ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ АВТОРСКИХ УКРАШЕНИЙ ИЗ БИСЕРА

КУДАШЕВА ОЛЕСЯ АНДРЕЕВНА

Студент факультета педагогического и художественного образования

Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева г. Саранск, Россия, Akaykina.00@mail.ru 

Аннотация: Процесс бисероплетения и создания авторских украшений сопровождается формированием определенных практических навыков, среди которых: работа с инструментами, составление композиций, сортировка, оплетение, определение плотности плетения и др. В статье подробно рассмотрены особенности формирования у обучающихся практических навыков в процессе создания авторских украшений из бисера.

Ключевые слова: бисер, практические навыки, технология, украшения..

Занятия бисероплетением на уроках технологии способствуют развитию мелкой моторики рук, координации движений и глазомера, что положительно влияет на развитие речи и мышления. Работа с мелкими деталями требует концентрации внимания, усидчивости и терпения, формируя важные качества, необходимые для успешной учебной деятельности.

Бисероплетение предоставляет широкие возможности для реализации творческого потенциала. Создание уникальных украшений, аксессуаров и предметов интерьера позволяет учащимся воплощать свои идеи и фантазии в материальной форме.

Практические навыки обучающихся в процессе создания украшений формируются через поэтапное освоение различных технологий.

Каждый этап рассмотрим более подробно.

На первом этапе учащихся знакомят с видами бисера, его размерами, объясняют, как выбрать бисер для плетения. Также рассказывают о технике безопасности при работе с инструментами.

Далее следует этап освоения техники плетения. Начинают с простого низания бисера на одну нить. После того как дети освоят простое низание, переходят к усложнению и знакомству с другими техниками плетения.

На третьем этапе дети учатся читать схему изделия, узнавать вид плетения. Они проговаривают свои действия и упражняются в счёте.

Далее следует этап выбора бисера для создания изделия. Учащимся объясняют, что, выбирая бисер, нужно учитывать, где будет располагаться изделие и какой интерьер оно будет украшать.

Завершающий этап состоит в сборке и оформлении изделия. На этом этапе показывают технику плетения веточек, лепестков, листиков и т. д., а также технику сборки и оформления изделия.

В процессе работы дети сталкиваются с технологическими трудностями, которые требуют творческого подхода и нестандартных решений. Это способствует развитию у них творческих способностей, фантазии, пространственного мышления.

Изучение процесса создания украшений позволяем выделить некоторые особенности формирования у обучающихся практических навыков в процессе создания авторских украшений из бисера .

Рассмотрим каждую выделенную особенность более подробно.

1 — Индивидуальный подход. Важно учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы, уровень подготовленности, творческие способности и задатки. Индивидуальный подход помогает отстающему ребёнку наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.

2 — Работа от простого к сложному. Обучающиеся учатся сами читать схему изделия, узнавать вид плетения. К концу обучения предполагается принцип преемственности: усложнение материала для дальнейшего развития навыков работы с бисером.

3 — Привлечение учебно-наглядных пособий. Использование дисков, слайдов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ из бисера помогает повысить интерес к работе.

4 — Приучение к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок-схему первого задания, ученик должен самостоятельно выбрать материал и приступить к работе.

5 — Использование разнообразных приёмов плетения и материалов. Такой подход способствует проявлению фантазии, индивидуальности и стремления детей к созданию всё более и более сложных и интересных работ.

6 — Использование технологических карт изготовления изделий. Это облегчает обучение, приучает ребёнка к самостоятельной работе, стимулирует его познавательную активность.

Кроме того, формирование практических навыков у обучающихся в процессе создания авторских украшений из бисера включает обучение техническим приёмам работы с бисером. Ученики учатся понимать схемы и самостоятельно работать по ним, применять различные технические приёмы низания. Так же в процессе создания авторских украшений из бисера у учащихся развивается понимание цветосочетаний. Учащиеся знакомятся с многообразными вариантами сочетаний цветов и оттенков, учатся подбирать цвета в зависимости от характера и назначения изделия.

Список использованных источников

  1. Карташова, Е. А. Украшения из бисера с национальным колоритом / Е. А. Карташова, Л. Н. Калинина // Проблемы развития просвещения и национальной культуры народов России. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2024. – С. 118-121.
  2. Колчанова, Л. В. К методике формирования практических умений и навыков / Л. В. Колчанова // Химия в школе. – 2024. – № 8. – С. 57-63.
  3. Тихонова, А. П. Использование дидактических материалов на занятиях по бисероплетению / А. П. Тихонова // Наука и мир. – 2025. – № 3(139). – С. 43-45.
  4. Тихонова, Т. В. Украшения из бисера как доступный вид творчества / Т. В. Тихонова // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 2024. – С. 397-399.

Добавить комментарий