ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО КРУЖЕВОПЛЕТЕНИЮ В ШКОЛЕ ИСКУССТВ

УДК 78-053.4(045)

ББК 85.31р

МАМОНОВА АННА ПАВЛОВНА

студент факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, harlyquinn@bk.ru

 Ключевые слова: методические основы обучения, компоненты обучения кружевоплетению, восприятие кружева, средний школьный возраст, кружево, искусство.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме обучения кружевоплетению в организациях дополнительного образования детей среднего школьного возраста.

 

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE ORGANIZATION OF LACE-MAKING CLASSES AT THE SCHOOL OF ARTS

Mamonova Anna Pavlovna

student Faculty of Art and Music Education, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Key words: methodological foundations of teaching, components of lace weaving training, perception of lace, middle school age, lace, art.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of teaching lace weaving in organizations of additional education for children of secondary school age.

 

Жизненный опыт человечества тесно связан с задачами развития нравственного и творческого потенциала личности и его эмоций эстетического характера. Одним из источников накопления этого опыта является декоративно-прикладное искусство, также являясь важной частью художественной культуры. Посредством данного вида искусства духовная культура передаётся от поколения к поколению.

Изделия декоративно-прикладного искусства стилизованно передают культуру наций: их миропонимание, мировосприятие, художественный опыт народа, историческую память. Произведения искусства сохраняют духовные традиции и нравственные ориентиры, имеют материальную ценность и практичность применения в быту.

Творческое саморазвитие личности происходит в процессе приобщения к художественному творчеству, искусству, когда человек воспроизводит и преумножает полученный опыт соприкосновения к прекрасному. Народное творчество даёт учащимся нравственный эталон и образец, на основе которых они формируют свою собственную личность, наполнив позитивным смыслом моральные понятия, а также защищает современное общество от агрессии и насилия, распространяемых средствами массовой информации.

Воспитание определённой культуры в личности посредством декоративно-прикладного искусства способствует наследованию ценностей народного творчества и диалогу культур разных эпох и народов.

В последнее время в культурной среде России и зарубежья вновь возникает интерес к декоративно-прикладному искусству, наблюдается обращение к его истокам, в значительной мере совершенствуются техники исполнения произведений, и рассматривает исследование проблем развития декоративно-прикладного искусства своевременным и актуальным. Кружевоплетение как одно из ярких проявлений декоративно-прикладного искусства занимает в нем одно из ведущих мест, что и определило выбор темы нашего исследования: «Методические основы обучения художественному кружевоплетению в организациях дополнительного образования».

В настоящее время в мире возвращается интерес к декоративно-прикладному искусству. Наблюдаем обращение к истокам, совершенствование техник исполнения произведений и их качества исполнения. Исследуем задачи развития декоративно-прикладного искусства. Кружевоплетение является одним из кропотливых видов творчества и требует мастерства и сноровки от учащихся. Это сформировало выбор темы выпускной квалификационной работы: «Методические основы обучения художественному кружевоплетению в организациях дополнительного образования».

Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, социализирующую, релаксационную функции. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно-технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально-педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. В учреждениях дополнительного образования детей более эффективно внедряются социально-педагогические модели деятельности, поскольку традиции, стиль и методы работы этих учреждений максимально учитывают особенности социума. [7, с 75]

Система дополнительного образования создает благоприятные условия для организации воспитательной работы по различным направлениям, что способствует преодолению инертности, однообразия, пассивности. Педагог дополнительного образования обязан, в силу своей профессиональной ответственности по отношению к воспитанникам, разработать план воспитательных мероприятий в объединении и последовательно, целенаправленно, системно разрабатывать и реализовать различные формы и методы воспитательной работы. Важно, чтобы воспитательные мероприятия оказывали эффективное эмоциональное и интеллектуальное воздействие на членов творческого объединения. Для этого рекомендуется так построить воспитательную работу, чтобы она была органично связана со спецификой и познавательно-развивающей деятельностью кружка.

Одно из главных предназначений дополнительного образования – это овладение детьми социальным опытом на уровне решения значимых для них проблем (выбор взглядов, ценностных ориентаций), развитие собственных познавательных способностей, выбор будущей профессиональной деятельности и среды общения, которая привлекательна для обучающихся. Дополнительное образование – образование доступное: могут заниматься все дети – «обычные» и одаренные. Здесь реализуется право ребенка на обучение в индивидуальном темпе и объеме. [4, с. 36]

При обучении кружевоплетению наблюдаю следующую тенденцию: обучающиеся, которые имеют опыт плетения косичек заворачивают нужную коклюшку внутрь. Поэтому на основе этого наблюдения приходим к выводу, что нужно сменить ассоциацию – не косичка, а шнурок. Важно подвести аналогию, что кружево плетётся, а не вяжется. Тогда становится легче осваивать навык «перевить». Ученик должен научиться делать это действие синхронно. Но для осознания первых действий, делаем поэтапно: раз, два. Затем только переходим к синхронии в обоих руках. Для качественного исполнения шнурка нужно перевивать в натяжении нити, разводя руки в стороны.

Также есть действие «сплести». Меняются внутренние пары между собой. Важно в освоении этого навыка увидеть, что нить идёт слева направо, покрывая нить в правой руке. На этом действии руки сходятся и накидываем коклюшку из левой руки в правую, чтобы снова развести и делать перевить.

Повторяем этот цикл действий, сохраняя равномерность натяжения, чтобы увидеть лицевую и изнаночную сторону «плетешка». Лицевая при разноцветных нитках и заправке, что внутренняя пара одного цвета, внешняя – другого, выглядит следующим образом: полоски параллельно друг другу. Изнаночная сторона – чередование диагональных полосок.

Когда рукам сложно привыкать, могу поправить пока не придёт самостоятельность и осознанность движения.

Когда у начинающего нет достаточной скорости и качества плетения, важно повторять много раз: «все с чего-то начинают». Навык приходит только с опытом плетения, чем больше будет обучающийся плести, тем качественнее и быстрее будет результат. [5, с. 3]

Таким образом, обучение художественному кружевоплетению в организациях дополнительного образования играет важную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения, прививая любовь к исконно русским традициям и истории Отечества и Малой родины

 

 Список использованных источников

 

  1. Изобразительное искусство: 5-9 класс, программа для общеобразовательных учреждений. — Москва : Дрофа, 2010. – 159 с.
  2. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность : интеграция и взаимосвязь видов / Т. Г. Казакова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 2. – С. 80 – 87.
  3. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – Л. : Ленинградский гос. пед ин-т, 1983. — 264 с.
  4. Горькова Л.Н. Эффективность развития детской одаренности в условиях учреждения дополнительного образования // Дополнительное образование.-и 2001.-N 11
  5. Каланова. Л. В Саранске возрождают традиции темниковских кружев…[Текст] / Л.В. Каланова // Известия Мордовии. – 2017. – 23 мая. – № 20. – С. 9.
  6. Разработка методов художественного проектирования костюмов из кружевных полотен с использованием новых материалов и технологий : диссертация … кандидата технических наук : 17.00.06 / Зеленова Юлия Игоревна; [Место защиты: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)»]. — Москва, 2020. — 282 с.
  7. Буйлова, Л. Н. Актуализация роли дополнительного образования детей в современной образовательной политике РФ / Л. Н. Буйлова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 138-141. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1361/ (дата обращения: 08.04.2024)

Добавить комментарий