УДК 75.049.6
ББК 85.145.9
Корнеева Ю. С., студент МГПУ им. М.Е. Евсевьева
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный
педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация: В данной статье рассмотрен алгоритм действий и основное содержание занятий живописью при формировании навыка изображения декоративного натюрморта. Представлена деятельность преподавателя, заключающая в создании стимулирующей среды, которая является основанием для формирования навыка.
Abstract: This article discusses the algorithm of actions and the main content of painting classes in developing the skill of depicting a decorative still life. The activity of the teacher is presented, which consists of creating a stimulating environment, which is the basis for the formation of skills.
Ключевые слова: навык изображения декоративного натюрморта, стилизация, декоративный натюрморт, живопись.
Key words: skill in depicting a decorative still life, stylization, decorative still life, painting.
Самым важным и значительным в сфере подготовки детей в школах является качественное преподавание учащимся, в результате которого дети должны освоить умения и навыки, и качественно их применять как в научной сфере, так и в сфере творчества. В роли развития эстетического воспитания будет являться искусство, которое формирует у детей видение прекрасного, художественные образы, чувства и развивает мышление.
Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, в котором расположены неодушевленные предметы, композиционно дополняя друг друга. «Натюрморт (nature morte) дословно переводится с французского как мёртвая природа. Опытным знатокам искусства также хорошо известно другое, англоязычное название жанра — Still Life или неподвижная жизнь» [6].
Декоративный натюрморт – это изображение, которое выполнено с постановки, не имеющее ни объёма ни реалистичности, но вместо этого можно увидеть различные узоры, орнаменты и прочие элементы. Особенностью декоративного натюрморта является то, что он не требует каких-либо постановочных задач, в которых являются главными: материальность, фактура, масса, форма [5]. Декоративный натюрморт имеет задачу выявления общего впечатления и декоративных свойств предмета, так как это не конкретное изображение натуры, а размышление насчет неё.
На процесс формирования навыка изображения натюрморта влияют такие качества как восприятие, образное мышление и овладение спецификой языка декоративного натюрморта[5].
Для формирования навыков изображения декоративного натюрморта требуется соблюдение алгоритма действий:
- Рассмотрение предложенной композиции.
- Выбор наиболее удачного ракурса.
- Поиски декоративного решения и построение композиции на листе.
- Определение акцента на одном или двух контрастных цветах.
- Проработка деталей предметов, тоновое и цветовое решение.
- Вывод и подведение итогов [2].
Данные правила помогут обучающимся выявить тональные различия в декоративном натюрморте, выявить основные цветовые отношения, точно передать цвет и свойства предметов. При рассмотрении натюрморта с разных сторон можно запечатлеть несколько замечательных композиций. Для обучающихся вначале нужно ставить натюрморты на уровне глаз, в связи с тем, что это позволяет не отвлекаться на объем и при этом видеть и изображать предметы пятном, анализируя форму.
В ходе изучения обучающимися основ создания декоративного натюрморта у ребенка развиваются такие навыки, как:
− эстетическое восприятие с натуры в стилизованной форме;
− умение композиционно сопоставлять предметы;
− грамотное соотношение цветовых и тоновых решений;
− правильная передача свойств предметов.
В процессе выполнения декоративного натюрморта обучающиеся:
– создают условно-плоскостную композицию, беря за основу натюрморт. При этом, они фокусируют внимание на форму изображаемого предмета, передают ее характер, но уже не в ее объеме, а посредством силуэта. Кроме того, внимание ребят обращено на гармонию цвета в изображении;
− работают над композицией в различных цветовых решениях. Им предлагается выполнить работу в ряде сочетаний цветов: близкие друг к другу оттенки, контрастная палитра, сочетание близких и контрастных оттенков;
− в процессе усложнения работы, обучающиеся работают с изменением тона предметов в изображаемой композиции, при этом общее освещение картины остается прежним.
Рассмотрим основное содержание занятий по формированию навыков выполнения декоративного натюрморта в различных техниках:
- Обучение декоративному натюрморту в технике коллажа (аппликации). Обучение ощущению изображения условности.
- Обучение декоративному натюрморту с цветами на фоне драпировок. Знакомство с ролью орнаментов и узоров как инструментов изображения натюрмортов.
- Обучение декоративному натюрморту в интерьере. Ознакомление с особенностями условно-плоскостного изображения. Обучение анализу и выделению того, что выступает в изображении главным элементом, а что – второстепенным. Одним из этапов работы в данном случае является поиск выразительных средств, которые помогают раскрывать художественный образ.
- Обучение витражному изображению натюрморта. Создание натюрморта с помощью витражной стилизации. Для этого ученики работают над контуром предметов и их внешней формой. Изучается использование в витражной композиции локальных цветных пятен.
- Обучение декоративному натюрморту через фактуру. Изучение натюрморта с точки зрения фактурности. Так, обучающиеся могут использовать многообразие материалов для создания необходимых фактур в изображении [1].
В процессе занятий по выполнению декоративного натюрморта преподаватель знакомит учеников с изучаемой темой, демонстрирует презентации и педагогические рисунки. Также, на занятиях возможны беседы с ребятами, предполагается совместная деятельность преподавателя и обучающихся. Таким образом, формируется структура занятия, которая охватывает все необходимые этапы работы для формирования навыка изображения декоративного натюрморта – от теоретической базы до практической отработки.
Преподавателю необходимо создавать для учащегося мотивирующую к действию среду, в которой уроки изобразительного искусства могут быть интересными и разнообразными. Уроки искусства могут быть в различных условиях, в помещении или под открытом небом. Например, в жанре урока-прогулки, где можно его провести на улицах своего города, поставив там натурную постановку, тем самым у обучающихся формируется большой интерес к пребыванию в такой обстановке при работе, нежели в помещении. Это напрямую воздействует на приобретение новых знаний, наработку навыков в области декоративного искусства и живописи в частности [4].
В заключении отметим, что несмотря на то, что занятия по живописи представлены, как правило, в виде практической отработки, преподавателю важно формировать условия, при которых ученик стремится познавать и исследовать. Так же, стоит фокусировать внимание на индивидуальных особенностях ученика, его предпочтениях и интересах. Таким образом, все формы занятий, которые предлагает ученикам преподаватель, должны быть практико-ориентированными.
Список литературы
- Валикжанина С. В. Фор-эскиз в системе обучения живописи / Цвет в композиции. Вопросы теории и практики. – М. : МГПУ, 2017. – С. 19-33.
- Власова Н. В. Методы организации учебно-творческой деятельности младших школьников на занятиях живописью в детской художественной школе / Современное художественное образование: путь к успеху. Сборник материалов международной научно-практической конференции: Составители Н. В. Курбатова, Г.В. Черемных. – 2020. – С. 52-56.
- Гончар М. Е. Формирование композиционных навыков обучающихся при создании тематического натюрморта / Научное сообщество студентов: проблемы художественного и музыкального образования. VII Всероссийская с международным участием студенческая научно-практическая конференция. – Чебоксары, 2022. – С. 20-23.
- Дубровин В. М. ВХУТЕМАС из истории современного художественного образования / Региональный компонент в решении проблем современного художественного образования. – М.: МГПУ, 2018. – С. 65-80.
- Натюрморт — жанр живописи, идеально отражающий внутреннюю Вселенную художника. – Текст: электронный // официальный сайт. − URL: https://veryimportantlot.com/ru/news/blog/natyurmort-zhanr-zhivopisi.
- Серов П. Е. Воспитание специального художественного навыка восприятия натуры на основе синтеза декоративных и объемно-пространственных средств живописи / Традиционное прикладное искусство и образование. – 2018. − № 3 (26). – С. 61-66.