ПРЕСНЯКОВА АННА АЛЕКСАНДРОВНА
студент факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, malafeevaiulya@yandex.ru
Ключевые слова: формирование интерес к творческой деятельности, процесс создание предметов, предмет, декоративно — прикладное искусство, искусство.
Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме формирования у обучающихся интереса к творческой деятельности в процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства.
FORMATION OF STUDENTS’ INTEREST IN CREATIVE ACTIVITY IN THE PROCESS OF CREATING OBJECTS OF DECORATIVE AND APPLIED ART
PRESNYAKOVA ANNA ALEXANDROVNA
student of the Faculty of Art and Music Education
Mordovian State Pedagogical University
named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, malafeevaiulya@yandex.ru
Keywords: formation of interest in creative activity, decorative and applied art, art.
Abstract: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of students’ interest in creative activity in the process of creating objects of decorative and applied art
Современное общество требует переосмысления существующих образовательных практик: окружающий мир стремительно меняется – меняется социум, меняется общество, в котором предстоит жить ребёнку, приходит понимание того, что необходимы принципиально новые направления движения. Для эффективного становления личности ребенка в социуме ему необходимо заниматься творчеством, так как именно через творчество дети получают знания о мире и приобретают первый опыт. С появлением интереса к творчеству у ребенка появляется желание воплощать в жизнь свои идеи, эмоции и впечатления доступными для него средствами, будь то лепка, конструирование, рисование или что-то другое. От этого ребенок получает огромное удовольствие и новый опыт.
Творчество живет в каждом человеке. Это неотъемлемая часть нашей личности. В творчестве можно не бояться показать себя, это наше самовыражение, наши эмоции и чувства. Поэтому творчеством необходимо заниматься, чтобы лучше понимать себя. Но иногда, для того что бы дети занялись творчеством, их нужно заинтересовать.
Интерес – это врожденное стремление к открытию глубинных человеческих сил, творческого импульса, «живое» любопытство. С. Л. Рубинштейн считал, что «интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности». Г. И. Щукина отмечает, что интерес – это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности [5, с. 34].
Проблема развития познавательного интереса у обучающихся рассматривалась через ознакомление с социальной действительностью (Н.М.Бибик, Н. Ф. Виноградова, И. Ч. Красовская, З. А. Тидикиене), на материале природы (Л. Ф. Захаревич, Н. К. Постникова, Л. М. Маневцова, Т. А. Куликова), через традиции русской семейной культуры (Е. С. Бабунова), через показ личностного облика человека-труженик (А. Ш. Шахманова, О. В. Артамонова) и др.
Опираясь на исследования Л. И. Божович, Н. Г. Морозовой, Г. И. Щукиной, мы характеризуем интерес как сложное интегральное психическое образование с присущими ему чертами: избирательной направленностью, органическим единством интеллектуальных, эмоциональных и волевых компонентов, стимулирующих развитие творческих способностей ребенка.
В настоящее время декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы занимают в современном социокультурном и экономическом пространстве особое место. Значение и ценность прикладных изделий в современном российском обществе и за рубежом только растет. Это несет красоту в жизни, способствует благоустройству окружающего пространства. Прикладное искусство доступно каждому человеку, обслуживает его бытовые нужды и удовлетворяет эстетические потребности.
В художественных школах из всего многообразия конкретных видов деятельности, по мнению педагогов, именно занятия декоративно-прикладным искусством являются наиболее значительным в процессе художественного развития личности, поскольку это способствует активному формированию и совершенствованию различных ее качеств, открывая широкие возможности для самореализации.
Среди основных условий в развитии интереса к творческой деятельности выделяются:
– поддержание в творческом коллективе благоприятного психологического климата;
– стимулирование творческой активности обучающихся;
– поддержание ситуации успеха в процессе анализа результатов творческой деятельности;
– стимулирование инициативности и самостоятельности творческой деятельности;
– применение методических подходов к выполнению творческой деятельности;
– стимулирование потребностей к частично-поисковой и проектной деятельности.
Важным методическим условием организации занятий декоративно-прикладному искусству является правильный выбор методов и методических приемов в соответствии с целями и задачами программ обучения, передовыми педагогическими технологиями, индивидуальными особенностями учащихся, сложностью учебных задач, материально-техническим оснащением учебного процесса, профессионализмом преподавателя.
Методы выполняют определенную учебную или воспитательную роль или служат средством реализации другого метода. Перечислим некоторые методы, применяемые на занятиях в детских художественных школах.
Например, информацию о декоративном искусстве учащиеся получают в объяснениях, рассказах, дискуссиях, текстах, беседах с мастерами народного творчества, демонстрациях объектов (видеофильмы, слайды, компьютерные иллюстрации, музейные экспонаты, старинные предметы одежды и быта), экскурсиях в музеи и комбинаты прикладного искусства.
Инструктивно-репродуктивный метод включает упражнения, беседы, демонстрации преподавателем приемов работы с последующим повторением учащимися.
Реализация проблемного метода осуществляется посредством исследовательского, частично-поискового и метода проблемного изложения.
Методы проблемного обучения часто сопровождают проектный метод и решение творческих задач, позволяющие активизировать самореализацию и творческие способности обучающегося. Частично-поисковый метод помогает учащимся решить задачу с помощью подсказки учителя на примере новой ситуации. Исследовательский метод помогает учащимся самостоятельно решать творческие задачи, поставленные учителем.
Эффективными методами развития интереса у обучающихся к творческой деятельности средствами декоративно-прикладного искусства являются: эвристический метод, метод проблемных ситуаций, метод творческих проектов и др. Они способствуют формированию собственной активности ребят, мотивированости их на получение оригинального результата творческой деятельности.
Направлений декоративно-прикладного искусства множество (резьба по дереву, роспись, ткачество, вышивка др.), одним из них считается художественная роспись по ткани. Художественная роспись тканей является разновидностью художественного текстиля, составляет важную часть декоративно-прикладного искусства. Этот вид искусства имеет глубокие народные корни и традиции, дошедшие до сегодняшних дней. В настоящее время художники по текстилю с уважением относятся к искусству художественной росписи.
Таким образом, использование разнообразных методов и методических приемов позволяет преподавателю сформировать устойчивый интерес у обучающихся в ходе освоения приемов преобразования текстильных и других материалов, используя приемы декоративного искусства и ремесел. Участие в различных видах художественно-творческой деятельности стимулирует творческое отношение к труду, способствует изучению культуры других народов мира. Творческое воображение и художественно-образное мышление, активно развиваемое при этом, являются основой создания новых произведения, воплощения творческих замыслов и идей.
Накопление знаний в области народного искусства является одним из мотивов для активной пробы сил в области декоративной деятельности. В процессе творческого преобразования окружающего мира учащиеся выходят за рамки учебной деятельности, обогащаются новыми навыками, постепенно занимают значимое место среди сверстников.
Список использованных источников
- Алексеева В. Ю. Формирование познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности / В. Ю. Алексеева, Ю. Б. Арнюдаева, А. А. Иринцеев и др. – Текст : электронный // Современное педагогическое образование. – 2019. — № – С. 157 – 159. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poznavatelnogo-interesa-i-tvorcheskih-sposobnostey-u-doshkolnikov-v-protsesse-interaktivnoy-deyatelnosti/viewer (дата обращения 11.05. 2024). – ISBN 978-5-462-00662-3.
- Амонова, Х. И. Особенности активных методов обучения / Х. И. Амонова. – Текст: электронный // Педагогические науки. – 2021. – №1. – С. 80-81. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-aktivnyh-metodov-obucheniya/viewer (дата обращения 11.05. 2024).
- Кошаев, В. Б. Декоративно-прикладное искусство. Понятие. Этапы развития : учебное пособие для вузов. Серия «Изобразительное искусство». – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 159 с.; ISBN 978-5-691-01531-1. – Текст: непосредственный.
- Лазарева Т. Ф. Декоративно-прикладное искусство в образовательной области «Технология» / Т. Ф. Лазарева. – Текст : электронный. // Наука и школа. – 2007. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-v-obrazovatelnoy-oblasti-tehnologiya (дата обращения: 16.05.2024).
- Щукина, Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника / Г. И. Щукина. – Москва : Знание, 1972. – 134 с.