УДК 37.02:75(045)
ББК 74.200.587
БАТРШИНА ЖАННА ЭДУАРДОВНА
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, batrshinazhannalis@yandex.ru
Ключевые слова: пейзаж, живописная грамота, изобразительное искусство, восприятие цвета, обучение.
Аннотация: В статье рассмотрен педагогический аспект формирования живописных умений в условиях детской художественной школы. В качестве основы для решения задач эффективного освоения живописных навыков определен жанр «пейзаж», в котором сосредоточен почти весь спектр живописной грамоты.
FORMATION OF AESTHETIC IMPLICATIONS
ABOUT NATURE AND ITS INFLUENCE ON CREATIVE DEVELOPMENT OF PERSONALITY
Batrshina Zhanna Eduardovna
student Faculty of Art and Music Education
Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Klyuchevyye slova: peyzazh, zhivopis’, kompozitsionnoye myshleniye, izobrazitel’noye iskusstvo, vospriyatiye tsveta, obucheniye, peredacha nastroyeniya v kartine.
Annotatsiya:V stat’ye predstavlena obobshchennaya v protsesse teoreticheskogo analiza psikhologo-pedagogicheskoy literatury informatsiya po probleme formirovaniya zhivopisnykh umeniy sredstvami peyzazha na urokakh v detskoy khudozhestvennoy shkole
Жанр «пейзаж» является самостоятельным жанром в изобразительном искусстве и выполняет задачу – образно или реалистично изобразить природу. Пейзаж отражает в себе этическое и эстетическое отношение человека к природе. Практика обращения к жанру «пейзаж», как к средству эстетического воспитания, приобщения к культуре и формирования чувств к родному краю, в образовательном процессе является значимым и востребованным явлением.
На необходимость формирования эстетических представлений об образе природы указывают многие отечественные исследователи: JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Б.Т. Лихачев, A.A. Мелик-Пашаев, А С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.
Природа как источник созерцания и эстетического наслаждения в процессе эволюции изобразительного искусства выступала неизменным объектом приложения творческих сил художника и источником его творческого вдохновения. Жанр «пейзаж» принято рассматривать как высшую ступень художественного видения природы. Образ природы сближает взгляды художника и зрителя, наполняет зрителя настроением и атмосферой природного мира.
Произведения в жанре «пейзаж» доступны для понимания и могут служить эффективным средством для развития у детей понимания природной гармонии, в целом в их эстетическом воспитании. Правдивость, богатство красок, разнообразие ритма – невероятные черты русского пейзажа, которые производят впечатление на детей [2].
Изображения пейзажа открывают перед детьми мир впечатлений, помогают формировать отношение к природе как значимому объекту жизнедеятельности. Через его восприятие происходит освоение ребенком окружающего мира и формируется чувственный опыт. Через восприятие искусства пейзажной живописи у детей формируется художественно эстетическое-понимание мира в целом. М.С. Морозова отметила, что: «Учащийся посредством пейзажа учиться глубже всматриваться в явления окружающего мира, проникается природой родного края. Эти особенности позволяют осуществлять эстетическую, воспитательную, образовательную функции при обучении подрастающего поколения» [6]. Характер восприятия и умение художественно воспринимать мир – важный аспект для формирования живописных умений.
«Художественно полноценное восприятие искусства – это активная деятельность, мало того, это – «умение», которому надо учиться», – отмечает В. С. Мухина [5].
Развитие художественного восприятия включает решение следующих основных учебных задач:
- развитие отзывчивости к произведению;
- развитие способности выразить свое отношение к произведению;
- расширение объема знаний и представлений об искусстве.
Формирование навыков изображения природы – одна из задач художественной педагогике. Методическая система обучения живописи включает в себя знание художественных процессов мировой культуры, специфики творчества художников. Обзор методических материалов и образовательной практики в области обучения изобразительному искусству позволил выделить условия, способствующих формированию живописных умений. Знание педагогических технологий, приемов и методических систем ведения занятий художественной направленности выступает базовым компонентом психолого-педагогического сопровождения обучения живописи.
Умение организовать учебный процесс так, чтобы интерес учащихся не ослабевал, является педагогическим мастерством. Л.С. Выготский указывает: «В развитии детского творчества, нужно соблюдать принцип свободы» [2]. Это значит, что «творческие занятия детей не могут быть не обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов» [2]. Следовательно, в формировании навыков живописи у учащихся огромную роль играет интерес к данной теме, что способствует лучшему усвоению как теоретической части, так и практической. Правильно организованное обучение опирается сначала на совместную деятельность с преподавателем, а после преобразуется в самостоятельное выполнение задачи. На эффективность процесса обучения влияет: характер учебных и творческих задач; выбор методов обучения; проведение уроков разных типов и видов; демонстрация приемов и способов рисования; посещение и обсуждение выставок; наглядный пример творчества преподавателя.
Общепринятая методика обучению живописи обеспечивает усвоение обучающимися основных понятий живописной техники, правильное использование цветовой гаммы и тона, изучаются: формы, пропорции, пространство, светотональность, линии, объем, фактура материала, ритм, композиция, цвет.
Прежде чем обучать живописным навыкам, необходимо обратить внимание детей на цветовое разнообразие мира (небо может быть и синим, и оранжевым, и голубым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников, ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Цветовые свойства предметов и явлений окружающего мира рано привлекают внимание ребенка, сильно воздействуют на него [2].
В.С. Мухина отмечает, что: «Ребенок использует цвет для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами ребенок обычно изображает любимых героев, приятные события, а темными («грязными») – нелюбимых, злых персонажей и печальные явления» [4].
Цвет, колорит являются главными средствами выразительности в живописи. Цвет приобретает живописную выразительность, когда вступает в содружество с другими цветами, то есть в систему гармоничных сочетаний. Видеть цвет и изобразить его – навык, которому так же необходимо обучиться.
Вначале ученик должен научиться видеть и передавать цветовые отношения простых форм с их локальным цветом. Решив эти задачи, можно переходить к более сложным объемным формам. Лепку формы следует вести с учетом теплых и холодных цветов, сначала в условиях интерьера, а затем на пленэре. За время обучения учащимся даются такие знания как: понятие о спектре, основных и дополнительных цветах, теплых и холодных, контрастных и сближенных, понятие «локальный цвет» и влияние на него окружения, роль тона в передаче формы и материальности предмета, взаимодействие цветов, рефлекс. Особое внимание следует уделять грамотному применению законов линейной и воздушной перспективы, законов светотени, распространения и отражения света.
Для того что бы сформировался навык выполнения пейзажа, учащийся должен руководствоваться такими правилами как: установление больших цветовых и тональных отношений, постепенная их разработка, анализ влияния одного цвета на другой, чувствовать изменение цвета предмета в зависимости от особенностей окружающей среды и характера освещенности. Чтобы более глубоко освоить живопись, необходимо теоретические знания подкреплять постоянными практическими упражнениями.
В практических заданиях по живописи могут применяться различные материалы (масло, темпера, гуашь, акварель, акрил, пастель и др.) и техники (алла прима, импасто, лессировка, «сухая кисть», совмещение техник). Все перечисленные материалы и техники могут использоваться в создании пейзажа, в зависимости от того, реалистическое изображение природы или декоративное, задуманное по представлению. Каждое средство приводит к разным итогам, это обусловлено не только характерными особенностями материала и используемых техник, но и на какой поверхности выполняется построение пейзажа: на белой или цветной, гладкой или шероховатой бумаге, на картоне и т.д.
Для формирования живописных навыков средствами пейзажа необходимо знание:
- истории развития пейзажной живописи;
- свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- разнообразных техник живописи;
- художественных свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
- методики работы в изобразительном искусстве.
В процессе работы над пейзажем формируются базовые умения в области живописи, а именно:
- видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
- изображать средствами живописи состояние природы в ее разных проявлениях (день-ночь, солнце-дождь).
Изображение живописного пейзажа способствует приобретению практических навыков:
- использовании основных живописных техник и материалов;
- последовательное ведения живописной работы (от общего к частному).
Таким образом, в системе обучения живописным умениям важную роль играет структурирование учебного процесса, подбор практических заданий (упражнений), способствующих формированию живописных навыков обучающихся. Обучение изображению пейзажа позволяет наиболее полно овладеть живописной грамотой, умениями в области технологии живописи и навыками работы с цветом.
Список использованных источников
- Баранов, С. П. Использование знаков и символов в понимании младшими школьниками художественного образа / С. П. Баранов, А. Ж. Овчинникова. – Москва : МПГУ, 2003. – с. – Текст: непосредственный.
- Волков, Н.Н. Восприятие картины./ Н. Н. Волков. – Текст: непосредственный // Москва: Просвещение, 1969. – С.
- Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – Текст: непосредственный // Москва : Просвещение, 1991. – С. 74-79. – Текст: непосредственный.
- Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников / Б. Т. Лихачев. – Текст: непосредственный // учеб. пособие для студ. пед. Институтов. – Москва : Просвещение, 1985. – С. 176.
- Мухина, В.С. Детская психология / В. С. Мухина. – Текст: непосредственный // М.: Апрель пресс: Эксмо-пресс, 2000. – С. 352.
- Морозова, М. С. Обучение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе / М. С. Морозова. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 19 (309). – С. 488-490.
- Полуянов, Ю. А. Соотношение учебной деятельности и творчества детей на занятиях изобразительным искусством / Ю. А. Полуянов. – Текст: непосредственный // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 94-101.
- Кузин, В. С. Основы обучения изобразительному искусству в школе : пособие для учителя / В.С. Кузин. — Москва: Просвещение, 1977. – С. 130 – Текст : непосредственный.
- Федьков, Г. С. Эстетическое освоение природы в художественно-творческой деятельности школьников / Г. С. Федьков // Искусство и культура. – 2016. – № 2(22). – С. 109-115. – Текст: непосредственный.