ХОРОВОЕ ПЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗЦОВ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ)

ГРЯЗНОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА

кандидат философских наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия,

regphil@mail.ru

БЕГЕЕВА АНГЕЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

бакалавр 5 курса факультета педагогического и художественного образования

angelinabegeeval@yandexl.ru

Аннотация: в статье представлены основные направления развития исполнительской культуры обучающихся начальной школы в ходе хоровых занятий на примере образцов Русской духовной музыки.

Ключевые слова: музыкальное обучение, начальная школа, хоровые занятия, исполнительская культура, русская духовная музыка

 

CHORAL SINGING AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF PERFORMING CULTURE OF PRIMARY SCHOOL STUDENTS (BASED ON THE EXAMPLES OF RUSSIAN SACRED MUSIC)

 GRYAZNOVA TATYANA MIKHAILOVNA

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Art and Music Education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia

regphil@mail.ru

 

BEGEEVA ANGELINA VYACHESLAVOVNA

5th year Bachelor of the Faculty of Pedagogical and Art Education

angelinabegeeval@yandexl.ru

Abstract: The article presents the main directions of development of performing culture of primary school students during choral classes using examples of Russian sacred music.

Key words: music education, primary school, choir classes, performing culture, Russian sacred music.

 

Развитие исполнительской культуры младшего школьника в процессе музыкального образования в общеобразовательной школе, на хоровых занятиях, является актуальной психолого-педагогической проблемой. Музыкальные способности, опыт личности важны для осознания художественного смысла музыкального произведения в процессе восприятия, полноценного освоения и исполнения. На основе развития исполнительской культуры обучающихся происходит становление их художественно-познавательных интересов и музыкальных способностей.

Анализ научной литературы (Ю. Б. Алиев, Д. Б.  Кабалевский, И. В. Кошмина, Н. А. Никандров и др.) позволяет сделать вывод, что понятие «исполнительская культура личности» рассматривается как «внутренний, личностный ресурс человека, включающий как интеллект, так и специфические личностные образования» [1, с. 20 – 25].

В. В. Медушевский рассматривает исполнительскую культуру как синтез теоретических и практических умений, развитие интеллектуально – эмоционального фона школьника и его творческого потенциала [5]. В структуру творческого потенциала входит: наличие комплекса знаний; мыслительных способностей (способностей к анализу и синтезу, обобщению и др.); личностных качеств; наличие познавательных мотивов, рефлексии и потребностей.

Важной гранью воспитания и развития культуры личности является духовно-нравственное и музыкально-эстетическое воспитание учащихся. Именно младший школьный возраст, в котором преобладает эмоционально-чувственный примат при восприятии окружающей действительности, является наиболее сложным в воспитательном процессе. Чувства и переживания, которые вызывают художественные образы произведений музыкального и изобразительного искусства, отношение к ним ребенка являются основой самосознания. Это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему (духовному) миру человека, способности познавать свое «Я», осознания сложности и богатства своих внутренних переживаний, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Упущенные возможности в учебно-образовательном и воспитательном процессе на этом этапе обучения (младшие классы) невозможно компенсировать в дальнейшем [6, с. 50-56].

Хоровое пение является одним из ведущих видов музыкальной деятельности учащихся и наиболее доступный вид музыкальной деятельности для всех школьников образовательных учреждений, независимо от социального статуса, все, что необходимо иметь для занятий в хоре, – это музыкальный слух, голос и желание петь. Школьные хоры являются коллективным видом исполнительства, объединяющим участников-исполнителей единым творческим процессом, воспитывающим коллективное начало в каждом, выполняют ведущие задачи в музыкально- эстетическом воспитании и образовании учащихся [3, с. 12-14].

Руководитель детского школьного хора (учитель музыки) развивает у детей основы исполнительской культуры, певческие навыки, эмоциональное исполнение различных жанров хоровой музыки. Исполнительское мастерство школьников немыслимо в отрыве от задач общего музыкально-эстетического образования, поэтому формирование певческого голоса, овладение определенными вокальными навыками понимается передовыми педагогами не как самоцель, а как одно из основных условий успешного музыкально–эстетического воспитания детей, то есть культуры музыкального восприятия и исполнения. Но, пожалуй, важнейшей задачей школьного учителя музыки, хормейстера, является раскрытие духовного потенциала каждого ребенка, формирование его нравственных качеств личности.

Задачи школьного хора как вида музыкального искусства сформулировал академик Д. Б. Кабалевский: «Умение слышать самого себя, своих товарищей по хору и сопровождение, не говоря уже об ощущении стиля данного композитора и понимания характерных особенностей данного произведения – вот что надо, прежде всего, воспитывать в учащихся на их собственном исполнительском опыте» [3, с. 14]. Для того, чтобы сделать это возможным, школьному хоровому коллективу необходимо овладеть вокально-хоровыми навыками, то есть определенными техническими приемами. Владение навыками хорового пения – это непременное условие правильного звучания, но оно не всегда ведет к раскрытию художественного замысла композитора. По этому поводу сошлемся на авторитетное мнение выдающегося хормейстера и композитора – П. Г. Чеснокова: «Исполнение, передачу сочинения не следует смешивать с хоровой звучностью как таковой: при хорошей хоровой звучности может быть антихудожественная, даже безграмотная передача сочинения» [7, с. 25].

Занятия хоровым пением, с одной стороны – искусство, творческий процесс, с другой – учеба, требующая от школьника волевых усилий, преодоления трудностей, напряженного внимания. Регулярные, целенаправленные внеклассные занятия развивают у учащихся не только музыкальные способности, художественный вкус, то есть то, на что непосредственно направлено внимание хормейстера, но также память, творческую активность, умение трудиться, ответственность, требовательность к себе и товарищам, трудолюбие.

Одним из наиболее важных аспектов музыкально-эстетического воспитания и формирования художественного вкуса учащихся на уроках музыки и занятиях хора – является дидактически правильно выбранный репертуар, с учетом возрастных особенностей учащихся, их опыта музыкальной деятельности, культурным уровнем и опытом (музыкальная осведомленность). Проблема репертуара всегда актуальна, поскольку музыкально-эстетическое воспитание – это формирование духовного и интеллектуального мира ребенка с помощью музыки (хоровых произведений), поэтому очень важно, на каком материале оно осуществляется. Спецификой школьного хорового коллектива являются его объективно-субъективные отношения: с одной стороны, хор является объектом воспитания, с другой – выступает как субъект, так как концертная форма общения со слушателями превращает его в воспитателя. Таким образом, в условиях школьного хорового коллектива, репертуар не только является главным стержнем идейно-художественной и воспитательной работы, но и оказывает большое воспитательное воздействие на слушателей [4 с. 25].

Сегодня очевидно, что без духовности, которую несет с собой хоровая культура православная нам не выжить, не обрести согласия в обществе. Больно оттого, что из душ современных школьников исчезают любовь и уважение, сострадание и сочувствие, милосердие, мораль и нравственность, – вечные ценности, которые не имеют временных границ, они актуальны во все эпохи и времена. И без духовной помощи музыкального искусства православия – Русской духовной музыки просто не обойтись. Православная педагогическая традиция в России развивалась на протяжении столетий, и базовым ее основанием всегда была любовь к людям, поэтому проблема насилия в молодежной среде не возникала как таковая [5, с. 109].

В наше время, организация и проведение концертов, фестивалей, конкурсов Русской духовной музыки в больших и малых городах России, свидетельствуют о возрождении традиций и культуры хорового исполнительства в общеобразовательных и музыкальных школах, детских хоровых студиях, Центрах этетического воспитания.

Музыкально- певческое искусство православной ориентации является важной частью процесса музыкального воспитания в начальной общеобразовательной школе наших дней (И. В. Кошмина), так как позволяет положительно воздействовать на эмоциональную сферу и чувства ребенка, на его внутренний мир. Оригинальная интонационно-стилистическая манера хорового письма, вобравшая в себя элементы знаменного распева, довольно трудна для восприятия не подготовленному слушателю. Очевидно, исходя из этого, пониманию и восприятию музыки православной традиции должна предшествовать поэтапная подготовительная работа учителя музыки [4, с. 102].

Обращение к литургическому наследию, освоение жанров русской духовной музыки актуально на сегодняшний день. Для многих детей класса – это что-то новое и непонятное. Пусть это будет обиходный распев тропаря или песни Богородицы. Учителю необходимо постепенно, на хорошем профессиональном уровне рассказать и исполнить (что особенно важно). Ознакомление с особенностями исполнения Русской духовной музыки, передача внутреннего содержания глубоких духовных истин, поистине, этот очень сложная задача для взрослого исполнителя, не говоря уже о учащихся начальной школы.

По мнению И. В. Кошминой, социальная роль хоровой деятельности в школе возрастет, если его участники осознают силу и цель своей музыкальной деятельности, которая заключается в том, что несут исполнители-хористы своим искусством слушателю: «…Нет лучшего пути, чтобы убедились они в том, что все в жизни, в том числе и искусство, существует для многих, для людей, а не только лишь для себя, что ценность человека определяется, прежде всего, тем, что он дает другим людям…» [4, с. 22].

Итак, хоровая работа над произведениями литургических жанров, на уроках музыки, хоровых занятиях в школе – является важным фактором формирования музыкальной и духовной культуры младших школьников, в ходе реализации задач как духовно-нравственного, так и музыкально-эстетического воспитания. Участие младших школьников в занятиях хоровых кружков, студиях оказывают воздействует на процесс развития общей культуры, накопление опыта музыкальной деятельности. Слушая и исполняя не сложные произведения русской духовной музыки на хоровых занятиях, школьники знакомятся с певческой культурой исполнения, приобретают навыки хорового пения и позитивный настрой в коллективной деятельности:

— ребята знакомятся с новыми музыкальными интонациями православной музыки, их слуховой опыт обогащается знанием новых произведений и жанров;

— в коллективе ребенок раскрывается, его легче узнать, обучать и направлять;

— участие в общем деле формирует у школьника умение общаться, объективно оценивать свои поступки и действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие умения и навыки);

— заметим, что участники хора (класса) самым положительным образом оценивают успех сверстника, если он был достигнут упорным трудом и волей;

— в хоровом пении согласуются и объединяются разнообразные музыкально-эстетические средства, положительно воздействующие на младшего школьника, усиливая позитивные коммуникационные факторы в коллективе одноклассников.

 

Список использованных источников

  1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя / Ю. Б. Алиев. –Текст : непосредственный // Москва : Владос, 2000. – С. 20 – 25.
  2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. – Текст : непосредственный // Москва : Дрофа, 1989. – С. 688.

3 Кабалевский, Д. Б. Каждый класс – хор /Д. Б. Кабалевский // Музыка в школе. – 1983.– № 13. – С. 12-14

  1. Кошмина, И. В. Русская духовная музыка / И. В. Кошмина. – Москва : Владос, 2001. – 156 с.
  2. Медушевский, В. В. Духовно-нравственное воспитание средствами искусства / В. В. Медушевский // Концепции XXI века [Электронный ресурс]. https://studme.org/104586/pedagogika/kontseptsiya_duhovno_nravstvennogo_vospitaniya_sredstvami_iskusstva_medushevskogo. – Текст : электронный.
  3. Никандров, Н. А. Проблема духовного воспитания школьников / Н. А. Никандров // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 50-56.
  4. Чесноков, П. Г. Хор и управление им / П. Г.Чесноков. – Москва : Просвещение, 1961. – 245 с.

Добавить комментарий