АКТИВИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА В ХОДЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

УДК 37.013.43 (045)

ББК 74.200.54

Бормаченкова Екатерина Алексеевна

студентка факультета педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет

имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, nikolaeva.katrin091286@yandex.ru

 Аннотация: статья посвящена проблеме активизации художественно-творческой деятельности детей шестилетнего возраста в ходе музыкально-театрализованных представлений.

Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, старший дошкольный возраст, музыкально-театрализованная деятельность.

 

Bormachenkova Ekaterina Alekseevna

student of the faculty of pedagogical and art education

Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia, nikolaeva.katrin091286@yandex.ru

ACTIVATION OF ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF SIX YEARS OF AGE DURING MUSICAL AND THEATRICAL PERFORMANCES

Annotation: By the way, the article is devoted to the problem of activating the artistic and creative activities of children of six years of age during musical and theatrical performances.

Key words: artistic and creative activities, senior preschool age, musical and theatrical activities.

 

Проблема активизации художественно-творческой деятельности детей – одна из самых сложных и жизненно значительных в теории и практике обучения и воспитания. Много работ, затрагивающих различные аспекты творческого развития детей, существуют в педагогике и психологии. Но наше обыденное представление о творчестве не вполне соответствует научному пониманию этого слова. В обычном представлении творчество есть идеал немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, совершили большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники. Мы охотно признаем и легко узнаем творчество в деятельности Л.Н. Толстого, Э. Эдисона, Ч. Дарвина, но нам обычно представляется, что в жизни рядового человека этого творчества нет вовсе. И такой взгляд является неправильным. Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем. Научное понимание этого вопроса заставляет смотреть нас на творчество, скорее всего как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества доступны только немногим, избранным гениям творчества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть йота нового, обязана своим происхождением творческому процессу деятельности человека [5, с. 50].

Наличие творческих процессов мы обнаруживаем во всей своей силе уже в самом раннем возрасте. Один из важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка. Уже в самом раннем возрасте творческие процессы у детей проявляются в игровой деятельности. Ребенок, который сидя верхом на палке, воображает, что едет на лошади; девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью – все эти играющие дети представляют предметы подлинного, самого настоящего творчества. Конечно, в своих играх они воспроизводят очень многое из того, что они видели. Всем известно, какая огромная роль в играх принадлежит подражанию. Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям самого ребенка.

Своеобразная позиция понимания творчества представлена в трудах                 В. М. Бехтерева. «Для всякого творчества, – пишет В. М. Бехтерев, – необходима та или иная степень одаренности и соответственное воспитание, созидающее навыки в работе [5, с. 33]. В двадцатые годы ХХ века опубликовано большое количество работ М. А. Блоха, Ф. Ю. Левинсона-Лессинга, В. Л. Омельянского. Характерная особенность данного периода исследований творчества – единодушие по поводу центрального звена творчества – понятия интуиции, теснейшим образом связанным с представлением о бессознательной работе. С течением времени представление о центральном звене проблемы стало меняться. Главным вопросом, который был поставлен С. Л. Рубинштейном, стал вопрос о том, в какой мере творчество есть сознательный труд.

В конце 20-х годов имя советского психолога Л. С. Выготского стало известным всему миру, благодаря оригинальной теории развития ребенка. Одна из главных его идей связана с утверждением творческого характера деятельности человека вообще и ребенка в частности. Л. С. Выготский решительно возражает против того, что творчество является уделом избранных: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, можно легко прийти к выводу, что творчество является делом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития» [2, с. 32]. Л. С. Выготский показывает, что творческое начало присутствует в каждодневной жизни всех людей: творчество является необходимым условием их существования. Все, что окружает человека и сделано им самим, мир культуры – все это является продуктом человеческого воображения и творчества.

Важное место в решении проблемы активизации художественно-творческой деятельности принадлежит музыкальному образованию. Известный музыковед Б. В. Асафьев писал, что «…каждый, кто хоть немного ощутил в художественной сфере искусства радость творчества, будет в состоянии воспринимать и оценивать все хорошее, что дается в этой сфере, и с большей интенсивностью, чем тот, кто только пассивно воспринимает» [4, с. 394].

Но в 20-30-е годы еще не были найдены правильные пути активизации художественно-творческой деятельности ребенка. Причиной тому было неверное понимание роли педагога в процессе формирования музыкально-творческих способностей детей, а также неверное отношение к системе знаний. Воспитатель должен умело и чутко руководить художественным творчеством ребенка, осторожно и неуклонно вести ребенка по пути все большего осознания воспринимаемого, представлять материал для художественного творчества.

Огромная заслуга в изучении музыкально-творческих способностей и создания методики развития музыкального творчества принадлежит известному педагогу и музыканту Н.А. Ветлугиной. Продолжая развивать идеи Б.Л. Яворского, она подчеркивает необходимость приобщать детей к различным видам практики. Только таким образом своевременно и точно можно определить их конкретные способности и, уже опираясь на них, развивать другие. В своих работах, посвященных детскому музыкальному творчеству, Н.А. Ветлугина показала тесную связь между обучением и творчеством детей, а также огромную роль творчества в развитии музыкальных способностей.

Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала серьезной  и постоянной работы по введению ребенка в мир самостоятельного художественного творчества; эмоции ребенка еще неотделимы от его познавательных процессов. Детям присуща особая зоркость и впечалительность, их восприятие ярко и индивидуально и являются основой эстетического отношения к жизни. Повышенная чувствительность к непосредственным явлениям жизни – благоприятное условие для развития художественного воображения, т.к. это открывает для ребенка возможности пользоваться средствами какого-либо искусства для выражения собственного эмоционального и оценочного отношения [1, с. 240].

Активизация художественно-творческой деятельности детей шестилетнего возраста в ходе музыкально-театрализованных представлений – это постоянный процесс побуждения воспитанников к выражению своего отношения к окружающему миру и к себе в посильной художественно-творческой театрализованной форме [3, с. 135].

Результатами художественно-творческой деятельности является развитие навыков художественно-творческой деятельности у детей шестилетнего возраста. К ним можно отнести навык песенно-творческой деятельности и навыка драматизации, навык творческого движения под музыку.

 

Список использованных источников

  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с.
  2. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – 3-е изд. – М., 1991. – 90 с.
  3. Львова, Ю. Л. Развивать дар творчества / Ю. Л. Львова. – Киев, 1987. – 135 с.
  4. Педагогический поиск / Сост. Баженова И. Н. – М. : Педагогика, 1989. – 557 с.
  5. Пономарев, Л. А. Психология творчества и педагогика / Л. А. Пономарев. – М. : Педагогика, 1976. – 303 с.

Добавить комментарий