УДК 78-053.4(045)
ББК 85.31р
Ерунова Оксана Алексеевна
студент факультета художественного и образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, oksanasoluianova@yandex.ru
Ключевые слова: эмоционально-ценностное отношение, экологическая педагогика, природная красота, экологическая ответственность, творческие способности, природоохранная деятельность, пейзаж в искусстве, живописные материалы, пейзажная живопись, эстетическое восприятие, профессиональные навыки художника, взаимодействие с природой.
Аннотация: В статье рассматривается эмоционально-ценностное отношение к природе как важный аспект экологической педагогики и личностного развития.
LANDSCAPE AS A MEANS OF DEVELOPING AN EMOTIONAL AND VALUE ATTITUDE TO NATURE AMONG STUDENTS
Yerunova Oksana Alekseevna
student Faculty of Art and Music Education
Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Key words: emotional and value attitude, environmental pedagogy, natural beauty, environmental responsibility, creativity, environmental protection, landscape in art, pictorial materials, landscape painting, aesthetic perception, professional skills of the artist, interaction with nature.
Annotation: The article examines the emotional-value attitude to nature as an important aspect of environmental pedagogy and personal development.
Эмоционально-ценностное отношение к природе — это качество личности, которое отражает субъективные чувственные морально-нравственные критерии взаимодействия человека с природным окружением. [19]
В сфере экологической педагогики природа занимает важное место в качестве изучения, вызывая целый ряд эмоциональных реакций и воспитывая глубокое чувство внутренней ценности. [1]
Это отношение проявляется в следующих аспектах: [1]
— Способность к любованию природной красотой и сопереживанию.
— Ответственность за экологическое состояние своей среды обитания.
— Развитие интереса, активности, творческих способностей, самостоятельности в изучении и практическом решении экологических проблем.
Осознание природы как ценности, участие в природоохранной деятельности, познавательный интерес и оценка природных объектов, правильный выбор способов взаимодействия человека с природой и создание новой ценности, являющейся результатом проявления этих качеств, являются основными характеристиками ценностного отношения к природе. [4]
Чувства, которые испытывают ученики при непосредственном взаимодействии с природой, являются частью широкой эмоциональной основы. Ощущения, связанные с социализацией оценок, классификаций и эстетических норм, объективно свойственных человеку, а не миру природы, называются социально заряженными эмоциями. Эмоциональная реактивность по отношению к природе, ощущение своей внутренней связи с миром природы, способность оценивать обстоятельства и выполнять свои обязанности по отношению к окружающей среде являются чертами идеологически обоснованных эмоций. [5]
Пейзаж в изобразительном искусстве — это жанр, изображающий природные или городские виды, архитектурные сооружения, морские просторы или сельские сцены. Основной целью пейзажной живописи является передача красоты и разнообразия окружающего мира через художественное воспроизведение конкретных мест или созданных художником воображаемых пространств. Эти композиции, начиная от пересеченной местности горных ландшафтов и заканчивая просторами берегов озер, воплощают в себе многогранные взаимодействия, формирующие земную среду. Используя такие материалы, как масло, акварель, гуашь, пастель и гравюры, художники пытаются передать научные тонкости, лежащие в основе ландшафтных образований. [4]
Пейзажные картины, получившие свою номенклатуру от голландского термина «landshap», предлагают визуальную экспозицию природной среды. [2] Этот жанр, часто переплетающийся с садовыми прудами, холмистой местностью и впечатляющим величием горных пейзажей, выходит за рамки обычных границ и охватывает множество экологических картин. Тем не менее, пейзажи в своем безграничном разнообразии выходят за рамки традиционных мотивов и включают в себя множество элементов, включая присутствие человеческих фигур, живую жизненную силу фауны и архитектурные сооружения, украшающие холст. [4]
Возникновение пейзажной живописи, связанное с развитием процесса производства красок в XIX веке, ознаменовало рост пейзажной живописи. Художник мог работать на открытом воздухе и при естественном освещении, вдали от своей мастерской. Это значительно улучшило выбор мотивов, приблизило произведение искусства к зрителю и позволило художнику выразить свои чувства непосредственно через картину. Пейзаж обычно показывает обширную территорию. [3]
Всех людей волнуют образы природы, вызывающие у них соизмеримые чувства, переживания и идеи. [5] Обращает на себя внимание использование элементов, характерных для определенной климатической зоны, в картинах известных пейзажистов. Зритель обнаруживает отражение характера художника, своеобразный стиль, широту интересов, способность вызывать у зрителя эмоции, настроения и эстетические переживания, навеянные великолепием природы.
Таким образом, пейзажная живопись имеет свои законы эстетического восприятии и свои правила письма. Развитие профессиональных живописных способностей и изучение природы — тесно связанные процессы в становлении пейзажиста. Когда художник работает с природой, его творческий подход к запечатлению сцены основан на визуальных образах и впечатлениях, которые он получает. Идея ландшафтной композиции может воплотиться только в общении с окружающей средой. [6]
Список использованных источников
- Топор, А.В., Иващенко, О.В. К вопросу об экологическом образовании младших школьников на современном этапе // Начальная школа. – 2019. — №3. – С. 3-5.
- Клепинина, З.А. Развитие экологической грамотности учащихся // Начальная школа. – 2020. — №1. – С. 93-97.
- Морозова, Е. Е. Формирование ценностного отношения к природе у дошкольников на основе проектной деятельности / Е. Е. Морозова, О. А. Федорова // Фундаментальные исследования. – 2019. – №2-20. – С.4516- 4521.
- Попова, Е.В. Проектная деятельность в экологическом образовании // Начальная школа. – 2019. — №11. – С. 50-52.
- Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений. – М.: Академия, 2020. – 160 с.
- Морозова, Е. Е. Формирование ценностного отношения к природе у дошкольников на основе проектной деятельности / Е. Е. Морозова, О. А. Федорова // Фундаментальные исследования. – 2019. – №2-20. – С.4516- 4521.