УДК 378 (045)
ББК 74.00
ПАУТКИНА ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА
студент факультета художественного и музыкального образования
Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, epautkina@yandex.ru
Руководитель – Асатрян О. Ф., кандидат педагогических наук, доцент, декан, и.о. заведующей кафедрой художественного и музыкального образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Аннотация: В данной статье рассматривается важность изучения народного костюма в детских школах искусств как средства формирования этнокультурных знаний у учеников. Подчеркивается, что народный костюм является элементом культурной идентичности и носителем исторических традиций.
Ключевые слова: этнокультурные знания, народный костюм, школа искусств, идентичность, способности, творчество.
FORMATION OF ETHNOCULTURAL KNOWLEDGE IN STUDENTS IN THE PROCESS OF STUDYING FOLK COSTUME AT A CHILDREN’S ART SCHOOL
PAUTKINA EKATERINA EVGENIEVNA
student of the faculty of art and music education
Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia
Head – Asatryan O. F., Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Dean, Acting Head of the Department of Art and Music Education
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev”, Saransk, Russia
Abstract: This article considers the importance of studying folk costume in children’s art schools as a means of forming ethno-cultural knowledge in students. It is emphasized that folk costume is an important element of cultural identity and a carrier of historical traditions.
Key words: ethnocultural knowledge, folk costume, art school, identity, abilities, creativity.
Современная система образования стремится к интеграции культурного наследия в учебные программы, и для детских школ искусств это особенно важно. Л.Б. Абдуллина и другие авторы считают, что одним из самых ярких проявлений культурного наследия является народный костюм, его элементы отражают традиции и обычаи, эстетические предпочтения, и особенности проживания в определенном климате определенного этноса [1].
А.Р. Георгян отмечает, что при изучении одежды людей разных национальностей и эпох, у детей формируются представления о разнообразии мировой культуры, ими приобретаются новые художественные навыки, формируются представление о тех или иных этнокультурных особенностях, что имеет большое значение для понимания собственной культуры и идентичности и способствует формированию уважения к многообразию традиций [2].
Задача художественной школы при формировании этнокультурной среды заключается в воспитании духовно-нравственной личности, которая обладает активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способна самосовершенствоваться и гармонично взаимодействовать с окружающими. Для этого педагоги используют следующие приемы:
– погружение в этнокультурную атмосферу при помощи знакомства с народным искусством, традициями, обычаями и образом жизни различных этносов;
– изучение национальных игр, с помощью которых можно весело и увлекательно познакомить детей с особенностями разных культур;
– воспитание патриотических чувств при помощи осознания красоты и климатических особенностей родного края и связанных с ними элементами народного костюма;
– самостоятельная исследовательская деятельность учеников при посещении различных музеев и выставок;
– знакомство детей с техникой народных рисунков и орнаментов, техникой рисования, плетения и лепки [3].
При использовании данных приемов у детей активно развивается творческое мышление и формируются этнокультурные знания.
Процесс изучения народного костюма разделяется на несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.
В первую очередь детям нужно рассказать об истории народного костюма, выделить его элементы, объяснить значение символики. И.А. Зимняя отмечает, что для того, чтобы заинтересовать учеников, педагог может анализировать картины или даже принести костюм на занятие и позволить детям внимательно его осмотреть и ощупать [4].
Затем можно рассказать о материалах, из которых изготавливаются разные виды одежды и головные уборы, технологии их производства, значении народных промыслов и культурных особенностях, связанных с ними.
Кроме занятий в классе, можно проводить выездные занятия в музеях или при проведении местных национальных праздников, где возможно полное погружение детей в культуру.
А.В. Хуторской считает, что огромное значение имеет практика. Можно организовать мастер-классы по созданию отдельных элементов костюма или полного его пошива, изготавливать с детьми различные аксессуары, заниматься росписью ткани в стилях различных культур. При этом ученики начинают чувствовать стиль культуры, предпочтительные сочетания цветов и форм [5, с. 56].
Возможна даже организация кросс-культурных проектов, в рамках которых ученики различных областей или стран будут обмениваться своим опытом, представлять свои работы и принимать участие в мастер-классах. Такие проекты помогают наладить культурных диалог между разными этническими группами и помочь детям понять и принять различия и увидеть общие черты, которые присущи всем людям Земли, невзирая на множество особенностей, связанных с местом проживания и историей.
Таким образом, можно отметить, что изучение народного костюма в детских школах искусств имеет большое значение для развития учеников, расширяет этнокультурные знания, кругозор и помогает осознать все многообразие человеческой жизни. Передача культурного наследия из поколения в поколения способствует принятию собственной идентичности, помогает анализировать культурные явления на протяжении всей истории народа. Практическая работа и создание народного костюма своими руками развивают эстетический вкус и раскрывает творческий потенциал ребенка. Дети становятся более открыты новому опыту и взаимодействию с представителями различных культур. В результате комплексного подхода и активного участия детей и педагогов возможно сохранить культурное наследие, а также создать новую культурную среду, в которой переплетаются история и современность.
Список использованных источников
- Абдуллина Л. Б., Петрова Т. И., Берзина Р. Ф. Роль этнокультурного компонента в развитии личности младшего школьника // Мир науки, культуры, образования, 2020. №3 (58). [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-etnokulturnogo-komponenta-v-razvitii-lichnosti-mladshego-shkolnika (дата обращения: 11.11.2024)
- Георгян А. Р. Формирование гражданской идентичности детей младшего школьного возраста на основе этнокультурной осведомленности // [Электронный ресурс] URL: http://www.rusnauka.com6_PNI_2014/Psihologia/5_157696.doc.htm (дата обращения: 11.11.2024)
- Иванова А. В., Филиппова Н. И. Модели организации непрерывного этнокультурного и поликультурного образования // Педагогическое образование в России, – 2016.– №. 3. – С. 206-212.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентносного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 2004. – 52 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской. – Народное образование, 2003. – №2. – С. 58-64.