ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

ЯРОВАЯ ЯНА ИГОРЕВНА

бакалавр, факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Научный консультант КОБОЗЕВА ИННА СЕРГЕЕВНА

доктор педагогических наук, профессор кафедры художественного и педагогического образования Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

 Аннотация: в статье систематизируются теоретико-методологические подходы к определению понятия «нравственные ценностные ориентации». В связи с тем, что само понятие «нравственные ценностные ориентации» по-разному трактуется в философии, психологии и других смежных областях научного знания, в статье анализируются основные подходы к его трактовке и предпринимается попытка их систематизации с целью нахождения общих элементов, консолидирующих понимание данных ориентаций на междисциплинарном уровне.

Ключевые слова: нравственность, ценностные ориентации, дошкольный возраст.

 

YAROVAYA YANA IGOREVNA

undergraduate, faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

 

KOBOZEVA INNA SERGEEVNA

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Art and Pedagogical Education, «Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev», Saransk, Russia. lantratovairina@mail.ru

 

INTERPRETATION OF THE CONCEPT OF «MORAL VALUE ORIENTATIONS» IN THE CONTEXT OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Abstract: The article systematizes theoretical and methodological approaches to the definition of the concept of «moral value orientations». Due to the fact that the very concept of «moral value orientations» is interpreted differently in philosophy, psychology and other related fields of scientific knowledge, the article analyzes the main approaches to its interpretation and attempts to systematize them in order to find common elements consolidating the understanding of these orientations at the interdisciplinary level.

Key words: morality, value orientations, preschool age.

 

Нравственные ценностные ориентации являются важным аспектом в развитии человека. Данной проблеме посвящены многочисленные научные разработки.

Проблему формирования этих качеств рассматривали философы, психологи разных эпох, такие как: Аристотель, Сенека, Декарт, Гегель, В. Соловьев, Н. Бердяев.

В научной литературе по психологии и социологии понятие нравственных ценностных ориентаций обычно рассматривается как сочетание конкретизированной (нравственность) и общепринятой (ценностные ориентации) частей.

В Философском словаре «ценности» трактуются, как «специфически социальные определения объектов окружающей среды, которые выявляют их положительную или негативную значимость для человека, общества» [9, с. 142].

Существует множество различных классификаций ценностей, предложенных как отечественными, так и зарубежными учеными. Единства в данной области быть не может, так как подходы к классификации могут быть самыми разными. Представим несколько примеров таких классификаций, чтобы понять, какое место отводится нравственным ценностям.

В. П. Тугаринов [8] делил ценности на:

—        ценности жизни (жизнь, здоровье, общение с себе подобными);

—        ценности культуры (материальные ценности и духовные ценности).

—        социально-политические ценности (общественный порядок, мир, свобода, справедливость, равенство).

В. Н. Сагатовский группировал ценности по видам деятельности и ее аспектам [7]:

—        нравственные (добро);

—        познавательные (истина);

—        утилитарные (польза);

—        эстетические (красота);

—        творческие (смысл).

Анализируя представленные классификации, можно утверждать, что нравственные ценности, выделяют в отдельный тип или подразумевают в одном из типов.

С термином «ценность» тесно связанны «ценностные ориентации». Вопросы ценностных ориентаций с педагогической стороны исследуются в трудах Т. К. Ахаян, Я. Гулечек, М. Е. Дуранова, А. В. Кирьяковой, Б. С. Круглова и др. По их мнению, ценностная ориентация является системой устремлений человека и характером этого устремления, высшим уровнем представления идеалов, смысла жизни, в целом лежащих в основе деятельности каждого человека, и являющихся внутренним источником своей деятельности. Педагогическое значение понятия «ориентация» означает зрелость личности, которая приобретает жизненные ориентировки [3].

Р. С. Немов характеризует ценностные ориентации как «то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Это определение помогает понять, какие аспекты жизни для человека наиболее важны и какие ценности для него особенно значимы» [4].

Таким образом, ценностные ориентации имеют важное значение в формировании личности, так как они определяют, какие аспекты жизни считаются важными и приоритетными для человека, а какие же считаются менее значимыми. Они влияют на наши решения, поведение и отношения с другими людьми.

В системе человеческих ценностей одним главных является нравственность, поскольку эта этическая категория определяет поведение человека, его взаимоотношения.

«Нравственность – это ценностная структура сознания, которая определяет, какие действия считаются допустимыми или недопустимыми, правильными или неправильными, в определенных ситуациях» [1, с. 18].

Многие ученые отождествляют нравственность с понятием морали. Такого мнения придерживаются: С. Ф. Анисимов, Е. В. Беляева, В. А. Блюмкин, И. Л. Зеленкова, В. А. Кондрашов и др. В кратком словаре по философии «мораль (лат. mores – нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [2, с. 191–192].

По мнению А. Ницше: «Быть моральным, нравственным, этичным – значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю» [5, с. 289].

В современном обществе нравственность является конституционной ценностью. В Российской Федерации закреплено в ч 3 ст. 55 Конституции РФ положение о том, что «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Методологический аспект развития духовного мира учащихся заключается в теории формирования ценностей, которая описывает процесс приобретения и развития ценностей и убеждений людей.

Рассмотрев понятия по отдельности нам необходимо охарактеризовать термин «нравственные ценностные ориентации». Анализируя исследования по данному вопросу, можно сделать вывод, что это понятие авторы трактовали различным образом.

Нравственные ценностные ориентации, являются основным компонентом личности, который определяет её поведение и взаимодействие с другими людьми. Наличие у человека личностно значимых критериев добра и зла позволяет ему осуществлять нравственную идентификацию, то есть различать и оценивать поступки и действия других людей как добрые или злые.

Т. А. Рассадина подчеркивает множественность и динамичность нравственных ориентаций. Согласно ее определению, «нравственные ориентации являются духовным образованием и социально-психологическим феноменом, который возникает в результате отражения в сознании человека общественных воздействий и его индивидуальной интерпретации этих воздействий» [6, с. 52].

Н. В. Космачева в своем понимании нравственных ценностных ориентаций подчеркивает, что они представляют собой присвоенные субъектом моральные ценности, которые определяют избирательность его отношения, поведения и деятельности. Согласно ее определению, нравственные ценностные ориентации являются ядром аксиосферы личности. По ее мнению, «нравственные ценностные ориентации являются результатом взаимодействия когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов» [1, с. 7]. Из этого следует, что они не только включают в себя наши убеждения и ценности, но и связаны с нашими эмоциями и поведением.

Нравственные ценностные ориентации являются основополагающими и определяют многие аспекты личности, такие как взаимосвязь с социумом, уровень социальной активности и направленность, а также отношение к себе, другим людям и миру в целом.

На основании вышесказанного можно заключить, что под категорией «нравственные ценностные ориентации» следует понимать нравственные ценности, основополагающими из которых являются «добро» и «любовь», отражающие содержание идеала и определяющие направленность формирования личности; отношение человека к себе и к окружающим, регулируемые совестью; содержание поведения и деятельности человека в различных сферах жизни.

 

Список использованных источников

 

  1. Космачева Н.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций у дошкольников : дис. …канд. пед. наук / Н.В. Космачева. – Коломна, 2009. – 222 с.
  2. Краткий словарь по философии / авт.-сост. Н. Н. Рогалевич. – Мн. : Харвест, 2007. – 832с.
  3. Набиуллина, Н.Г. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентации студентов учебных заведений среднего профессионального образования : дис. …канд. пед. наук / Н.Г. Набиуллина. — Уфа, 2006.- 184 с.
  4. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов. – М.: Просвещение; Владос, 1995. – 607 с.
  5. Ницше. Сочинение. В 2 т. Т. 1 / Ницше. – М. : НИИ ОП АПН СССР, 1998. – 218 с.
  6. Рассадина Т.А. Нравственные ориентации жителей российской провинции / Т. А. Рассадина // Социол. исследования. – 2004. – №7. – С. 52–61.
  7. Сагатовский, В.Н. Системный подход к классификации ценно стей / В.Н. Сагатовский // Научные исследования и человеческие потреб ности / ВНИИ системных исследований. — М. : Наука, 1979. — 119 с.
  8. Тугаринов, В.П. О ценностях жизни и культуры / В.П. Тугари нов. — Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. — 156 с.
  9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – М. : Республика, 2001. – 710 с.

Добавить комментарий