 с.
  5. Марчук Т. С. Иллюстрация как вид изобразительного искусства: особенности феномена и история развития. – Курск: Курский государственный университет, 2022. – 376-378 с.
  6. Поскребышева К. Д. Проведение уроков изобразительного искусства на тему иллюстрации в общеобразовательном учреждении: Вопросы педагогики. – 2019. – № 5-1. – С. 172-175.
  7. Черкесова К. И. О роли иллюстраций в литературных произведениях как средства обучения. – Белгород : Вопросы педагогики, 2019. – 148-150 с.

Добавить комментарий