ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

СУТЯГИНА АДЕЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия. adelinasutagina836@gmail.com

Научный руководитель : Шишкина С. В., к.п.н., доцент

Ключевые слова: изобразительное искусство, пейзаж, история пейзажа, живопись, общеобразовательная школа, обучение, обучающие.  

Аннотация: в процессе современного обучения детей в общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства требуется уделять больше внимания занятиям по пейзажной живописи. В статье раскрываются методы обучения, концепции, которые чаще всего встречаются в школьной программе, по средствам которых обучающиеся развивают навык наблюдения за природой, композиционные навыки, расширяют свои знания перспективы и светотеневых отношений. Особое внимание уделяется формированию у детец художественного восприятия окружающего мира через призму живописных средств выражения.

Key words: fine arts, landscape, history of landscape, painting, comprehensive school, education, training.

Annotation: in the process of modern education of children in secondary schools, it is necessary to pay more attention to landscape painting classes in fine arts classes. The article reveals teaching methods, concepts that are most often found in the school curriculum, through which students develop the skill of observing nature, compositional skills, expand their knowledge of perspective and chiaroscuro relations. Special attention is paid to the formation of children’s artistic perception of the surrounding world through the prism of pictorial means of expression.

В общеобразовательной школе на уроках изобразительного искусства (ИЗО) детям рассказывается: «Что такое пейзаж?», «Как и где он зародился?», «Кто были первыми пейзажистами?», а также другие вопросы. Живописные возможности, свобода в выражении собственных мыслей, чувств, эстетических переживаний привлекает не только художников, но и обучающихся, которые только ищут свое место в искусстве. Посредством пейзажа проявляется индивидуальный подчерк автора, в выборе цветовой палитры, сюжета и деталей изображаемый на холсте.

Пейзаж – это вид изобразительного искусства, где основным предметом изображения выступает природа, ее состояния и изменения, а также взаимодействие природных элементов между собой и человеком [1].

Пейзаж – является молодым жанром изобразительного искусства. Первые наброски природы можно найти в наскальной живописи эпохи неолита. Тогда изображались сцены охоты и животноводства (перегона скота), они носили ритуальный характер, призывали удачу. Позднее в Китае жанр становится самостоятельным, художники начинают рисовать одноцветные пейзажи с иероглифами, но для остального мира пейзаж так и остается декорацией для портретов, натюрмортов и других живописных полотен. В Европе жанр становится самостоятельным только в 17 — 18 веке, родоначальниками можно считать голландских художников, изображающих на своих полотнах природу. Кульминацией в становление пейзажа самостоятельным жанром стали импрессионисты и постимпрессионисты в 19 веке [5].

Художники передают природу по-своему, через призму своих чувств, эмоций и ощущений, испытываемых в момент написания картины. Чтобы разобраться во множестве видов пейзажной живописи Владимир Михайлович Сокольников, советский и российский искусствовед, педагог и исследователь, в своих исследованиях выделял следующие виды пейзажа:

  • Лирический – в нем художник изображает природу, через призму личных переживаний и эмоций, часто ассоциируется с такими настроениями как: грусть, меланхолия, умиротворение. Яркие представители Михаил Нестеров и Николай Рерих;
  • Морской (марина) – художников, пишущих данные вид пейзажа, называют маринистами, на полотнах изображают волны, бушующие моря и океаны, или спокойную морскую стихию. Основоположники Ян Порселлис и Иван Айвазовский;
  • Сельский – особенность является изображение на полотнах сельской местности, деревенского быта. Представители Исаак Левитан и В. С. Поленов;
  • Эпический – художники стараются передать масштабность и величие природных образов. Создавая у зрителя ощущение бесконечности и вечности природы. Данный вид пейзажа часто встречается у Михаила Клодта и Николая Дубовского;
  • Архитектурный – в данном жанре художник в естественной среде отражает красоту реальной архитектуры или воображаемой. Часто встречаются в работах советских художников, например, Георгия Нисского.

В школьной программе изобразительного искусства большое внимание уделяется теме «пейзаж». Ведущие профессора и педагоги изобразительного искусства: В. С. Кузин, Т. Я. Шпикалова, Б. М. Неменский составили свои учебные пособия, в которых они уделяют большое внимание пейзажной живописи. Программа В. С. Кузина направлена на: развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения. Воспитание интереса и любви к искусству, формирование духовной культуры [6]. В программе Т. Я. Шпикаловой основная цель: развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально ценностных отношений, эстетического освоения мира [3]. Главная цель программы Б. М. Неменского является: формирование художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной [2]. Во всех этих программах отводится должное внимание изучение живописного пейзажа, но в концепции Б. М. Неменского «Приобщение к мировой художественной культуре» ему уделено больше внимания. Данный жанр живописи изучается на протяжения всей программы обучения с начальных до старших классов.

Перед изучением пейзажа, обучающиеся проходят такие темы как: перспектива, композиция, цветоведение, светотеневое моделирование, а также набираются опыта владения основными техниками рисования. Во время обучения главной задачей педагога является объяснение основных законов написания пейзажа: природные элементы часто обобщаются, особенно те, что находятся дальше от нас; в любой работе должен быть главный объект, который будет детальнее прописан; остальные детали картины или списываются, или группируются, для того чтобы избежать дробности изображения. Обучающийся, во время написания работы, должен помнить какое состояние природы он пишет, какое время года и какие настроение он изображает [4].

Изображение природы в школе способствует развитию зрительной памяти, наблюдательности, художественный вкус, умения видеть форму и цвет, пространственное расположение объектов и отношение их друг к другу. Посредством написания пейзажа укрепляются знания в области композиции, перспективы, светотеневого моделирования и колористики.

Пейзаж, как жанр изобразительного искусства, помогает обучающимся понять и полюбить природу, увидеть в ней нечто новое и интересное, открыть все разнообразие цветов окружающего мира, обобщать, выделять главное и второстепенное в своих работах. Дети учатся видеть красоту в обычных вещах: покосившейся березке, небольшого причала на берегу речки, облаков, собравшихся в форме сказочного животного, все это не заметно обычному человеку, который не успевает или не хочет остановится и насладиться красотой окружающей его природы. Посредством пейзажной живописи обучающиеся учатся любить и видеть прекрасное в окружающем их мире и проникаться природой родного края. Если после изучения тем по пейзажной живописи дети способны дать определение слову «пейзаж», выделить основные его виды, назвать отличительные особенности, может выделить средства художественной выразительности в произведение, то это является основополагающей базой для дальнейшего развития творческого потенциала.

Список использованных источников

  1. Большая российская энциклопедия 2004 – 2017: сайт. – 2004. – URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/2709087 (дата обращения: 17.11.2024).
  2. Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского. 1 – 4 классы. 5 – 8 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций / Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева. [и др.]; под ред. Е. А. Комарова. – Москва: Просвещение, 2019. – 304 с.
  3. Изобразительное искусство. Сборник примерных рабочих программ. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой 1 – 4 классы. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой 5 – 8 классы / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. [и др.]; под ред. Н. В. Евстигнеева. – Москва: Просвещение, 2020. – 351 с.
  4. Игнатьева С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050602 (030800)-«Изобразительное искусство» / С. Е. Игнатьев. – Москва: Мир : Академический Проект, 2007. – 189 с.
  5. Калмыкова В. Пейзаж в мировой живописи / Калмыкова В. – Белый город, 2016. – 384 с.
  6. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 5 – 9 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин. – Москва: Дрофа, 2009. – 46 с.

Кузин В. С. Психология живописи : учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Изобраз. Искуссство» / В. С. Кузин. – Москва: ОНИКС, 2005. – 303 с.

Добавить комментарий