ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СИНТЕЗА ИСКУССТВ

УДК 37.01(045)

ББК 74.0

М 602

МАНУШИНА МАРИНА АЛЕКСЕЕВНА

бакалавр 5 курса факультета педагогического и художественного образования

МИЛИЦИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

художественного и музыкального образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический
университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

petyaskmarina@gmail.com

Аннотация: в данной статье раскрываются возможности синтеза искусств как средства эмоционально-нравственного развития детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: синтез искусств, эмоционально-нравственное развитие, младшие школьники, младший школьный возраст.

 

Вопросы нравственного развития личности актуальны во все времена. В настоящее время данная проблема стоит наиболее остро, ведь современный социум напрямую столкнулся с противоречием между осознанием лич­ностью свободы как важнейшего принципа ее развития и саморазвития и неготовностью реализовать этот принцип – пониманием свободы как вседозволенности, освобождения от нравственности [2].

По мнению Е. А. Стародубовой, проблема развития эмоционально-нравственной личности актуализируется в младшем школьном возрасте, когда ребенок начинает более активно социализироваться, а значит – знакомиться с социальными правилами и нормами, расширять свой коммуникативный опыт, начинает испытывать широкий спектр эмоций, в том числе негативных [3].

Цели, задачи и содержание эмоционально-нравственного развития личности ребенка обозначены в Федеральном государственном стандарте начального общего образования. В частности, в нем определены ориентиры эмоционально-нравственного развития младших школьников: знание и следование в своем поведении нравственно-этическим нормам поведения и правилам межличностных отношений, адекватное ситуации выражение эмоций и т.д.

Т. М. Грабенко полагает, что эмоционально-нравственное развитие – это процесс, который включает в себя нравственные потребности (стремление соблюдать нормы и морали, принятые в обществе), нравственные убеждения (активное положительное отношение к общечеловеческим нравственным ценностям), нравственные привычки (потребность к совершению нравственных поступков) и поступки (поступки совершаемое с соблюдением норм и морали, принятых в обществе), нравственные эмоции (эмоции одобрения, осуждения, радости, сомнения, гнева, стыда, сочувствия) и нравственные чувства (чувства справедливости, долга, чести, совести, достоинства и т. д.) [2].

Важнейшим средством развития морального самосознания является искусство. По мнению Н. Б. Берхина, сущность искусства – «формирование механизма регуляции поведения личности», цель искусства – «сопереживание личности самой себе и преобразование личностью самой себя» [1, с. 123]. На любом уроке, во внеурочной деятельности – везде, где ребенок соприкасается с живописью, литературой, музыкой, фольклором, – можно целенаправленно осуществлять эмоционально-нравственное развитие: формировать эстетический вкус, умение понимать и ценить шедевры изобразительного искусства и музыкальной классики, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы.

Младший школьный возраст – это период интенсивного впитывания, накопления впечатлений; дети очень восприимчивы к воздействиям извне, эмоциональны, обладают ярким воображением, а также воспринимают окружающий мир целостно – через искусство они понимают жизнь.

Синтез искусств имеет обучающий, развивающий и воспитательный потенциал, а потому может быть использован как средство психолого- педагогического воздействия на обучающихся, в том числе в целях эмоционально-нравственного развития младших школьников. Восприятие и взаимодействие с произведениями искусства позволяет младшим школьникам лучше понимать себя, свои эмоциональные состояния и переживания, а также постигать нравственные ценности.

Г. П. Степанов понимает под синтезом искусств «взаимодействие видов искусства, при котором каждый из компонентов, выступая с определенной степенью самостоятельности, приобретает новые качества, относящиеся равно к его форме и содержанию» [4].

Н. М. Борытко отмечает: «Синтез искусств позволяет отображать действительность художественно-образными средствами и, тем самым, способствует возбуждению интереса к познанию и развитию эстетических потребностей, выполняя мотивационную функцию» [5, c. 3].

Синтез искусств – это соединение разных искусств в едином произведении. Формы синтеза весьма разнообразны.
Интересна форма, которая объединяет пространственные и временные искусства: это разные виды театрального действа, которые включают литературный текст, все виды исполнительского искусства, музыку, изобразительное искусство, кино и т. д. Именно эта форма синтеза является наиболее приемлемой на уроках музыки.

Большинством ученых также доказан факт взаимосвязи между слуховым и зрительным восприятием музыки и изобразительного искусства. Как музыка способна инициировать у слушателя яркие зрительные представления, так и в живописи определённые сочетания линий, цвета могут вызвать у зрителя ощущение звука – «звучащая живопись», либо состояние звукового покоя.

Безусловно, высока роль и педагога в развитии эмоционально-нравственной личности младшего школьника. И умение правильно применять синтез искусств на уроках в школе – один из ключевых аспектов в успешном решении этой сложной задач. Условиями эффективности эмоционально-нравственного развития младших школьников можно назвать: обращение к учебному материалу, обладающему нравственной направленностью и эмоциональной привлекательностью художественных образов; создание ситуаций, вызывающих эмоционально-положительное восприятие нравственных ценностей; использование эмоционально-образных средств педагогического стимулирования. Тем самым взаимодействие различных видов искусств в младшем школьном возрасте будет способствовать познанию мировой культуры, нравственному, эмоциональному и духовному развитию обучающихся.

 

Список использованных источников:

  1. Берхин, Н. Б. Интенциональный и операциональный аспекты искусства и система эстетического воспитания : диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Н. Б. Берхин. – Москва, 1999. – С. 123-124.
  2. Грабенко, Т. М. Нравственность у дошкольников. / Т. М. Грабенко / Санкт-Петербург: Речь, 2016. – 400 с.
  3. Стародубова, Е. А. Эмоционально-нравственное развитие личности младшего школьника в современных условиях / Е. А. Стародубова. Текст : электронный // ИТС. 2007. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalno-nravstvennoe-razvitie-lichnosti-mladshego-shkolnika-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 30.11.2024).
  4. Степанов, Г. П. Взаимодействие искусств / Г. П. Степанов // Ленинград: Общество «Знание», 1973. – 184 с.
  5. Борытко, Н. М. Гуманитарно-целостная стратегия воспитательной деятельности / Н. М. Борытко // Известия Волгоградского государственного педуниверситета. 2008. – № 1 (25).– С. 3-10.
  6. Хаустова, В. Н. Эмоциональное воздействие на личность учащегося через синтез искусств / В. Н. Хаустова, И. Н. Ишкова, В. М. Романенко. – Текст : электронный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). – Казань : Молодой ученый, 2018. – С. 66-68. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14105/ (дата обращения: 30.11.2024).

Добавить комментарий