РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОГО ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Федотова Екатерина Сергеевна

студент факультета художественного и педагогического образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

  Научный консультант: Шишкина С. В.              

Ключевые слова: художественное восприятие цвета, цветовосприятие, цвет, методы развития цветового восприятия, образное восприятие цвета, художественный образ.

Аннотация: В статье рассматривается проблема развития художественного восприятия цвета у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства.

THE DEVELOPMENT OF IMAGINATIVE COLOR PERCEPTION IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN IN THE LESSONS OF FINE ARTS

 Fedotova Ekaterina Sergeevna

student of the Faculty of Art and Pedagogical Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Key words:  artistic perception of color, color perception, color, methods of developing color perception, imaginative perception of color, artistic image.

Annotation: The article deals with the problem of the development of artistic perception of color in children of primary school age in the lessons of fine arts.

 

Введение. Одним из важных аспектов в общем развитии детей младшего школьного возраста является – развитие у них качественного цветовосприятия.

Цветовое восприятие очень важная составляющая в детском понимании окружающего мира и младший школьный возраст, является сензитивным периодом для развития у ребенка наиболее правильного цветового восприятия. Дети, в этом юном возрасте, уже могут сочетать между собой простые цвета, но более сложные цветовые оттенки и их сочетания им еще трудно воспринимать в силу возраста и нехватки опыта. 

И из этого складывается проблема, связанная с тем, что дети, имеющие трудности с работой в цвете, становятся более ограниченными в выполнение творческих заданий, что в дальнейшем может сказаться на их мотивации к учебе в целом.

Но, цветовое восприятие ребенка, можно развить, если вовремя, познакомить его с цветоведением, еще на уроках изобразительного живописного искусства.  На уроках изобразительного искусства дети учатся не только работать с цветом и познавать его особенности, но также развивать свое воображение и эстетическое восприятие, совершенствоваться в творческой деятельности.

Методы художественного образования и методы развития цветовосприятия описаны в трудах Б. М. Неменского [3], В. С. Кузина [2]  и многих других. Их многочисленные исследования в области художественного образования детей, доказывают, что дети младшего школьного возраста с удовольствием занимаются творческой деятельностью, непроизвольно запоминая тот материал, который вызывает у них интерес.

Поэтому, используя заинтересованность учащихся к творческой деятельности уже с начальной школы, так необходимо, развивать их цветовосприятие в доступной для них форме, а именно цветовых образов.

Изложение основного материала статьи. Цвет имеет большое влияние на восприятие человека на протяжении всей его жизни, так как при помощи цветового зрения мы видим мир не только таким, какой он есть, но и способны зрительно прочувствовать его эстетическую составляющую, и в полной мере оценить всю красоту окружающего мира. Цвет напрямую влияет на наши чувства и эмоции, поэтому люди, у которых богато развито цветовосприятие, также хорошо развито и эстетическое восприятие. Зная о способности цвета – влиять на мировосприятие человека, и то кое оно оказывает эмоциональное воздействие на нас, мы понимаем, что цвет способен вызывать чувства у зрителя, созерцающего какой либо предмет или явление, или открытую эмоциональную реакцию.

Свое первое знакомство с основами цветоведения, дети с первого класса начальной школы, получают на уроках изобразительного искусства, изучая и анализируя различные произведения искусства, развивают свое восприятие цвета, а значит, учатся воспринимать красоту нашего необъятного мира, в целом. Изучение искусства цвета, где цвет выступает как самостоятельное средство выразительности в творческой деятельности и основ цветоведени, на занятиях живописи и цветоведения, в будущем может значительно повлиять на развитие ребенка. Это связано с тем, что цвет воздействует на позитивные эмоциональные реакции при его созерцании и проявление в окружающей ребенка среде.

Уроки изобразительному искусству, как и преподаваемые на них знания цветоведению, нужны в формировании личности школьников, так как это будет выражаться, в развитии у них творческого отношения к жизни, через искусство, что, тем самым, повлияет на их индивидуальный стиль, который найдет свое отражение в их самовыражении. На уроках изобразительному искусству, а именно на живописи, ученики узнают больше о колористике, познают всю красоту и многообразие явлений окружающей их действительности, при помощи цвета.

Многолетний опыт преподавания изобразительному искусству в младших классах начальной школы, показал ряд возникших проблем в цветовосприятии школьников. В основном, главные проблемы в работе с цветом, кроются в том, что дети в силу своего возраста, с трудом различают сложные цвета и оттенки, воспринимая только яркие и локальные цвета, например ребята, часто закрашивают очень яркими красками, отдельно нарисованные предметы, при этом оставляя их на белом, неокрашенном фоне [2, 3].

Поэтому учителем поставлена цель, дать все базовые знания о цвете, как о средстве художественной выразительности. Для этого достаточно, уже на ранних этапах организации уроков изобразительного искусства, использовать интерес младших школьников к рисованию в целом. Дети в этом возрасте, как правило, достаточно заинтересованы в творческой деятельности, что стоит брать во внимание, и  начинать развивать их творческую деятельность, в доступной для них форме.

Для младших школьников, характерна эмоциональная чувствительность к цвету. Путем олицетворения и создания внутренних ассоциаций, ребенок способен наделять цвет, особыми «живыми» чертами, и собственно используя в своей художественной деятельности. Данная особенность, видеть цвет через образ, как раз и способствует развитию цветовосприятия. В силу своего возраста, ученикам младшей школы, намного легче понять природу цвета, через визуальный образ, и быстрее научиться применять новые полученные знания на практике, обозначив и «оживив» различные цвета в образы, используя цвет как средство художественной выразительности.

Цвет способен, путем первичного запоминания, вызывать различные ассоциации и усиливать эмоциональную окраску увиденного [4].

Поэтому в развитии художественного восприятия цвета, огромную роль будет играть метод ассоциаций, так как, восприятие человека взаимосвязано с визуальными образами, ведь именно через них человек считывает своим зрением всю внешнюю информацию из мира.

Многие педагоги-художники, такие как: В. С. Кузин, Б. М. Неменский, и другие, уделяли внимание методу ассоциаций в организации проведения уроков по цветовоспрятию и его развитию, в своих методических работах. Они видели, в способности цветовосприятия и реализации знаний о цвете творческих работах детей, предпосылки для развития общей детской творческой изобразительной деятельности, что способствует развитию их эстетического отношения к миру [2, 3].

На данный момент выявлены различные методики, которые основываются на развитии образного цветового восприятия. В отличие от методик, которые направлены только на повышение качества цветового зрения ребенка, методы на развитие образного цветовсприятия, развивают также воображение ребенка, что также помогает ему самосовершенствовать свои творческие навыки.

К наиболее успешным методикам на развитие образного цветового восприятия можно отнести: метод словесных ассоциаций Б. М. Неменского, который помогает детям запомнить цвета, их характерные особенности (теплый-холодный), а также предполагает побуждение детей исследовать эмоциональное и символическое значение различных цветов.

Методологические исследования, В. С. Кузина о природе цвета, предлагают сопоставить цветовой образ цвета, его характер, с настроением, тем самым изучив различные цветовые гаммы и как их, возможно, применить в своей творческой деятельности.

Все данные методики помогают детям лучше понять чувство цвета, его особенности, как он влияет на нас, и как мы можем сами передать им свое настроение и чувство.

Из этого следует, что метод образного восприятия цвета – это ключевой прием, используемый в художественном образовании, чтобы помочь детям развить свое цветовосприятие, воображение и эстетическое восприятие. Применяя методики по развитию образного цветового восприятия в художественном общем образовании, педагоги могут помочь детям не только развить свои художественные навыки, но и развить у них более глубокое понимание цвета, что значительно повлияет и на их развитие эстетического восприятия в целом.

Выводы. Так, мы приходим к выводу, что организация уроков по формированию и развитию цветовосприятия и изучение закономерностей всех характеристик природы цвета, будет являться неотъемлемой частью в процессе обучения учеников, где проводятся занятия изобразительному искусству в младшем школьном возрасте. Так как, это обеспечивает перспективу эффективной созидательной деятельности и во всех других направлениях, в том числе эстетической.

Освоив содержание изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, поспособствует формированию у подрастающего поколения эстетического восприятия, развитию эмоционально-чувственной сферы и предоставит возможности для самосовершенствования и самореализации в будущем.

 

Список литературы:

  1. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен ; под ред. Д. Аронова. – Москва, 2007. – 94 с. — ISBN 5-94056-008-3. – Текст : непосредственный.
  2. Кузин, В. С. Программа для общеобразовательных учреждений: Изобразительное искусство : 1–4 классы : рабочая программа / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Н. В. Долгоаршинных, С. Е. Игнатьев и др. – Москва : Дрофа, 2008. – 41 с. — ISBN 978-5-358-18442-8. – Текст : непосредственный.
  3. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство: 1–4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева и др. ; под ред. Б. М. Неменского. – Москва : Просвещение, 2015. – 128 c. – ISBN 978-5-09-035058-7. – Текст : непосредственный.
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.  Л.  Рубинштейн. – Санкт-Питербург : Питер, 2002 г. – 720 с. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий