ФОРМИРОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ ПАННО В ТЕХНИКЕ БАТИК

УДК 7:37 (045)

ББК 85

 СЕЛИЧЕВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА

студент факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, tanya.selicheva.83@bk.ru

 

Ключевые слова: композиционное мышление, художественный образ, художественная деятельность, реализация художественного образа, обучающиеся, батик, искусство

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме формирования композиционного мышления обучающихся.

 

FORMATION OF COMPOSITIONAL THINKING OF STUDENTS IN THE PROCESS OF CREATING PANELS USING THE BATIK TECHNIQUE

Selicheva Tatyana Vladimirovna

student Faculty of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University

named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 

Key words: compositional thinking, artistic image, artistic activity, realization of an artistic image, students, batik, art.

Annotation: The article presents information summarized in the process of theoretical analysis of psycho-pedagogical literature information on the problem of forming students’ compositional thinking.

 

Формирование композиционного мышления является одной из ключевых задач процесса обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Композиционное мышление позволяет воспринимать и воспроизводить особенности изобразительной плоскости с помощью законов и принципов гармонии, средств и методов выражения авторского замысла.

Несмотря на то, что в настоящее время существует немало теоретических и методологических материалов, которые раскрывают специфику обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству все еще отмечается малая освещенность проблемы организации учебно-воспитательного процесса, способствующего формированию целостного этого мышления.

Процесс формирования композиционного мышления предполагает усовершенствование, стимулирование мыслительных операций, способствует познанию общего в предметах и явлениях. Не всегда с помощью органов чувств можно познать свойства предметов, явления и признаки, и композиция является идеальным средством для этого.

Целью композиционного мышления является воссоздание идей авторского замысла, с помощью применения выразительных средств.   Художественная идея будет выражать более значимое содержание и иметь смысловое значение, если будет согласована с композиционным замыслом. Формирование композиционного мышления следует начинать с освоения основ композиции, поскольку именно познание ее законов является базой, необходимой для создания объектов искусства.

Композиция связывает детали художественной формы, собирает их в единое смысловое поле. Она служит основой для организации изображений на плоскости, формообразования в объемно-пространственных решениях. Комплекс знаний о базовых средствах, правилах и законах композиционного построения аккумулируется в формальной композиции (основах композиции). Законы симметрии-асимметрии, контраста, ритма, статики-динамики, равновесия, выразительность и т.д. являются базовыми инструментами создания композиционной структуры в изобразительном и декоративном искусстве.

Общий принцип обучения искусству связан с практической композиционной деятельностью обучающихся. В основе лежит принцип развития умений художественного моделирования мира. Уровень композиционной культуры формирует образное восприятие форм мира. Композиционное мышление является основой развития творческой деятельности и проявляется в любом виде искусства, в том числе, в искусстве росписи по ткани. Творческие эксперименты и художественные поиски выразительных средств при работе с тканью раскрывают широкие горизонты для развития композиционного мышления.

Правила формальной композиции сохраняют свою значимость и в отношении искусства росписи по ткани (батика) как вида декоративно-прикладного творчества. Качественная реализация идейного замысла творческой работы зависит от согласованности выбранного содержательного материала, композиционного решения. Успех работы зависит также от воображения и фантазии, на основе которых возникает художественный образ.

Художник-авангардист и педагог В.В. Кандинский указывал в свое время: «Постепенно всё больше выступает на передний план элемент абстрактного, который ещё вчера робко и еле заметно скрывался за чисто материалистическими стремлениями. Это возрастание и наконец преобладание абстрактного естественно. Это естественно, так как чем больше органическая форма оттесняется назад, тем больше само собою выступает на передний план и выигрывает в звучании абстрактное» [2]. Владение композиционной организацией формы предполагает умение мысленно модифицировать и составлять художественные образы.

В текстильных панно, созданных в технике росписи по ткани (батике), абстрактное начало способствует созданию выразительных образов и композиционных решений.  Технология росписи по ткани задает определенный выбор образной структуры, композиции и характер цветовых решений. Направленность на лаконичность, свойственное, композиции панно, непосредственно технология исполнения росписи позволяют создавать художественные образы, носящие как изобразительный, так и декоративно-монументальные характер. Панно в технике батик является интерьерной вещью и способно воплотить любые творческие идеи

Уникальность росписи по ткани заключается в возможности интегрировать в себе четкие линии и плавную «акварельную» лёгкость цветовой заливки, яркие колористические сочетания и текстурные сложносочиненные цветовые решения, орнаментальные и изобразительные мотивы.

Освоение технологии создания панно в технике батик на занятиях росписи по ткани позволяет не только продемонстрировать применение основ композиции, но и раскрыть возможности мыслить нестандартно, видеть большее в мелочах. Технология создания росписи по ткани способствует направлению композиционного мышления за границы изобразительного видения, и раскрытию во всей своей многогранности художественный мир образов и представлений. Именно в процессе работы в технике батик появляется вдохновение, спонтанность, самостоятельность и воображение, что приводит к рождению художественно наполненных образов и интересных композиционных решений.

Проблема композиции является значимой в теории и практике обучения искусства. Педагогика и методика обучения художественным дисциплинам выделяют проблему формирования композиционного мышления в качестве основной, так как уровень мышления влияет на характер решения художественных задач в образовательном процессе. Благодаря знаниям о законах композиции и умениям в области применение ее принципов и выразительных средств обучающийся показывает свои художественные навыки, эмоции, переживания и чувства. Способ переноса смысла от общего к частному – это базовый подход в композиционном мышлении обучающихся.

Необходимы педагогические условия, которые способствуют организации занятий по созданию панно в технике батик с использованием законов композиции. Организация педагогического процесса должна предполагать создание для обучающихся среды, в которой они чувствуют себя комфортно и свободно, благодаря определённым комплексом форм, средств и методов образовательного процесса.

Такая форма организации учебной деятельности как: индивидуальная, фронтальная, групповая и коллективная повысит не только уровень общей подготовленности и творческого развития в целом, но и активизирует творческий потенциал. В процессе работы с батиком обучающиеся должны освоить основы композиции изделий в этой технике, начиная с простейшего орнамента с последующим усложнением и добавлением растительных и животных мотивов в композицию. Важно познакомить обучающихся с историей возникновения батика, выработать у них практические навыки и умения при работе в этой технике, вооружить знаниями о цвете, тоне.

Нацеленность на реализацию художественного образа  — основная цель в работе над композиционным замыслом панно.   Главные показатели, которые определяют уровень композиционного мышления у обучающихся связаны с понятиями: соразмерность и целостность, единство стиля и чёткость композиций, подчинение идейному плану, гармония по цветовому тону и др.

В процессе занятий искусством росписи по ткани формирование композиционного мышления будет более эффективным, если:

— созданы психолого-педагогические условия для активации композиционной деятельности обучающихся;

— построен учебный процесс с учётом индивидуальных возможностей обучающихся и психофизиологических особенностей.

Принципы обучения предмета «Батик» проходят в форме практических занятий на основе анализа натуры в сочетании с изучением теоретических основ изобразительной грамоты. Преподаватель обязательно сам должен показывать приёмы и ход работы, это обеспечит грамотное выполнение практической работы.

Обучение искусству росписи по ткани не может проводиться без самостоятельных заданий, которые предусматривают выполнение зарисовок, эскизов и набросков. Создание панно предполагает эскизную и практическую часть работы, что способствует освоению приёмов выражения задуманного замысла с помощью наброска, рисунка. Именно во взаимосвязи эскизной и исполнительской части проявляется навык создания композиции и создание художественного образа. Каждое задание оценивается соответствующей оценкой и обязательно анализируется самими обучающимися с целью развития и умения прогнозировать и видеть свои ошибки.

Так же нельзя упускать и то, что занятия росписью по ткани развивают глазомер, мелкую моторику рук, расширяют кругозор, совершенствуют художественный вкус — всё то что так необходимо для создания композиции. Как говорит Р.А. Гильман в своей книге «Художественная роспись тканей»: «…нужно быть немного химиком и исследователем, живописцем и графиком, фантазёром и храбрецом, не бояться проб и ошибок и добиваться задуманной цели» [1].

Батик своими художественными приемами схож со многими видами искусства такими как: акварель, графика, мозаика и витраж. В.Н. Козлов писал: «Не повторяя механически того, что «говорят» другие виды искусства и что является специфической формой художественного отражения и познания мира, искусство текстиля обладает широкими возможностями не только отображать, но и преобразовывать по законам красоты окружающую человека действительность» [4]. На уроках декоративно-прикладного искусства обучающиеся изучают последовательности работы в технике холодного, горячего и узелкового батика, с помощью специальных красок и различных приемов работы. Это и цветной резерв и различные соляные эффекты для создания фактуры и придания дополнительной выразительности. Искусством росписи по ткани занимаются многие художники, потому анализ и их произведений позволяет особенности создания композиции.

Таким образом, композиционное мышление определяется как высшая форма познавательных процессов, которое отражает в сознании не только явления и предметы, но и связи между ними.  При создании панно в технике батик и использовании определённых приёмов и специальных красок по ткани создаются условия для формирования композиционного мышления, поскольку возникает возможность применить все базовые законы композиции и использовать выразительные средства при создании художественного образа.

 

Список использованных источников

 

  1. Гильман, Р.А. Художественная роспись тканей: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» / Р.А. Гильман. – Москва: ВЛАДОС, 2008. – 159 с. — Текст: непосредственный.
  2. Голубева, О. Л. Основы композиции / О. Л. Голубева. — Москва: Искусство, 2004. — 119 с. — ISBN 5-85200-417-0. — Текст: непосредственный.
  3. Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости / В.В. Кандинский. — Санкт-Петербург: «Азбука-классика», 2005. — 224 с — Текст: непосредственный.
  4. Козлов, В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий/ В.Н. Козлов. — Москва: Просвещение, 1981г. — 264 с. — Текст: непосредственный.
  5. Синеглазова, М.О. Батик / М.О. Синеглазова. — Москва: МСП, 2004. — 96 с. — Текст: непосредственный.
  6. Терентьев, А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства / А.Е. Терентьев. — Москва: ВЛАДОС, 1981. — с. 176. — Текст: непосредственный.

Добавить комментарий