АКСЕНОВ АНДРЕЙ АНДРЕЕВИЧ
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, a.aksenoff.a@yandex.ru
АСАТРЯН ОЛЬГА ФЕДОРОВНА
кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический
университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, asatrian_o@mail.ru
Ключевые слова: диагностика музыкально-исполнительской культуры, компоненты музыкально-исполнительской культуры, восприятие музыки, школьный возраст, музыка, искусство.
Аннотация: в статье представлена обобщенная в процессе теоретического анализа психолого-педагогической литературы информация по проблеме диагностики музыкально-исполнительской культуры школьников в процессе обучения игре на баяне
Музыкально-исполнительская культура представляет собой сложное интегративное качество личности, формирующееся в процессе музыкально-исполнительской деятельности и характеризующееся совокупностью взаимосвязанных компонентов. Для глубокого понимания данного феномена необходимо рассмотреть его сущностные характеристики и структурные элементы.
В музыкальной педагогике понятие «музыкально-исполнительская культура» трактуется как системное образование, включающее в себя комплекс знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для осуществления музыкально-исполнительской деятельности на высоком художественном уровне. По мнению Б. В. Асафьева, данное понятие неразрывно связано с процессом интонационного постижения музыки и развитием музыкального мышления исполнителя [1].
Обучение игре на баяне представляет собой сложный многогранный процесс, направленный не только на развитие технических навыков исполнительства, но и на формирование целостной музыкально-исполнительской культуры учащихся. Баян как музыкальный инструмент выделяется среди прочих благодаря своей уникальной возможности сочетать богатство тембровых оттенков с технической сложностью исполнения. Педагогический процесс обучения школьников игре на баяне требует не только освоения технических навыков, но и формирования музыкально-исполнительской культуры, которая включает эстетический вкус, интерпретационные навыки и эмоциональную отзывчивость. Данный аспект музыкального образования требует особого внимания, поскольку именно через исполнительскую деятельность происходит наиболее глубокое постижение музыкального искусства.
Проблема развития музыкально-исполнительской культуры школьников нашла отражение в трудах многих исследователей. Теоретические аспекты данной проблемы рассматривались в работах Б. В. Асафьева, Л. А. Баренбойма, Г. Г. Нейгауза, В. Г. Ражникова. Вопросы методики обучения игре на баяне исследовались В. В. Ушениным, М. И. Имханицким, Ф. Р. Липсом.
Для определения уровней развития музыкально-исполнительской культуры у детей школьного возраста, были изучены работы, соответствующие направлению нашего исследования – М. И. Имханицкого, Ф. Р. Липса, по выявлению компонентов музыкально-исполнительской культуры, и как их комплексное развитие обеспечивает формирование целостной музыкально-исполнительской культуры учащегося [4, 7].
В процессе разработки диагностических заданий по определению уровней развития музыкально-исполнительской культуры у детей школьного возраста, мы опирались на специфику развития музыкально-исполнительской культуры в классе баяна, разработанную М. И. Имханицким, а также учитывали выявленные исследователем критерии [7].
На основе определения понятия «музыкально-исполнительская культура», сформулированного Б. М. Тепловым, а также с учетом критериев по определению уровней развития музыкально-исполнительской культуры в классе баяна у школьников, разработанных М. И. Имханицким, нами были выявлены следующие компоненты в развитии музыкально-исполнительской культуры:
- Деятельностный – уверенное владение техническими приемами игры на баяне, точное исполнение музыкального материала без ошибок, свободное использование средств музыкальной выразительности, целостное воплощение художественного образа и стабильное концертное исполнение [7];
- Знаниевый компонент – глубокое знание музыкально-теоретического материала, свободное владение музыкальной терминологией, понимание стилевых особенностей произведений, знание исполнительских приемов и широкий музыкальный кругозор [6];
- Мотивационный компонент связан с устойчивым интересом к музыкальному исполнительству, высокой потребностью в музыкально-творческой деятельности, систематическими самостоятельными занятиями [7].
Проверка компонентов, составляющих музыкально-исполнительскую культуру имеет приоритетное значение и может осуществляться в форме музыкальных упражнений. Для диагностики музыкально-исполнительской культуры, можно использовать триаду заданий на выявление 3-х компонентов (деятельностный, знаниевый, мотивационный).
Проверяя деятельностный компонент музыкально-исполнительской культуры, можно использовать задание «Этюд», в процессе которого происходит формирование и совершенствование исполнительских навыков, развитие технической базы музыканта, освоение различных средств музыкальной выразительности, развитие вариативности музыкального мышления. в ходе выполнения задания обучающимся предлагается работа над техническим этюдом. Учащиеся осваивают различные темповые решения (от медленного до быстрого темпа), разнообразные штриховые варианты («легато», «стаккато», «нон легато», другие штрихи), динамические градации (от «пианиссимо» до «фортиссимо»), агогические изменения (ускорения, замедления). При проверке данного компонента имеет место использование метода сравнения, наблюдения за игрой на инструменте.
Для проверки мотивационного компонента целесообразно использование задания «Концертная симуляция». Данное задание направлено на формирование сценической выдержки, развитие навыков публичного выступления, совершенствование исполнительского мастерства в условиях концертной обстановки. Учащимся предлагается подготовить концертную программу из 2-3 разнохарактерных произведений и исполнить её в условиях, приближенных к концертным. В результате проверки данного компонента оценивается исполнение программы, наличие или отсутствие серьезных технических погрешностей, а также проявляет ли ученик эмоциональную стабильность во время выступления.
При проверке знаниевого компонента можно использовать задание в «Музыкальный анализ». Данное задание способствует развитию аналитического мышления, углублению теоретических знаний, формированию навыков комплексного анализа музыкальных произведений. Обучающимся предлагается выполнить письменный анализ музыкального произведения по следующим компонентам: анализ формы и структуры, определение стилистических особенностей, выявление средств музыкальной выразительности, анализ технических трудностей. В результате проверки данного компонента оценивается глубокое понимание стилистических особенностей, точность анализа формы и структуры, средств выразительности, определение технических трудностей.
Таким образом, педагоги музыкального образования могут использовать в своей практике представленные задания для диагностики музыкально-исполнительской культуры школьников в процессе обучения игре на баяне.
На базе приобретенных музыкальных знаний, дети могут не только ответить на вопросы, которые непосредственно связаны с образом и характером музыкального произведения, но и способны самостоятельно дать элементарную характеристику музыкального произведения, разобраться в средствах музыкальной выразительности, которые используются в данном музыкальном произведении, самостоятельно сочинить простейшую импровизацию, эмоционально прочувствовать, понять разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Также стоит отметить, что благодаря приведенным заданиям ученик способен демонстрировать свободное владение различными штрихами и приемами игры на баяне, применять выразительность исполнения, а также проявлять эмоциональную стабильность во время выступления
Процесс формирования музыкально-исполнительской культуры у школьников является сложной и многогранной задачей, которая зависит не только от качества преподавания, но и от ряда факторов, включая индивидуальные особенности учащихся, их мотивацию и уровень социальной поддержки. Возросшая потребность в более гибких и интерактивных подходах к обучению игры на баяне создает необходимость внедрения инновационных методик и технологий, которые могли бы более эффективно удовлетворить запросы современного ученика [3].
Список использованных источников
- Асафьев, Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б. В. Асафьев. – Москва : Просвещение, 2015. – 452 с. – ISBN 978-5-98287-127-5. – Текст : непосредственный.
- Асафьев Б. В. О народной музыке / Асафьев Б. В. – Санкт-Петербург: Музыка, 1987. – 248 с.
- Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство / Л. А. Баренбойм. – Санкт-Петербург : Лань, 2017. – 340 с. – ISBN 978-5-8114-2349-1, 978-5-91938-333-8.
- Липс Ф. Р. Современный репертуар баяниста / Ф. Р. Липс. – Москва : Музыка, 2020. – 150 с. – ISBN 979-0-66010-240-4.
- Нейгауз Г. Г. Письма / Г. Г. Нейгауз. – Москва : Дека-ВС. – 2016. – 540 с. – ISBN 978-5-901951-41-5.
- Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Москва : Просвещение, 2018. – 89 с. – ISBN 978-5-6047291-1-3. – Текст : непосредственный.
- Ушенин В. В. Школа игры на баяне / В. В. Ушенин, М. И. Имханицкий. – Москва : Планета музыки, 2023. – 220 с. – ISBN 978-5-507-45959-9.