РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РОСПИСИ ПО ТКАНИ

УДК 75(045)

ББК 85

КУРЫШОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

студент факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, kuryshova.katrin@yandex.ru

 

Ключевые слова: художественное восприятие, развитие художественного восприятия, техника росписи по ткани, батик.

Аннотация: в статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по развитию художественного восприятия обучающихся в процессе обучения росписи по ткани.

 

THE DEVELOPMENT OF ARTISTIC PERCEPTION AMONG STUDENTS IN THE PROCESS OF LEARNING HOW TO PAINT ON FABRIC

 

KURYSHOVA EKATERINA SERGEEVNA

student Faculty of Art and Music Education

Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

 

Key words: artistic perception, the development of artistic perception, the technique of painting on fabric, batik.

Annotation: The article presents information generalized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature on the development of artistic perception of students in the process of learning painting on fabric.

 

Проблема художественного восприятия исследовалась учеными, начиная с древних времен. Она владеет умами современных философов, психологов, искусствоведов, культурологов и художников. Однако следует заметить, что и сегодня, в начале III тысячелетия, данная проблема остается во многом открытой. В понимании процессов художественного восприятия у исследователей оказывается больше вопросов, чем ответов. А между тем, понимание этих процессов важно не только с чисто научной точки зрения. Развитие художественного восприятия – это развитие способности человека входить в мир художественной культуры, это развитие способности порождать новые культурные миры на основе собственного мировосприятия.

Декоративно-прикладные изделия актуальны и востребованы на сегодняшний день.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить эффективные условия развития художественного восприятия у обучающихся в процессе обучения росписи по ткани.

Объект исследования: процесс развития художественного восприятия у младших школьников на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: методы и средства, способствующие развитию художественному восприятия учащихся младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить научные труды по проблеме исследования, обобщить передовой педагогический опыт, провести теоретический анализ и дать оценку современному состоянию рассматриваемой проблемы, установить перспективы ее исследования.
  2. Конкретизировать понятие «Художественное восприятие», его содержание, характеристика;
  3. Определить методические особенности обучения при создании художественного батика.
  4. Выполнить творческую композицию;
  5. Экспериментально проверить и выявить уровень развития художественных способностей, обучающихся в процессе создания батика.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методических условий   формирования творческих способностей учащихся на занятиях по батику, а также в разработке программы по художественной росписи ткани, включающей комплекс упражнений и заданий, способствующей развитию художественного восприятия учащихся и методических рекомендаций по проведению занятий.

База экспериментального исследования: МБУ ДО «Детская школа искусств Починковского муниципального округа Нижегородской области». В эксперименте участвовали 10 обучающихся.

Ручная художественная роспись тканей — своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в “Естественной истории” Плиния. Происхождение и значение слова “батик” точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово “амбатик”, которое переводится как “гравировать”, “писать”, “рисовать”.

Батик — способ окрашивания тканей, основанный на применении резерва, специального вещества, не пропускающего краску. По классической методике после того, как на ткани сделан рисунок резервом, а свободные участки прокрашены, резерв снимается, и на его месте остается затейливый узор.

Изобретение в начале XX века в России резервирующего состава, не требующего нагревания, сделало нашу страну родиной холодного батика. Простота исполнения, четкий “витражный” контур делают эту технику интересной для начинающих.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

Подготовка к работе

  1. Ткань надо обязательно выстирать – это позволит очистить его от возможных загрязнений и застрахует от пятен, образующихся на ней при попадании капелек воды во время работы. Кроме того, если необходимо изделие определенного размера, важно знать, что после стирки ткань дает усадку – примерно 2–3 см на 1 погонный метр.
  2. После стирки ткань надо отутюжить и натянуть. Необходимо закрепить ткань. Делается это очень легко: ткань натягивается на особые рамки с крючками или прикалывается к рамке обычными кнопками. Во избежание окраски самой деревянной рамы, лучше на поверхность дерева наклеить скотч.
  3. После того, как вы выполнили подготовительную работу, можно приступать к процессу создания вашей картины.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила и правила безопасности работы

Вводный инструктаж по выполнению практической работы:

  1. Если вы взяли для росписи тонкий, прозрачный шелк, то рисунок можно не переводить на ткань, а наносить резерв по контурам рисунка на просвет.
  2. Если вести трубочку по ткани слишком быстро и неаккуратно, резерв не успеет проникнуть в ткань и останется на поверхности. При росписи краска в этих местах проникнет по изнанке за контур.
  3. Если вы проверите наводку резерва с обратной стороны ткани, то увидите, где необходимо снова нанести состав. Линии резерва с обеих сторон ткани должны совпасть.
  4. Если капля резерва упала на ткань, ее можно растворить бензином.
  5. Если вы затеяли большую роспись, терпеливо проработали все контуры, потратив на это не один час, а потом начали наносить краски вдруг потекли, не теряйтесь. Скорее берите вновь в руки трубочку с резервом и исправляйте все огрехи.
  6. Если по ткани провести мокрой ватой, резервные линии будут хорошо видны, а краска будет лучше растекаться, но окажется менее насыщенной
  7. Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.
  8. Наиболее удобный инструмент для нанесения резерва – стеклянная трубочка длиной 14-18 см. (они продаются в художественных салонах или делаются на заказ).
  9. Для росписи холодным резервом наиболее удобны непрерывные плавные линии. Например, для первых опытов лучше выбрать растительный мотив, где точность рисунка не столь важна. Подкрасить резервные линии помогут обычные цветные карандаши. Способ несложный, но характерный для карандаша штрих сохранится под резервом.
  10. После высыхания резерва расписывается каждый отдельный элемент рисунка.
  11. Роспись получится более нежной и мягкой по тону, если предварительно каждый элемент рисунка смачивать водой.
  12. Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской.
  13. Темный цвет осветлить уже никак не удастся.
  14. После того, как вы завершили свою работу, ткань необходимо высушить, Снять воск с поверхности ткани – погладить работу между несколькими газетами разогретым утюгом, меняя газеты по мере необходимости. Следует повторять данную операцию до тех пор, пока воск полностью не сойдет.

 

Младший школьный возраст, безусловно, является благоприятным этапом для того, чтобы сформировать у ребенка нравственные качества, привить художественный вкус, научить правильно устанавливать приоритеты и ценности. Соприкасаясь с предметами искусства, художественными и музыкальными произведениями, скульптурами младший школьник переживает эстетическое наслаждение и удовольствие.

Во второй главе было рассмотрено экспериментальное исследование, которое проходило в МБУ ДО «Детская школа искусств Починковского муниципального округа Нижегородской области». В эксперименте участвовали 10 обучающихся.

  1. Анализ психологической, педагогической, методической и искусствоведческой литературы по теме исследования показал большое разнообразие взглядов на трактовку понятия «художественное восприятие»;
  2. Нами конкретизировано понятие «художественное восприятие». Оно трактуется, как становление в сознании личности эмоционально окрашенного, ассоциативно — многогранного, ритмически – упорядоченного, духовно – осмысленного, определенного в материале языка искусства образа мира в процессе диалога с собой, автором произведения искусства, с культурой.
  3. Выявлены методы и приемы, способствующие активному развитию художественного восприятия. Некоторые из них: метод контрастного сопоставления, прием сравнения картин, метод создания художественного контекста.
  4. Проведенное исследование подтвердило гипотезу о том, что обучение младших школьников в процессе создания художественного батика будет эффективным, когда будут определены цели, задачи и содержания обучения, будет осуществлена интеграция обучения художественному батику с другими дисциплинами (рисунок, живопись, композиция, цветоведение).
  5. Экспериментальная работа дала положительные результаты, младшие школьники с интересом включаются в процесс создания художественного батика. Разработанная методическая система способствует появлению у обучающихся уверенности в собственных силах, раскованности и творческой самостоятельности.

Искусство батика развивает художественные способности, вкус, терпение. Обучающиеся выполняли творческую работу в различных техниках, также они получили знания по истории развития батика, узнали виды и стили. После выполнения работы мы организовали выставку. Работа над практической частью помогла усвоить особенности художественного батика.

Изучение теоретического материала и анализ работ младших школьников дали возможность сделать вывод о том, что рост творческих достижений по освоению основ художественного батика младших школьников находится в прямой зависимости от роста их творческой активности.

 

Список использованных источников

 

  1. Гильман Р. А. Художественная роспись тканей. Учеб. пособие для студентов вузов. Магнитогорск: АРС-Экспресс,1996.-206 с.
  2. Кудина Г.Н., Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников // Педагогика и психология. М.: Знание, 1988. 80 с.
  3. Мугаджирова А.М., Исаева М.М. О критериях художественно — эстетического воспитания школьников // Известия ДГПУ. Психолого- педагогические науки. 2016. №2.
  4. Протопопов Ю.Н. Критерии развитости художественного восприятия у детей в условиях дополнительного образования [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2014. №4.
  5. Столяров Б.А. Художественное восприятие и современные информационно-коммуникационные технологии [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. 2013. №4.
  6. Шилкoва Е.А. Батик – М.:РИПOЛ классик, 2012 А.Е.Терентьев. – М.: Просвещение, 1987. – 176с.: ил.

Добавить комментарий