ВОСПИТАНИЕ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА У ПОДРОСТКОВ В ХОДЕ ЗАНЯТИЙ ВОКАЛЬНОГО КРУЖКА

Садомская Анастасия Олеговна

Студентка факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия.

anastabar01@mail.ru

Научный руководитель: докт. пед. наук, профессор    кафедры художественного и музыкального образования Карпушина Лариса Павловна

Воспитание патриотизма – важнейшая задача современного общества, особенно в условиях информационной открытости мира. На сегодняшний день молодые люди ежедневно сталкиваются с разнообразием культур, взглядов и идеологий, что создает угрозу размывания национальной идентичности и утраты традиционных ценностей. Именно подростковый возраст является основным периодом формирования личностных ориентиров и гражданского самосознания. В связи с этим, целенаправленное воспитание патриотизма помогает молодежи осознать свою принадлежность к стране, народу и культуре, развить чувство гордости за достижения предков и готовность защищать интересы Родины – отмечает М. И. Белоусенко [1, с. 116].

Особенно значимо это становится в свете современных геополитических реалий, когда Россия сталкивается с вызовами и угрозами извне. Только сильное поколение патриотов способно сохранить единство многонационального государства, способствовать укреплению безопасности и развитию собственной страны. Таким образом, проблема воспитания патриотизма среди подростков приобретает особую значимость и требует комплексного подхода, включающего различные формы внеклассной деятельности, такие как занятия вокальных кружков.

Н. И. Верещагина отмечает, что подростковый период характеризуется активным формированием нравственных убеждений, социальных установок и гражданской позиции. Молодые люди начинают критично осмысливать окружающий мир, сравнивать разные точки зрения и искать своё место в обществе. В этот период важно обеспечить правильное восприятие отечественной культуры и исторических фактов, которые способствуют становлению осознанного патриотического отношения [3, с. 156].

Г. Н. Капитонова подчеркивает, что восприятие патриотической культуры подростками зависит от нескольких факторов. Ведущую роль играет пример взрослых и авторитетных лиц (родителей, учителей). Если взрослые демонстрируют искреннюю заинтересованность и гордость за страну, подростки склонны подражать таким образцам поведения. Во-вторых, огромное значение имеет среда, в которой проходит социализация молодёжи. Школа, семья, СМИ и культура оказывают значительное влияние на процесс формирования ценностей [4, с. 20].

Таким образом, правильная организация учебно-воспитательного процесса, в том числе внешкольные мероприятия и художественную деятельность, способна существенно повлиять на глубину понимания подростками смысла патриотизма и степени вовлечённости в жизнь страны. Через вовлечение подростков в культурно-массовые события, изучение народного творчества и посещение значимых мест формируется устойчивое представление о принадлежности к российскому обществу и сопричастности великим свершениям прошлых поколений.

В.В. Медушевский считает, что вокальные кружки играют важную роль в процессе воспитания патриотизма благодаря уникальному сочетанию эстетического и эмоционального воздействия музыки на сознание молодых людей. Прежде всего, исполнение песен различных эпох позволяет подросткам проникнуться историей своей страны, почувствовать связь поколений и уважение к предкам. Например, народные песни знакомят учащихся с народными обычаями и культурой своего народа, развивают интерес к наследию предков [5, с. 76].

Кроме того, песенный материал, связанный с героическими страницами прошлого (например, песни Великой Отечественной войны), способствует формированию уважения к подвигам ветеранов и пониманию важности защиты Отечества. Эмоциональный отклик от исполнения таких произведений укрепляет внутренние моральные установки подростка, делает ценности родины ближе и понятнее [5, с. 78].

Также, участие в коллективных мероприятиях, концертах и выступлениях развивает чувство общности и солидарности, прививает навыки сотрудничества и взаимопомощи, необходимые для жизни в обществе. Занятия в вокальном кружке позволяют раскрыть творческие способности каждого участника, вдохновляют ребят выражать себя через музыку, одновременно укрепляют привязанность к отечественным традициям и ценностям.

Важнейшим инструментом воспитания патриотизма в ходе занятий вокальным кружком является грамотный подбор музыкального материала. Для формирования патриотических чувств педагогам рекомендуется включать в программу следующие виды музыкальных произведений:

– народные песни. Они несут в себе богатство народной мудрости, передают дух и характер национального характера. Исполнение таких песен вызывает глубокие эмоции, сближает детей с корнями родного края, формирует позитивное отношение к этнической самобытности и способствует восприятию единства разных регионов нашей большой страны;

– песни военных лет. Композиции, которые были написаны в годы испытаний и побед, способствуют пробуждению у школьников глубокого чувства благодарности героям прошлого, формируют уважение к военным заслугам соотечественников, а также помогают ощутить масштаб пережитых страной трудностей и величие совершенных подвигов ради свободы и независимости Родины;

– современные композиции, которые отражают национальную идентичность.  Использование современных произведений, воспевающих красоту природы, города, героев труда и науки, даёт возможность показать молодым людям, что любовь к стране и вера в будущее неотделимы от повседневных дел и устремлений. Такие песни помогают формировать положительное восприятие современной России, открывают перспективы активного участия подрастающего поколения в развитии страны [2; 4; 5].

Также важным направлением является организация мероприятий и концертов с акцентом на патриотическое воспитание

Активная концертная деятельность направлена на создание условий для практического проявления патриотических чувств и содействия социальной активности подростков. Среди наиболее эффективных мер выделяются:

– концерты, посвящённые памятным датам. Проведение тематических праздников ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, Дню народного единства и другим важным государственным праздникам создаёт условия для демонстрации творческих способностей учеников, усиливает эмоциональное восприятие происходящих событий и повышает уровень ответственности перед обществом;

– участие в городских праздниках и фестивалях**: Посещение общественных мероприятий, выступление на праздничных площадях и конкурсах расширяет круг общения подростков, стимулирует желание делиться своими успехами и привлекать внимание общественности к проблемам сохранения культурного наследия и укрепления межэтнической толерантности [4, с. 23].

Таким образом, проведённое теоретическое исследование показало высокую эффективность занятий вокальным кружком в воспитании патриотических чувств у подростков. Грамотный выбор репертуара, проведение тематических мероприятий и активное включение подростков в творческий процесс позволяют сформировать у них глубокое понимание связи с историей и культурой страны, повысить интерес к сохранению традиций и усилить чувство гордости за достижения своего народа. Таким образом, вокальное искусство выступает эффективным методом патриотического воспитания молодого поколения.

Список использованных источников:

  1. Белоусенко М. И. Роль вокальной музыки в формировании чувств патриотизма у подрастающего поколения РФ / М. И. Белоусенко. – Текст: непосредственный // Современное педагогическое образование. – 2021. — № 4. – С. 112-118.
  2. Буйлова Л. Н. Актуальные направления организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей / Л. Н. Буйлова Текст: непосредственный // Внешкольник. –2024. –№ 6. – С. 39-48.
  3. Верещагина Н. И. Проблема воспитания патриотизма в отечественной педагогической мысли / Н. И. Верещагина. – Текст: непосредственный // Самарский научный вестник. – 2022. — № 3(16). – С. 154-160.
  4. Капитонова Г. Н. Система совершенствования патриотического воспитания в УДОД / Г. Н. Капитонова. – Текст: непосредственный // Дети, техника, творчество. – 2024. – № 1. – С. 19-23.
  5. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. – Москва: Музыка, 1976. – 254 с.

Добавить комментарий