ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОСПРИЯТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОБРАЗНО-СИМВОЛИЧЕСКОГО ЯЗЫКА МОРДОВСКОЙ ВЫШИВКИ

САЛИХОВА ТАТЬЯНА ВИТАЛЬЕВНА

Студент факультета педагогического и художественного образования Мордовского государственного педагогического университета имени М. Е. Евсевьева г. Саранск, Россия, tanap437@gmail.com

Аннотация: в статье рассмотрены возможности применения мордовской вышивки как предмета изучения образно-символического языка в процессе формирования мировосприятия обучающихся.

Ключевые слова: мировосприятие, мордовская вышивка, образно-символический язык, обучающиеся.

Культуротворческие процессы, происходящие в современном российском образовании на почве многовековых отечественных традиций, усиливают внимание к процессу воспитания духовности личности, формированию у нее системы ценностных ориентаций, реализации собственного творческого потенциала. Это обусловило утверждение гуманистической парадигмы образования, сущность которой заключается в приоритетности личности в учебно-воспитательном процессе, направленности образования на духовное развитие человека, на изменение системы ценностей [4].

Мордва — мокша расселена, в основном, в западных и южных районах Мордовии, а мордва — эрзя в восточных. Каждый из этносов имеет свои отличительные черты в данном виде народного творчества. Например, манера исполнения эрзи предполагает вышивание с левой оборотной стороны, а мокши – непосредственно с лицевой. Но и у одних и у других в целом можно выделить следующие часто встречающиеся элементы: фестоны, выступы, зубцы и их дополняющие, которые связывают все оформление вещи в единую композицию.

Вышивка мордвы — эрзи более строгая в расцветке, более массивная, геометризированная. Ее исключительную плотность можно сравнить с манерой шитья, характерной для марийцев или чуваш. Чаще всего контурный рисунок дается по сплошь зашитому фону, обычно темно — красного, скорее кирпичного цвета. Чаще всего основной фон заполняется звездами, различными геометрическими фигурами, точками. Изредка можно встретить элементы стилизованного животного орнамента. В вышивку включается чешуйчатая нашивка, и она приобретает большую рельефность, благодаря чему создается впечатление необыкновенного изобилия узоров и исключительной грандиозности орнамента в целом. Рельефная вышивка является еще одной отличительной особенностью эрзи [2].

Вышивка мордвы — мокши по внешнему виду резко отличается от эрзянской. Она более ажурная, легкая, тонкая. Сочетает в себе три типа вышивки. К основному относят счетную гладь. Орнамент, в основном, носит геометрический характер. Крупные узоры выделяют контуром, а середина сплошь заполняется. Данный прием придает вышивке большую графичность благодаря четкому разграничению фона и самого орнамента. Расцветка представлена всеми четырьмя традиционными цветами: красным, синим, желтым и зеленым. Для придания большей контрастности, одновременно, вплотную к такому узору, вписывается контурная вышивка. Для этого применяется техника «роспись». Завершает композицию сплошной плотный узор.

Изучение образно-символического языка мордовской вышивки может способствовать формированию у обучающихся уважительного отношения к этнокультуре через знакомство с образами и формами орнаментальной вышивки, освоение техники вышивания, выполнение творческих работ с использованием мотивов мордовской вышивки [2].

Мировосприятие — это восприятие человеком окружающего мира, действительности. Это опыт формирования познания, образов мира, наглядных представлений человека о мире в его единстве с Космосом, Вселенной, Землёй, и определения своего места в нём.

Под воздействием изучения символов и творчества отдельно взятых национальностей и культур меняется мировосприятие следующим образом: символы интерпретируют реальность согласно этнической картине мира, делая её понятной и готовой к усвоению. Они помогают понимать мир принятым этносом способом, стереотипизировать оценки, установки, обосновывать и закреплять этно-национальную идентичность [3].

Творчество народа способствует эстетическому и социальному развитию человека, учит уважительно относиться к природе, сливаться с ней, а не просто использовать. Например, постигая цвет и мотивы вышивки, резьбы, ювелирных украшений, человек более многосторонне начинает видеть окружающий мир.

Ознакомление с народной художественной культурой является основой мировосприятия и развития человека, в особенности, если речь идёт о подрастающем поколении. Она отражает мышление, нравственный принцип и показывает отношение человека к природе и обществу, является фактором воспитания и воздействия на мораль, быт, право и семейные отношения.

Факторы, влияющие на мировосприятие обучающихся, рассмотрим более подробно:

— Понимание картины мира — изучение орнаментальной композиции способствует формированию художественного мышления и расширению спектра знаний и умений в области изобразительной грамоты.

— Знакомство с символическим значением цветов. Например, белый цвет символизирует изобилие, благо, добро, чистоту, сдержанность, невинность. Красный цвет обозначает любовь, красоту, силу, смелость, здоровье, тепло, победу. Зелёный цвет связан с окружающим миром природы, воплощает собой молодость, незрелость. Жёлтый цвет символизирует зрелость, полезность, ценность [1].

— Развитие навыков исследовательской деятельности — обучающиеся учатся анализировать и синтезировать структуру мордовского орнамента: выделять основные элементы, определять ритмический рисунок, способы соединения элементов, цветовую гамму и смысловую нагрузку орнамента.

— Развитие психических процессов — художественно-творческая деятельность способствует развитию внимания, памяти, воображения.

— Воспитание толерантного отношения к мордовскому народу и его традициям через эстетическое восприятие мордовского узора [4].

Таким образом, привлекательность традиционной вышивки как части этнокультурного наследия мордовского народа позволяет использовать ее педагогические возможности в процессе формирования мировосприятия обучающихся. Через конкретные действия, а именно — изучение образов и форм орнаментальной вышивки, освоение техники вышивания, выполнение творческих работ с использованием мотивов мордовской вышивки, происходит закрепление уважительного отношения к этнокультуре в целом.

 

Список использованных источников

 

  1. Басова, Е. Н. Языковая картина мира в контексте формирования культурного кода / Е. Н. Басова // Россия и мир в исторической ретроспективе. К 120-летию со дня рождения выдающегося государственного деятеля А.Н. Косыгина. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2024. – С. 36-41.
  2. Галимова, Н. В. Художественное образование как форма ценностно-смысловой ориентации детей / Н. В. Галимова // Мир культуры: искусство, наука, образование : Сборник научных статей. – Челябинск : Южно-Уральский государственный институт искусств им. П.И. Чайковского, 2024. – С. 306-309.
  3. Матвеева Н. В. Изучение и творческая интерпретация мордовской вышивки в учебной деятельности студента-бакалавра // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. — №4. – С. 205-208.
  4. Назаров, Г. Б. Педагогические принципы формирования ценностного отношения обучающихся к народному искусству / Г. Б. Назаров // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2024. – № 10-4(97). – С. 179-182.

Добавить комментарий