ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ДЕКОРАТИВНОЙ РОСПИСИ

УДК 78-053.4(045)

ББК 85.31р

М 197

ЗОТОВА ПОЛИНА ВИКТОРОВНА

студент факультета художественного и музыкального образования

Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, zotova.polly2018@yandex.ru

Ключевые слова: формирование творческого воображения, развитие творческих способностей, восприятие цвета, старший школьный возраст, декоративно-прикладное творчество, искусство.

Аннотация: В статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме развития формирования творческого развития в процессе декоративной росписи.

 

FORMATION OF CREATIVE IMAGINATION OF STUDENTS IN THE PROCESS OF DECORATIVE PAINTING

ZOTOVA POLINA VIKTOROVNA

student of the Faculty of Art and Music Education

Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, zotova.polly2018@yandex.ru

Key words: means of creative creativity, development of creative abilities, perception, senior colored school age, arts and crafts, art.

Abstract: The article presents information on the problems of the formation of creative development in the process of decorative painting, summarized in the process of theoretical analysis of psychological and pedagogical literature.

 

Формирование творческого воображения у обучающихся в процессе декоративной росписи представляет собой захватывающее и важное психолого-педагогическое исследование. Декоративная роспись не только является художественным занятием, но и инструментом, способствующим развитию воображения, творческого мышления и эстетического восприятия учащихся. В этом процессе каждый штрих, каждый цвет и композиционное решение обретают значение не только как элементы декора, но и как строительные блоки для развития индивидуального художественного стиля и выражения личности через искусство.

Декоративная роспись стимулирует обучающихся к экспериментированию с различными техниками и материалами, а также к исследованию разнообразных тематик и мотивов. Она предоставляет уникальную возможность для самовыражения и самореализации, позволяя каждому ученику найти свой творческий путь и развить свои индивидуальные художественные способности.

Воображение, ключ к бесконечным возможностям и творчеству, открывает перед человеком мир глубоких возможностей. Это удивительное путешествие, на котором формируются совершенно новые и уникальные образы, исходя из предыдущего опыта и восприятия. Оно представляет собой не только процесс, но и феномен, раскрывающий перед нами неизведанные горизонты. Согласно выдающемуся психологу Выготскому, воображение можно охарактеризовать как сложную психологическую систему [1].

С помощью воображения мы можем отправиться в увлекательные путешествия по разным странам, проникнуть в тайны космоса, оживить исторические эпохи и даже увидеть неизвестные предметы. Это возможно благодаря способности нашего разума воссоздавать миры, которые мы никогда не видели, но можем представить.

В процессе декоративной росписи особенно важно формирование творческого воображения у обучающихся. Современные требования к образованию подчеркивают необходимость развития универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют ориентации обучающихся в различных предметных областях и в самом процессе обучения. Для достижения этой цели требуется развитие творческого мышления и воображения, что особенно важно в контексте декоративной росписи [3].

В процессе обучения декоративной росписи учащиеся сталкиваются с различными задачами, которые требуют активного творческого подхода. Они формируют представления о значимости изобразительного искусства в жизни человека, развивают художественную культуру и эстетическое восприятие мира. Кроме того, приобретают практические навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства, а также в различных видах художественной деятельности.

В процессе декоративной росписи выделяют два типа узоров: сюжетные и орнаментальные. Сюжетные узоры часто включают стилизованные изображения птиц, животных, которые обычно несут символическое значение, например, лев символизирует силу, а сокол — смелость. Орнаменты представляют собой преднамеренно созданные узоры с элементами, ритмично повторяющимися, что делает их особенно выразительными. В декоративной росписи часто встречаются геометрические, растительные, и анималистические узоры [4].

Методические рекомендации в процессе декоративных изделий из дерева в городецкой росписи представляют собой научное обобщение опыта работы, формулирование законов и правил обучения, а также выделение наиболее эффективных методов их применения. Они основаны на данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания. У каждого педагога сложилась своя методика работы, но она должна строиться на общих целях и задачах современного преподавания изобразительного искусства.

Для привлечения интереса учеников к изучению изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна рекомендуется организовывать посещение различных художественных и дизайнерских выставок. На занятиях по изобразительному искусству и трудовому обучению дети усваивают этику природы, духовные ценности человека, его внешний облик и важность физической активности. Успех в учебе в школьном возрасте достигается путем сочетания обучения с игрой и трудом. Для детей важен не только процесс деятельности, но и ее результат.

Овладение новыми формами деятельности требует значительных усилий. Содержание художественно-эстетического образования, основанное на творческих принципах народного и декоративно-прикладного искусства, направлено на формирование художественного восприятия мира. В ходе изучения изобразительного искусства школьник приобретает основы изобразительной грамотности, приобщается к культурному наследию, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности и развивает творческое мышление.

Существует множество методов обучения, и одним из наиболее существенных считается словесный метод, который дополняется практическим и наглядным. С помощью слова педагог может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества.

Таким образом, исследователи отмечают, что декоративно-прикладное искусство играет значимую роль в формировании творческого воображения у детей начальных классов. Оно способствует развитию способности оценивать ситуации, формированию эстетических предпочтений, и активному самовыражению. Важно отметить, что это не только средство для приобретения новых знаний и умений, но и способ развития наблюдательности, аналитических способностей и воображения.

На занятиях также проводятся учебно-трудовые упражнения, направленные на применение теоретических знаний в практике.

 

Список использованных источников

 

  • Арбат, Ю. А. – Текст: непосредственный // Русская народная роспись по дереву. М.: Изобразительное искусство, 2022. – 200 с.
  • Бакушинский, А. В. – Текст: непосредственный // Исследования и статьи. – М.: Советский художник, 2021. – С. 288-289.
  • Грибовская, А. А. – Текст: непосредственный // Народное искусство и детское творчество: Метод. пособие. – М.: Просвещение, 2021. – 160 с
  • Уткин, П. И., Королева, Н. С. Народные художественные промыслы. – Текст: непосредственный // М.: Высшая школа, 2022. – 159 с.

Добавить комментарий