НЕШИНА АННА ИВАНОВНА
бакалавр, факультет педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия
Аннотация: В статье рассматриваются проблема запоминания музыки и особенности развития музыкальной памяти.
Ключевые слова: память, музыкальная память, запоминание, выучивание музыкального произведения.
NESHINA ANNA IVANOVNA
Undergraduate, faculty of pedagogical and art education
Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia
DEVELOPMENT OF MUSICAL MEMORY IN THE PROCESS OF LEARNING TO PLAY A MUSICAL INSTRUMENT
Abstract: the article discusses the problem of memorizing music and features of the development of musical memory
Key words: memory, musical memory, memorization, learning a piece of music.
Над развитием памяти мы начинаем заниматься с детьми с самого раннего детства. Когда ребенок приходит учиться в музыкальную школу, то ему предстоит запоминать еще больше пройденного материала. Начиная с первого года обучения, преподаватель помогает ученику запоминать музыкальные произведения.
Н. А. Римский-Корсаков считал, что «музыкальная память, как память вообще, играя важную роль в области всякого умственного труда, труднее поддается искусственным способам развития и заставляет более или менее примириться с тем, сто есть у каждого данного субъекта от природы»
Исследованиями установлено, что музыкальная память основана на следующих физиологических процессах: прием, кодирование, передача, переработка, запоминание, хранение информации. В реализации этих процессов принимают участие структуры наружного, среднего, внутреннего уха, подкорковые нервные центры, нервные центры проекционных и гностических зон коры больших полушарий головного мозга. Таким образом, музыкальная память — это сложный комплекс различных видов памяти, но слуховая и моторная являются для нее самыми важными.
Запоминание музыкального текста одно из главных и специальных требований профессии музыканта-исполнителя, так как нормой современного концертного исполнения является исполнение без нот.
Многие музыканты жалуются на отсутствие памяти на том лишь основании, что, потратив много времени на заучивание отрывка, они на следующий день не могут его вспомнить. Чем ярче впечатления, тем опасность забывания меньше.
Практика показывает, что большая часть обычных учащихся строит свои ежедневные занятия на основе многократных, однообразных, стереотипных повторений разучиваемого произведения. В результате, выученное наизусть в значительной мере лишено осмысленности и художественности, и учащийся играет «одни ноты».
Таким образом, проблема запоминания музыки заключается в том, чтобы как можно более рационализировать, повысить продуктивность и качество запоминания. Поэтому, современная педагогика считает, что запоминание, идущее от понимания материала, его осмысленного усвоения при всех обстоятельствах превосходит в качественном отношении запоминание в той или иной мере оторванное от понимания.
При выучивании наизусть крупных, масштабных произведений предпочтительнее двигаться от общего к частному. Понять музыкальную форму в целом и только затем уже переходить к разделению и усвоению составляющих её частей. Сначала учить на память по отдельным – большим или меньшим разделам, построениям в медленном темпе, затем переходить к их соединению в более крупные части и далее – к медленному проигрыванию всего произведения с тщательным вслушиванием и детальным осознанием текста. После каждого повторения необходимо останавливаться на время, достаточное для вздоха. Повторения должны выполняться с полной умственной сосредоточенностью, которая может поддерживаться лишь в течение определённого времени.
Из всего вышесказанного можно составить этапы выучивания музыкального произведения наизусть:
— предварительный обзор музыкального развития от начала до конца произведения;
— детальное изучение отрывков, после которого можно время от времени работать над пьесой целиком;
— специальная работа над трудными местами.
Таким образом, исполнение наизусть является истинной проверкой знания произведения.
Список использованных источников
- Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано: учебное пособие / А.Д. Алексеев. – М.: Музыка, 1971 — 278 с.
- Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л.А. Баренбойм. – Л.: Музыка, 1974.- 387с.
- Муцмахер В.И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано: учебное пособие / В.И. Муцмахер. – М.: МГПИ им. Ленина, 1984 — 185 с.
- Пугач Ю.К. Развитие памяти. Система приемов / Ю.К. Пугач. – Краснодар, 2004.- 230с
- Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности, проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин. -М.: Наука, 1994.- 298с.