БУКИНА КРИСТИНА ВИТАЛЬЕВНА
студентка ФГБОУ ВО «МГПУ М. Е. Евсевьева»
Руководитель – Шишкина С.В, кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования, sv430903@yandex.ru
Аннотация: В статье анализируется влияние аудиовизуальных технологий на музыкальное восприятие и их эффективность в развитии эмоциональной сферы у старших дошкольников. Исследуется предположение о том, что аудиовизуальные технологии основанные на сочетании звука и изображения, значительно обогащают опыт восприятия музыки у детей, делая его более глубоким, эмоциональным и интерактивным.
Ключевые слова: аудиовизуальные технологии, моторно-двигательная активность, музыкальное воспитание, музыкальное восприятие, мультимедийность. эмоциональная отзывчивость.
DEVELOPMENT OF MUSICAL PERCEPTION IN SENIOR PRESCHOOL CHILDREN USING AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES
BUKINA KRISTINA VITALIEVNA
student of the Moscow State Pedagogical University M. E. Evsevieva
The head is S.V. Shishkina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Music Education and Methods of Teaching Music, Saransk, Russia, sv430903@yandex.ru
Abstract: The article analyzes the influence of audiovisual technologies on musical perception and their effectiveness in the development of the emotional sphere in older preschool children. The hypothesis that audiovisual technologies based in the combination of sound and image significantly enrich children`s musical experience, making it deeper, more emotional and interactive is explored.
Key words: audiovisual technologies, motor activity, music education, music perception, multimedia, emotional responsiveness.
Одной из ведущих задач в области музыкального воспитания, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие музыкального восприятия и связанной с ним эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. Практика подтверждает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников возможности восприятия музыки, которая сама по себе является воплощением чувств, настроений и эмоций, используются слабо.
В данной работе мы рассмотрим влияние аудиовизуальных технологий на музыкальное восприятие у старших дошкольников, его эффективность в развитии эмоциональной сферы и общей культуры ребенка.
Актуальность использования аудиовизуальных технологий обусловлена тем, что восприятие музыки в современном цифровом мире (особенно телевидение, смартфоны, интернет) становится аудиовизуальным, то есть сложным процессом взаимодействия музыкального-аудийного и музыкально-визуального образов. Метод развития аудиовизуального музыкального восприятия становится основополагающим в методике обучения детей слушанию музыки. Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста также не нова, но по-прежнему актуальна.
В работах известных педагогов-музыкантов (А. Г. Гогоберидзе, Д. Б. Кабалевского, Г. А. Прасловой, О. П. Радыновой и других) подчеркивается особая значимость эмоционально-образной сущности музыки, ее роль в становлении эмоциональной сферы личности [4; 5; 10; 11].
Проблемы музыкального восприятия исследовались в работах Н. А. Ветлугиной, Е. В. Назайкинского, В. Д. Остроменского, Б. М. Теплова, и других ученых [3; 8; 9; 12].
Проблемы использования аудиовизуальных технологий в развитии музыкального восприятия детей исследовались в работах Ю. В. Величко, И. С. Кобозевой, М. И. Царевой, С. В. Шишкиной и других [1; 2, 6, 12; 13].
Цель нашего исследования – теоретически обосновать существенное влияние аудиовизуальных технологий на развитие эмоционального восприятия музыки старшими дошкольниками.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
– провести анализ научной литературы по проблеме развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста;
– выявить особенности развития музыкального восприятия и эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста;
– разработать и апробировать комплекс занятий по развитию эмоционального восприятия музыки у детей старшего дошкольного возраста посредством аудиовизуальных технологий.
Н. А. Метлов – один из первых создателей системы отечественного музыкального воспитания в детском саду. В свою систему музыкального воспитания наряду с пением и игрой на детских музыкальных инструментах он гармонично включил обучение детей слушанию музыки и музыкально-ритмичным движениям [7]. Схожее мнение высказывает и О. П. Радынова: «Эмоциональная отзывчивость на музыку развивается в процессе всех видов музыкальной деятельности, в наибольшей степени – в процессе восприятия музыки и музыкально-ритмических движениях» [11, с. 56].
И. С. Кобозева, Н. И. Чинякова и С. В. Шишкина так формулируют процесс познания и восприятия музыки: «Процесс познания искусства музыки начинается с восприятия, которое непосредственно, чувственно-предметно отражает в сознании человека познаваемый предмет и способствует становлению субъективного образа прослушиваемой музыки». … Безусловно, музыкальное восприятие – это, прежде всего, слушание и слышание музыки, так как музыка – «звучащее» искусство, которое опирается и аккумулирует в себе слуховые впечатления» [6, с. 120].
Изучению педагогических подходов к использованию аудиовизуальных технологий в процессе развития музыкального восприятия обучающихся посвящены работы Ю. В. Величко, О. В. Милициной, С. В. Шишкиной [2; 29]. Так, например, Ю. В. Величко отмечает: «В настоящее время аудиовизуальные технологии становятся неотъемлемой частью музыкально-педагогического процесса. В сфере синтетических видов искусства (кино, телевидение, видео-арт), компьютерной среде функционирует аудиовизуальная информация различных видов и жанров, где в зрительном и звуковом синтезе «сплетаются» музыкальное искусство и изображение» [1, с. 8]
Использование аудиовизуальных технологий в развитии музыкального восприятия у детей имеет множество особенностей и преимуществ. Сочетание звука и изображения создает эффект синестезии, когда восприятие одного сенсорного канала (например, слуха) усиливается за счет другого (зрения). Это помогает детям лучше запоминать и осмысливать музыкальные произведения. Дети могут не только слышать, но и видеть, например, как различные инструменты взаимодействуют друг с другом, и учиться различать их звучание.
Визуальные элементы усиливают эмоциональную составляющую музыки. Например, просмотр видеоклипов или мультфильмов, сопровождающих музыкальные произведения, помогает детям лучше понимать и чувствовать эмоции, заложенные в музыке. Яркие и динамичные визуальные эффекты могут передавать радость и энергию, в то время как более спокойные и мягкие изображения могут вызывать чувство умиротворения.
Ю. В. Величко, О. В. Милицина и С. В. Шишкина важным считают тот факт: «Что аудиовизуальное восприятие музыки является, по сути, синтетическим процессом, который направлен на одновременное внешнее и внутреннее отображение трех слоев художественного образа – аудиального, визуального и собственно музыкального» [2, с. 17]. Однако, они полагают, что в этом процессе есть и некоторые отрицательные явления: «Растущей, целостно несформированной личности легче воспринимать готовый, зримый, навязанный извне художественный образ, чем самой, на основе ощущений и ассоциаций художественного порядка, домысливать и воссоздавать воспринимаемое произведение искусства». [2, с. 18].
На наш взгляд, это не совсем так. Никогда еще не удавалось каким-то образом обуздать человеческую и в том числе и детскую фантазию. Как телевидение не уничтожило театр, так и видео-визуальный ряд в сопровождении с музыкой не может повлечь за собой некую творческую ленность. Так, например, очень часто дети склонны к внесению изменений в сказки и к досочинению, предложению своих вариантов их окончаний. Наличие готовой сказки не мешает этому процессу. Наоборот, совмещение видеоряда со звучанием музыки подстегнет их эмоциональное восприятие и творческие фантазии.
Для подтверждения практикой теоретического положения о роли аудиовизуальной технологии в повышении уровня музыкального восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыку была организована опытно-экспериментальная работа. Ее цель – изучение особенностей восприятия детьми классической музыки в единстве таких компонентов как наличие интереса к слушанию музыки; эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкально-ритмический отклик на нее.
Базой исследования стал образовательный центр «Пеликан» при Мордовском государственном педагогическом университете имени М. Е. Евсевьева. В исследовании приняли участие 10 старших дошкольников. Для опытно-экспериментальной работы нами использовалась методика А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской [4].
В диагностике мы применяли наблюдение, беседы с детьми, анализ результатов исследования. Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.
Цель констатирующего этапа – определение исходного уровня эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников и музыкально-ритмического отклика на музыку. В констатирующем этапе приняли участие все отобранные дети. Качественные проявления музыкального восприятия оценивались по трехбалльной системе: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
Анализ проведенной констатирующей диагностики дал следующие результаты. Из 10 старших дошкольников только 2 ребенка показали высокий уровень музыкального восприятия, что составляет 20 %, средний уровень у 4 дошкольников (40 %) и такой же результат по детям с низким уровнем музыкального восприятия. Два ребенка, показавших высокие результаты, из дальнейшего участия в опытно-экспериментальной работе были исключены. Результаты констатирующего этапа показали недостаточный уровень развития музыкального восприятия у старших дошкольников, что послужило основанием для проведения формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Оставшиеся дошкольники были разделены на контрольную и экспериментальную группы.
В соответствии с целями и задачами нашего исследования был разработан комплекс занятий по развитию эмоционального восприятия музыки старшими дошкольниками посредством аудиовизуальных технологий. Особенностью таких технологий является целенаправленное и обязательное объединение звука и изображения при организации занятий по слушанию музыки детьми. Как правило, это компьютер, экран и проектор. Комплекс занятий был опробован на музыкальных занятиях в рамках формирующего этапа эксперимента. Занятия проводились с дошкольниками экспериментальной группы.
Основной задачей формирующего этапа было развитие базовых эмоций в процессе музыкального восприятия с использованием аудиовизуальных технологий. На проведенных нами занятиях были использованы те же музыкальные произведения, что и в констатирующем этапе. Но на этот раз некоторые из этих мелодий включались нами в процесс режимных моментов.
На музыкальных занятиях данные произведения сопровождались видеороликами. Это были и герои мультфильмов, и герои сказочных фильмов, и отрывки из опер или балета, и просто видео цветов, птиц, природы, и тому подобное.
Такой порядок знакомства с произведением был, на наш взгляд, большим плюсом, так как звучавшие произведения к моменту проведения контрольного этапа уже были немного знакомы детям, и они могли найти или почувствовать что-то еще, чего не получилось при первом или втором прослушивании. В занятия по слушанию музыки включались песни, дидактические игры, элементы знакомства с музыкальными понятиями, терминами и обучение несложным ритмическим движениям
Так в занятие «Золушкин вальс» включен эпизод танца Золушки с принцем на балу из диснеевского фильма 2015 года «Золушка». Они танцуют под «Вальс № 2» Д. Шостаковича. Этот вальс предложен детям как вариант лучшего исполнения танца под одну из самых лучших в мире вальсовых мелодий. Были разучены несколько простых, но как у Золушки, вальсовых движений. Детям было показано и исполнение этого вальса оркестром под управлением А. Рьё. Дети видели эмоции тех, кто слушал его, видели оркестр, их инструменты, также были профессиональные исполнители самого танца. Все это вместе создает сильный эмоциональный эффект. На занятии была проведена игра «Мажор–минор».
На занятии «Сказка в музыке» о «Шествии гномов» музыка Грига звучала на фоне мультфильма «Утро. Шествие гномов. В пещере у горного короля». Очень эмоциональные и музыка, и видео. Кроме марша «Шествие гномов» послушали «Марш» Прокофьева с видео «Шагающие муравьи».
На занятии, посвященном «Токкате и фуге ре-минор» Баха, дети ознакомились с органом, увидели разницу между пианино и органом, поняли, почему пианино и рояль называют одним словом «фортепиано», состоящим из «форте» – громко и «пиано» – тихо. Была проведена игра «Форте – пиано». Произведение Баха звучало на фоне ролика «Космос», звучали отрывки из стихотворений, подходящих к некоторым моментам ролика. Затем тема космоса была продолжена песней «Трава у дома», ставшая обязательной при отправке космонавтов в полет.
На занятии «Маршируем, ходим и танцуем под музыку» дети с удовольствием шагали, ходили и танцевали вместе с пушистыми великанами из мультфильма «Корпорация монстров» и сказочными гномами, прыгали с лошадкой Е. Тиличевой и попрыгунчиками Ф. Шуберта.
Для оценки результата работы, проделанной нами за время формирующего этапа, был проведен контрольный этап эксперимента. Цель контрольного этапа – проверка эффективности проведенных занятий. Нами была использована та же методика А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской. Для реализации контрольного этапа детям были предложены те же задания и те же критерии, что и на констатирующем этапе.
Итоги контрольного этапа показали, что детей с низким уровнем музыкального восприятия в экспериментальной группе больше нет. Два ребенка со средним уровнем музыкального развития перешли на высокий уровень, а дети с низким уровнем перешли на средний уровень музыкального восприятия. В этой группе не осталось детей совсем не воспринимающих классическую музыку, не проявляющих никакого эмоционального отклика, занимающихся посторонними делами.
Все дети экспериментальной группы, по сравнению с контрольной группой, хорошо воспринимали предложенные им произведения, дослушивали музыку до конца, проявляли свои эмоции тем или иным способом – мимикой, ритмическими движениями. Было видно, что они радовались, что узнавали некоторые произведения, с удовольствием слушали их. Особенное впечатление на них производили следующие музыкальные произведения: «Танец маленьких лебедей», песня «Улетай на крыльях ветра», Вальс № 2, который они называли «Золушкин вальс», «Трава у дома», «Шествие гномов». «Передача платочка», «Великаны и гномы». Как ни странно, на детей огромное впечатление произвел отрывок из Симфонии № 7 Шостаковича. Дети очень хорошо запомнили фамилию Дмитрия Шостаковича. Он у них теперь ассоциировался с началом войны и с вальсом Золушки.
Таким образом, в связи с вышеизложенным, можно сделать следующие выводы.
Аудиовизуальные технологии играют важную роль в развитии музыкального восприятия у детей, предоставляя разнообразные инструменты и возможности для обучения и творчества. Мультимедийный подход, основанный на сочетании звука и изображения, значительно обогащает опыт восприятия музыки у детей, делая его более глубоким, эмоциональным.
Нами констатировано, что использование в ходе занятий с детьми по слушанию музыки анимационных сюжетов, ярких, запоминающихся картинок, динамичных изображений позволяет активизировать их внимание, длительное время поддерживать интерес к содержанию занятия. Сочетание звука и изображения создает эффект синестезии, когда восприятие одного сенсорного канала (например, слуха) усиливается за счет другого (зрения).
Список использованных источников
- Величко, Ю. В. Аудиовизуальные технологии в педагогической деятельности учителя музыки : учебно-методическое пособие / Ю. В. Величко ; Мордовский государственный педагогический институт. – Саранск, 2015. – 86 с. – Текст : электронный // Электронно-библиотечная система Лань.
- Величко, Ю. В. Музыкально-творческая практика детей с использованием аудиовизуальных технологий в условиях дополнительного образования / Ю. В. Величко, О. В. Милицина, С. В. Шишкина // Гуманитарные науки и образование : Научно-методический журнал. – Саранск : Мордовский государственный педагогический институт, 2020. – Т. 11. – № 1. – С. 17–22.
- Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учебное пособие / Н. А. Ветлугина, А. В. Кенеман. – Москва : Просвещение,1983. – 256 с.
- Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – Москва : Академия, 2007. – 320 с. – ISBN 978-5-7695-4161-2.
- Кабалевский / составители Л. В. Школяр, Е. Д. Критская. – Москва : Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2005. – 224 с. (Антология гуманной педагогики). – ISBN 5-89147-047-0. – URL: https://st.storeland.ru/7/2451/533/D._B._Antologiya_gumannoi_pedagogiki.pdf. – Текст : непосредственный.
- Кобозева, И. С. Познавательные процессы в профессиональной деятельности будущего педагога-музыканта / И. С. Кобозева, Н. И. Чинякова, С. В. Шишкина // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2022. – № 3 (47). – С. 115–123 – Научная электронная библиотека «Киберленинка». – Текст : электронный.
- Метлов, Н. А. Музыка – детям : пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада / сост С. И. Чешева, А. П. Николаичева. – Москва : Просвещение, 1985. – 144 с.
- Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. – Москва : Музыка, 1972. – 383 с. – Текст : непосредственный.
- Остроменский, В. Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема / В. Д. Остроменский. – Киев : Музична Украина, 1975. – 200 с. – Текст : непосредственный.
- Праслова, Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста : учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г. А. Праслова. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2005. – 382 с. – ISBN 5-89814-303-3.
- Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили : учебное пособие для студентов факультетов дошкольного воспитания высших и средних педагогических учебных заведений. – Москва : Академия, 1998. – 240 с. – ISBN 5-7695-0182-0. Текст : непосредственный.
- Царева, М. И. Роль информационных технологий в образовательном процессе / М. И. Царева. – Текст : непосредственный // Гуманитарные науки и образование. – 2011. – № 1. – С. 22–25.
- Шишкина, С. В. Эмоционально-образное познание музыки: психолого-педагогический аспект / С. В. Шишкина. – Текст : непосредственный // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2013. – № 4. – C. 139–143.