ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАВЫКОВ СОЗДАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

УДК 37.02:7(045)

ББК 74.200.587

Б 395

 БЕЗЗУБОВА МАРИНА АНАТОЛЬЕВНА

студент факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия m-repan@yandex.ru

 Ключевые слова: воображение, духовная культура, декоративная композиция, искусство, мифологические образы, мифологическая модель мира, проектная работа, стилизация, творческий эксперимент.

Аннотация: В статье обосновано обращение к теме мифологии на занятиях по декоративной композиции в детской художественной школе, а также выявлены основные подходы к выбору методики практической работы по формированию у обучающихся навыков создания мифологических образов.

 

FORMATION OF STUDENTS’ SKILLS IN CREATING MYTHOLOGICAL IMAGES

 Bezzubova Marina Anatolyevna

student Faculty of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 

Key words: imagination, spiritual culture, decorative composition, art, mythological images, mythological model of the world, design work, stylization, creative experiment.

Annotation: The article substantiates the appeal to the topic of mythology in classes on decorative composition at a children’s art school, and also, identifies the main approaches to choosing a methodology for practical work on the formation of students’ skills in creating mythological images.

 

Проблема развития художественных способностей обучающихся, связана не только с практическим освоением изобразительной грамоты, но и с осмыслением содержания выбранных для рисования тем. Тематическое рисование требует от педагога внимания к механизмам постижения духовных ценностных смыслов, и может осуществляться на материале народной культуры через приобщение к этнографическим источникам. Работа обучающихся над творческим осмыслением сюжетов, рожденных мифологической системой восприятия мира, способствует обогащению эмоционального опыта, помогает всестороннему развитию личности учеников. При работе с разными группами, важно учитывать возрастные особенности для того, чтобы определить подход в обучении детей. В ходе подготовки к занятиям на тему создания мифологических образов мы обратились к психологическим исследования таких авторов как В. Г. Асеев [1], А.С. Белкин, П.П. Блонский, Д.Б. Эльконин [4].

Методические рекомендации по общим вопросам композиции представлены в трудах педагогов В.С. Кузина, Н. М. Сокольникова, Е.В. Шорохова [11].  и других авторов. В частности, материалы из исследования художников В. Паранюшкина [6] и Г. М. Логвиненко [5] по декоративной композиции мы использовали как базовые, в закреплении пройденного материала. Также при подготовке к занятиям мы использовали учебные пособия на тему воспитания творческой личности следующих авторов: Н.Н. Анисимов, С.Е. Игнатьев, В.С. Кузин, С.П. Ломов, Н.Н. Ростовцев, А.Е. Терентьев.

Культуролог А. С. Кармин полагает, что вся культура в целом духовна, и представляет собой смысловой мир человека. По его мнению, о духовной культуре как особой области можно говорить, если иметь в виду такие ее культурные формы, как мифология, религия, философия, искусство, которые ориентированы на выработку знаний, ценностей и идеалов. Ученый связывает мифологию с первой исторической формой духовной культуры человечества, в которой древние люди воспринимали и осознавали окружающий мир, запечатлевали накопленный ими жизненный опыт, сохраняли традиции и передавали их из поколения в поколение.

Учёный и педагог В. М. Найдыш в своих трудах отмечает, что: «…мифотворчество, сложившееся на границе между фольклором, научной картиной мира и обыденным сознанием, ориентировано не столько на познание мира (естественных или ― чудесных, сверхъестественных его сторон), сколько на умножение, пролиферацию способов переживания мира человеком, и потому принадлежит не познавательному, а скорее, ценностно-эстетическому отношению человека к миру» [7, с. 17].

Мифологическое сознание и мышление характеризуются эмоциональностью, одушевлением предметов и явлений, сопричастным отношением ко всему в окружающем мире, верой в реальность событий, о которых иносказательно рассказывают мифы.

Миф – часть культуры, искусства и воспитания поколений. Ценность мифа заключена в преемственной передаче похожих образов и сюжетов. Миф – это не просто вымысел, а исторически сложившийся культурный элемент, включающий в себя мудрость поколений, обряды, традиции разных народов. Мифологическое сознание транслирует образное, символическое видение мироустройства, объясняет, как человеку найти своё место в мире, как обрести гармонию и научиться понимать сложные вещи за обобщёнными деталями и яркими акцентами мифа.

Способность видеть и чувствовать мир во всём многообразии обогащает внутренний мир ребёнка, помогает его творческому развитию. Миф, в своём первоначальном виде, предстаёт в виде сказок и легенд, эмоционально ярко окрашенных образов, через которые можно познавать чувства и учиться творчески выражать их.

На занятиях по декоративной композиции в детской художественной школе, с помощью приёмов стилизации, воображения и наблюдения за природными явлениями, дети с удивлением открывают для себя возможности погружения в сказочный мир.

Образное восприятие окружающей действительности формирует внимательность к деталям, наблюдательность и воображение. На уроках по декоративной композиции обращение к образцам природной фантазии, наблюдение и анализ созданных природой форм, способствует развитию воображения и формированию умений художественно обобщать окружающую среду, создавать художественные образы на основе знания мифов и легенд.  Тема мифологических образов, рожденных культурой традиционных сообществ, предлагает неограниченное поле для творческого эксперимента на занятиях в художественной школе.

В соответствии с ведущим типом познавательной активности определённой возрастной категории, педагогом подбирается соответствующие методические пособия, этнографический материал по культуре и традициям народов мира, репродукции произведений художников-символистов, иллюстрации к сказкам и мифам различных авторов. Младших школьников увлекает обучение через игру, персонажи сказок обыгрываются при поиске собственного образа в эскизе, близкого по настроению или характеру.

На сегодняшний день мы имеем возможность подобрать из множества психолого-педагогических методик, наиболее соответствующие развитию художественно-творческих способностей ребенка в определённом возрасте, с целью формирования духовной культуры и с учётом поставленных задач в соответствии с учебным планом.

Внутренней природе ребёнка близка народная культура, мифы и легенды всем знакомы с раннего детства. Персонифицированные силы природы и оживающие в воображении сказочные герои, органически взаимодействуют с окружающим миром, природным ландшафтом и средой обитания. Изучая мифологию и этнические традиции ученик эмоционально включается в мир природы и фантазии, стремиться понять её и изучить, взаимодействовать и рассмотреть, увидеть и почувствовать состояние, чтобы в творческой работе передать образ, как отражение природных сил и народных мотивов при изображении мифологических сюжетов. В этом процессе юный художник ощущает себя творцом, не просто пользователем и обывателем, а неотъемлемой частью мира, стремящейся к познанию, созиданию и самовыражению.

Образность мифов и способы передачи эмоциональной содержательности, очень схожи с приёмами, используемыми художниками в декоративной композиции: это – обобщение, утрирование, символизм, акцент на характер образа.

Миф наполнен существами, собирательные образы которых отчасти выдуманы, подражательны природным объектам. Детям свойственно при рассматривании природных объектов находить сходство с фантастическими образами. Например, на пленэре, дети отмечают: – коряга, торчащая из тины, похожа на водяного, а пень, заросший мхами – словно леший.

В декоративной композиции мы используем приём «рисование по представлению». По такому же принципу и мифы (сказки, легенды) обрастали своеобразными деталями, подробностями через призму видения рассказчика. В сущности, мифологическое сознание имеет отражение и в декоративно-прикладном творчестве. Напрямую мы можем видеть отголоски мифов в изображении фантастических существ в росписи прялок (Городецкая, Мезенская роспись), глиняных игрушек (Каргопольская игрушка), народных резных игрушек из дерева. Творчество по представлению несёт возможность осмысления и систематизации накопленного опыта, развивает воображение и является неотъемлемой частью духовного развития человека.

Образное восприятие окружающей действительности формирует внимательность к деталям, наблюдательность и воображение. На уроках по декоративной композиции обращение к образцам природной фантазии, наблюдение и анализ созданных природой форм, способствует развитию воображения и формированию умений художественно обобщать окружающую среду, создавать художественные образы на основе знания мифов и легенд.  Тема мифологических образов, рожденных культурой традиционных сообществ, предлагает неограниченное поле для творческого эксперимента на занятиях в художественной школе.

Декоративная композиция отличается высокой степенью выразительности и образности, на основе приемов стилизации, трансформации или абстрактного выражения образов, усиливающих ее эмоционально-чувственное восприятие.

Для достижения большей декоративности при изображении мифологического персонажа на занятии используются следующие выразительные средства и приёмы: статика и динамика (виды равновесия), ритм, симметрия и асимметрия, композиционный центр, в композиции важна доминанта, особые черты, выражающие настроение и характер персонажа.

Навык, умение – усвоение учеником способа выполнения действия, передаче состояния в совокупности приобретённых знаний, способность применять знания практически в самостоятельной работе. Умение формируется путём упражнений и создаёт возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.

Навык создания мифологических образов на занятиях по декоративной композиции – это умение стилизовать природные формы, передавать характерные черты в образе персонажа на основе знаний о мифологических сюжетах, традициях, культуре и обычаях предков, применяя стилизацию природных форм, базовые знания о декоративной композиции.

Анализ методической литературы и практическая работа на занятиях показала, что для формирования навыков изображения и закрепления изученного материала, целесообразно использовать возможности цифровых технологий: проектор, компьютер. Это позволяет представить обучающимся больший и качественный объем теоретического и наглядного материала. Для формирования навыков изображения мифологических образов следует проводить работу через организацию совместной проектной деятельности, экскурсии в этнографические музеи, наблюдения за объектами природы на пленэре. Проектная деятельность обеспечивает необходимость взаимодействия подростков, создаст условие формирования умения выполнять декоративную композицию.

Таким образом, обращение к мифологическим образам в рамках освоения декоративной композиции обогащает духовный опыт обучающихся, повышает их культурный уровень, способствует рождению вдохновения. Создание неповторимого мифологического персонажа, происходит на основе эмоционального отклика ученика. Дети на уроках по декоративной композиции в рамках заданной темы, имеют возможность изучать жизнь в настоящем через опыт прошлого, знать и понимать историю и культуру своих корней, опираться на них, и использовать возможности творческой самореализации и самовыражения через мифологические образы.

 

 

Список использованных источников

 

  1. Асеев, В.Г. Возрастная психология: учеб. Пособие/ В.А. Асеев – Иркутск: Изд-во ИГПУ, – Текст: непосредственный // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 1989. – С.194.
  2. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды/Сост. М. Ю. Бабанский, – Москва – Текст: непосредственный // Педагогика. Вопросы теории и практики., – 1989. – С.560.
  3. Божович, Е. Д. Психологические особенности развития личности подростка. Москва, «Знания», – Текст: непосредственный // – 1979. – С.40.
  4. 4. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Текст]/ Академия Педагогических Наук СССР; ред.: Д. Б. Эльконин, Т. В. Драгунова. – Москва Просвещение, Москва – Текст: непосредственный // Педагогические науки – – С. 359.
  5. 5. Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобразительное искусство» /Г.М. Логвиненко. – Москва – Текст: непосредственный //– (Изобразительное искусство) Гуманитар. изд. центр. ВЛАДОС, – С. 2012 – 144.
  6. 6. Паранюшкин Р. В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р. Паранюшкин. – Текст: непосредственный //– Изд. 2-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, –2005. – С.
  7. 7. Найдыш, В. М. Философия мифологии. XIX – начало XXI в. Москва – Текст: непосредственный // – – С. 543.
  8. 8. Неклюдов С. Ю. Структура и функция мифа // Современная российская мифология: сб. ст. / сост. М. В. Ахметова. Москва РГГУ. – Текст: непосредственный //, – С. 9–26.
  9. 9. Топорков А. Л. Мифы и мифология XX века: традиции и восприятие – Текст: электронный // [Электронный ресурс]. URL: www.ruthenia.ru/ folklore/toporkov1.htm (дата обращения: 27.04.2024).
  10. 10. Сластёнин, В. А. и др./ Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – Москва Издательский центр «Академия», – Текст: непосредственный // Педагогика. – Педагогика. – С. 576.
  11. 11. Шорохов, Е. В. Композиция: Учеб. Для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов. – 2-е изд., перераб. И доп. – Москва, Просвещение, – Текст: непосредственный // Педагогика – – С.207. – Текст: электронный // [Электронный ресурс] https://www.dissercat.com/content/risovanie-po-predstavleniyu-kak-sredstvo-tvorcheskogo-razvitiya-studentov) (дата обращения: 27.04.2024).

Добавить комментарий