РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ «ПЕЧАТЬ МЯТОЙ БУМАГОЙ»

Пряничникова Екатерина Дмитриевна
студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева»

Руководитель – Мазуренко О. В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования, г. Саранск, Россия

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Аннотация: в статье рассматривается метод развития творческого мышления у дошкольников с помощью нетрадиционной техники рисования – «печать мятой бумагой». Описываются особенности этой техники, её влияние на развитие воображения и креативности у детей. Статья будет полезна педагогам и родителям, стремящимся разнообразить творческий процесс и стимулировать развитие творческих способностей у дошкольников.

Ключевые слова: творческое мышление, креативность, нетрадиционные техники рисования.

Pryanichnikova Ekaterina Dmitrievna

Student of the Mordovian State Pedagogical University named after M. E. Evseviev

Supervisor: O. V. Mazurenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Preschool and Primary Education, Saransk, Russia

DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING IN PRESCHOOLERS THROUGH THE UNUSUAL TECHNIQUE OF PRINTING WITH CRUMBLED PAPER

Abstract: The article discusses the method of developing creative thinking in preschoolers using the unconventional technique of printing with crumpled paper. It describes the features of this technique and its impact on the development of imagination and creativity in children. The article will be useful for educators and parents who want to diversify the creative process and stimulate the development of creative abilities in preschoolers.

Keywords: creative thinking, creativity, and non-traditional drawing techniques.

 

В условиях быстро меняющегося мира, где востребованы нестандартные подходы и решения, развитие творческого мышления у дошкольников приобретает особую актуальность. Это связано с необходимостью подготовки детей к жизни в обществе, где традиционные модели поведения и мышления могут оказаться неэффективными. Развитие творческого мышления в дошкольном возрасте способствует формированию креативной личности, способной к инновациям и решению сложных задач в будущем.

Объект исследования – процесс развития творческого мышления у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – процесс развития творческого мышления у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования «Печать мятой бумагой».

Цель – исследование проблемы развития творческого мышления у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования «Печать мятой бумагой».

Задачи:

  1. Рассмотреть понятие «мышление».
  2. Изучить виды мышления.
  3. Определить проблему развития творческого мышления дошкольников.
  4. Изучить способы преодоления кризиса креативности дошкольников.
  5. Рассмотреть и провести исследование одного из способов развития творческого мышления посредством нетрадиционной техники рисования «Печать мятой бумагой».

Методы исследования: анализ источников по теме исследования; наблюдение за деятельностью дошкольников; проведение опытно-экспериментальной работы; обобщение и систематизация полученных данных.

Мышление – процесс отражения наиболее существенных свойств предметов и явлений действительности, а также наиболее существенных связей и отношений между ними, что в конечном итоге приводит к получению нового знания о мире [2]. Проблемами психического развития в отечественной возрастной  психологии  и  в  педагогической  практике  занимались многие ученые: Л. С. Выготский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, А .Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина, Л. И. Божович и др. В процессе развития человека выделяют три основных вида мышления: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление, абстрактно-логическое мышление.

Творческое мышление – это способность человека выходить за рамки стандартных решений, видеть необычное в обыденном, генерировать новые идеи [7]. В дошкольном возрасте формируются наиболее благоприятные условия для развития творческого мышления, так как этот период характеризуется высокой любознательностью детей [1]. По проведенным наблюдениям было замечено, что у детей возникают сложности при работе с заданиями, требующими креативного подхода. Они часто предпочитают следовать установленным шаблонам и алгоритмам, что ограничивает их способность генерировать новые идеи и находить нестандартные решения [3].

Одной из причин является чрезмерное использование современных технологий. Дети могут проводить много времени за экранами гаджетов, что снижает их активность в реальном мире и уменьшает возможности для экспериментирования и фантазии. Кроме того, в современном обществе существует тенденция к стандартизации образования и воспитания, что может ограничивать свободу выражения и творческого мышления у детей [6].

Для преодоления кризиса креативности необходимо пересмотреть подход к воспитанию и обучению детей. Важно, чтобы педагоги использовали задания, которые позволяют детям проявлять инициативу и выражать свои мысли без страха ошибиться, а также создать условия, в которых дети смогут свободно выражать свои чувства, экспериментировать и играть, например, изобразительная деятельность, где в процессе формируется интерес к своей работе и ее результату, развиваются внимание, креативность, мелкая моторика рук [4]. Также это могут быть: увеличение времени на свободную игру и творчество, развитие критического мышления, поддержку эмоционального интеллекта, использование технологий в образовательных целях, создание междисциплинарных проектов, вовлечение родителей, инвестиции в образовательные программы.

«Печать мятой бумагой» – это техника, которая может быть использована для развития творческого мышления. Она позволяет экспериментировать с формами, цветами и текстурами. В этой технике можно создавать изображения цветов, деревьев, облаков, солнца и бабочек. Необходимые материалы: краски (гуашь), одноразовые тарелки или неглубокие ёмкости для краски, листы бумаги, альбомы, кисточка и стаканчик с водой.  Техника рисования следующая: офисная бумага сминается в произвольном порядке, краски помещаются в неглубокие пластиковые емкости, мятую бумагу пропитать краской и оставить отпечаток, кисточкой и карандашом дорисовать детали – например, ствол дерева, листочки, стебли цветов.

В целях выявления влияния техник нетрадиционного рисования на процесс развития творческого мышления детей на базе Образовательного центра «Пеликан» при МГПУ им. М. Е. Евсевьева в 2024-2025 учебном году нами был организован эксперимент с участием 20 детей старшего дошкольного возраста. На контрольном этапе детям было предложено самостоятельно создать рисунок в технике «Печать мятой бумагой». Дети получили словесную инструкцию и постарались проявить творческий подход. Критериями для оценки уровней творческого мышления детей дошкольного возраста стали следующие показатели:

  1. Высокий уровень характеризует умение самостоятельно работать, придумывать и воспроизводить свои идеи.
  2. Средний уровень характеризует умение придумывать необычные детали, но основная идея создается при помощи педагога.
  3. Низкий уровень характеризует владение техникой рисования, но полное повторение за примером педагога.

На контрольном этапе высокий уровень развития творческого мышления был обнаружен у 30 % участников эксперимента, средний уровень продемонстрирован 55% участников, низкий уровень констатирован у 15 % испытуемых. Формирующий этап эксперимента включал серию занятий по темам: «Деревья», «Фрукты», «Животные», «Цветы» и «Фантазируем сами» (Рис. 1-2). На контрольном этапе эксперимента из 20 детей: 45% показали высокий уровень развития творческого мышления, у 33% обнаружен средний уровень развития творческого мышления, у 22% наблюдается низкий уровень.

Результаты исследования показали, что влияния техники нетрадиционного рисования с необходимостью дорисовывания, в частности «Печать мятой бумагой», эффективно влияют на процесс развития творческого мышления. Регулярно занимаясь рисованием в нетрадиционных техниках, дети становятся более способными мыслить креативно, легче проявляют фантазию и отходят от установленных рамок, развивая таким образом свое творческое мышление.

 

Список использованных источников

  1. Гринёва, М. А. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста / М. А. Гринёва, Н. В. Черепкова, О. В. Долженко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 39. – С. 926–930.
  2. Зефиров, Т. Л. Физиологические основы мышления: учебно-методическое пособие для студентов / Т. Л. Зефиров, Н. И. Зиятдинова, А. М. Купцова. – Казань: Изд-во «Вестфалика», 2015. – 42 с.
  3. Лебеденко, О. А. Развитие творческого мышления дошкольников на этапе подготовки к обучению в школе / О. А. Лебеденко // Гуманитарные науки. – 2019. – № 1 (45). – С. 168–173.
  4. Мамий, С. Г. Необыкновенное рисование!: Методическое пособие / С. Г. Мамий, Е. Н. Швецова. – Краснодар, 2023. – 76 с.
  5. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству: книга для учителей и родителей / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – Москва: Искусство в школе, 1995. – 120 с.
  6. Чурбанова, С. М. Развитие творческого мышления в детском возрасте / С. М. Чурбанова // Национальный психологический журнал. – 2018. – №1(29). – С. 88-97.
  7. Шеховец, Л. А. Сущность понятия «мышление» в теории и практике обучения / Л. А. Шеховец // «Диалог культур – диалог о мире и во имя мира»: материалы конференции, Комсомольск-на-Амуре: АмГПГУ, 2023. — С. 452–458.

 

Добавить комментарий