УДК 37.035.6(045)
ББК 74.005.22
ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА
кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, regphil@mail.ru
МАНУШИН МИХАИЛ
бакалавр 5 курса факультета педагогического и художественного образования
Аннотация: в данной статье подчеркивается, что интеграция истории и искусства обогащает художественное восприятие детей, развивает их творческие способности и углубляет знания о культуре. Описываются различные методы формирования познавательного интереса, это проектная деятельность, кросс-культурные исследования, организация выставок и презентаций. Они способствуют активному вовлечению школьников из детских художественных школ в процесс обучения и формированию критического мышления.
Ключевые слова: познавательный интерес, художественное образование, исторический сюжет, композиция, кросс-культурный анализ, выставки.
GRYAZNOVA TATYANA MIKHAILOVNA
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Music Education, Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia, regphil@mail.ru
MIKHAIL MANUSHIN
5th year Bachelor of the Faculty of Pedagogical and Art Education
FORMATION OF COGNITIVE INTEREST AMONG STUDENTS OF THE CHILDREN’S ART SCHOOL TO THE HISTORICAL PLOT DURING THE PERFORMANCE OF COMPOSITIONS
Abstract: this article emphasizes that the integration of history and art enriches children’s artistic perception, develops their creative abilities and deepens their knowledge of culture. Various methods of forming cognitive interest are described, they are project activities, cross-cultural research, organization of exhibitions and presentations. They promote active involvement of pupils from children’s art schools in the learning process and formation of critical thinking.
Keywords: cognitive interest, art education, historical plot, composition, cross-cultural analysis, exhibitions.
Формирование познавательного интереса у детей является одной из главных задач образовательного процесса, особенно ярко это проявляется при получении ими художественного образования. В детских художественных школах изучаются не только основы изобразительного искусства и совершенствуются технические навыки, но и расширяется понимание школьниками исторических и культурных особенностей страны. Работа с историческими сюжетами – это один из эффективных способов для того, чтобы достичь этой цели [2, с. 29].
Исторические произведения, картины и события играют большую роль в обогащении художественного восприятия детей. Они вдохновляют юных создателей на придумывание собственных произведений искусства, помогают им глубже осознать культурные и исторические особенности, в которых эти произведения возникали. Погружение в мир разных эпох, стилей и направлений искусства помогает сформировать у школьников более глубокое и комплексное понимания его как зеркала человеческой истории и культурного наследия [1, с. 65]. При этом у детей воспитывается не только эстетическое восприятие, но и умение мыслить нестандартно. Они могут проследить параллельное изменение искусства и социальных, политических событий в обществе в разные периоды, увидеть взаимосвязь между временем, в котором создавались произведения, и теми идеями, эмоциями и ценностями, которые они выражают. Это взаимодействие между искусством и историей развивает у детей не только творческую составляющую, но и способность к эмпатии, а также позволяет им лучше понять и ценить разнообразие человеческого опыта [3, с. 32].
Создание художественных композиций на основе исторических сюжетов может быть организовано преподавателями в формате проектов. Школьники должны объединиться в группы и работать над созданием серии работ, посвященных конкретному историческому событию или выдающимся личностям прошлого. Коллективный подход развивает командные навыки, помогает активно обмениваться знаниями и идеями ученикам между собой, что создаёт атмосферу сотрудничества и взаимной поддержки.
Внедрение кросс-культурных исследований в учебный процесс необходимо для современного образования. Позволяя детям исследовать то, как различные культуры воспринимают и интерпретируют одни и те же исторические факты, педагог способствует расширению их кругозора. Такой подход обогащает знания, формирует уважение к многообразию культурных традиций и ценностей. Таким образом, дети учатся видеть мир с разных точек зрения, становясь более толерантными и открытыми [4, с. 112].
Организация публичных выставок работ учеников художественных школ на исторические темы и их презентация зрителям помогают глубже осознать события, которые они изобразили, улучшает навыки публичных выступлений [5, с. 128].
Таким образом, формирование познавательного интереса у обучающихся детских художественных школ к историческому сюжету в процессе создания композиций одним из немаловажных факторов их общего развития. Изучение истории сквозь призму художественного образования помогает раскрыть творческий потенциал детей, улучшить их знания о мировой культуре и ее связи с социальными событиями разных эпох, формирует нестандартное мышление и уважение к наследию, оставленному нам предками. Интеграция истории и искусства во время обучения – это мощный инструмент для формирования гармоничной и многогранной личности.
Список использованных источников
- Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание, опыт исследования на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М., 2019.– 67с.
- Брушлинский, А.В. Воображение и творчество / А.В. Брушлинский. – М., 2017. –147с.
- Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов / Т.Г. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС. – 2013. – 255 с.
- Кухта, М.С. История искусств: учебник / М.С. Кухта; Томский политехнический университет. – Томск: Изд–во Томского политехнического университета, 2010. – 269 с.
- Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов пед. институтов / М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н.Ф. Прокина и др.; Под ред. М.В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 2010. – 256с.