ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ РАБОТЫ В АНИМАЛИСТИЧЕСКОМ ЖАНРЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

УДК  372.874

ББК   74.0

 СЕРЕБРЕННИКОВА КРИСТИНА СЕРГЕЕВНА

студент факультета педагогического и художественного образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, krisserebrennikova1@gmail.com

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

 Ключевые слова: навык, анималистический жанр, младшие школьники, дополнительное художественное образование, тематическое рисование.

Аннотация. В данном труде представлена аналитико-практическая деятельность педагога изобразительного искусства детской художественной школы, направленная на формирование навыков работы в анималистическом жанре у обучающихся доплнительного образования. Раскрыто воспитательное и образовательное значение работы с анималистическим изображением графическими материалами, рассмотрены художественные приемы работы с гелиевой ручкой и черным маркером.

DEVELOPING ANIMALISTIC ART SKILLS FOR STUDENTS OF A CHILDREN’S ART SCHOOL

SEREBRENNIKOVA KRISTINA SERGEEVNA

Student of the Faculty of Pedagogical and Artistic Education, Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia, krisserebrennikova1@gmail.com

Keywords: skill, animalistic genre, primary school students, supplementary art education, thematic drawing.

Abstract. This paper presents the analytical and practical work of a fine arts teacher at a children’s art school, aimed at developing skills in the animalistic genre among students in supplementary education. The educational and developmental value of working with animalistic images using graphic materials is explored, and artistic techniques for working with a gel pen and black marker are discussed.

 

В настоящее время дополнительное образование в сфере изобразительного искусства нацелено на обучении детей изображению портретов, пейзажей и натюрмортов. При этом не уделяя времени на обучении изображению различных животных. Несмотря на то, что правильно изобразить представителя животного мира так же сложно, как нарисовать портрет человека, так как у каждого вида своё анатомическое построение, индивидуальный покров разнящийся от чешуи до перьев, данной теме почти не уделяют внимания.

Изображение животных требует от учащихся внимательного изучения анатомических особенностей, пропорций и наружного покрова различных видов. Кроме того, необходимо учитывать среду обитания животного, его повадки и особенности поведения, чтобы создать правдоподобный и выразительный образ. Использование графических материалов, таких как карандаш, маркер, фломастеры, тушь, перо или уголь, позволяет детям экспериментировать с различными техниками и приемами, добиваясь желаемого эффекта в передаче текстуры шерсти, оперения или чешуи.

Анализ литературных источников по исследуемой проблеме показал, что ряд авторов обращается к вопросу творческого развития обучающихся в процессе выполнения анималистического изображения.

Так, ученые-педагоги Т. С. Комарова и Н. П. Сакулина, утверждают, что анималистический жанр раскрывает творческие способности ребенка. Работа с образами животных, по их мнению, позволяет сочетать познавательный и художественный аспекты обучения, развивая наблюдательность, внимание к деталям и способность к образному мышлению. Создание анималистических изображений способствует формированию у обучающихся представления о разнообразии животного мира, его особенностях и взаимосвязях.

Психологи, такие как Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин, подчеркивают влияние анималистического жанра на развитие эмоциональной сферы ребенка. Обучающиеся, создавая изображения животных, проявляют эмпатию, сочувствие и понимание к окружающему миру. Анималистические образы способствуют развитию фантазии, воображения и способности к самовыражению. Работа над анималистическими изображениями, по мнению этих исследователей, оказывает позитивное влияние на формирование личностных качеств обучающихся.

Е. В. Шорохов и Г. В. Лабунская указывают на необходимость разработки специальных приемов и методов обучения, направленных на активизацию творческой деятельности обучающихся в процессе создания анималистических изображений. Они предлагают использовать разнообразные техники рисования, аппликации, лепки и других видов художественной деятельности, которые позволяют обучающимся экспериментировать с материалами, формами и цветами, а также выражать свою индивидуальность в творчестве.

Беря во внимание урок «Тематическое рисование» 1 класса на базе ДХШ № 1 им П. Ф. Рябова по теме «Линия, пятно, украшение», нами может быть выдвинута следующая задача: формирования навыков изображения животных по памяти, воображению и представлению.

Решая выдвинутую нами задачу, нами было выявлено, что   навык, по мнению        Г. М. Коджаспировой, это действие, доведенное до автоматизма, который формируется путем многократного повторения [2]. Навыки изображения животных — это действия, направленные на изображение представителей животного мира, отражающее основные их качества (построения скелета, передача фактуры шерсти), доведенные до автоматизма, которые формируются путем многократного повторения.

В современных исследованиях всё больше специалистов утверждают, что работа графическими материалами положительно влияет на развитии мелкой моторики, координации точных и мелких движений, что напрямую отражается на совершенствовании навыков письма у детей. Рассматривая положительное влияние занятий в художественной сфере, можно выделить улучшение силуэтно-образного восприятия. Исходя из этого, основные материалы, которые будут использоваться на уроках тематического рисования для анималистического изображения – карандаш, ластик, черный маркер, бумага А3, акварель, кисти, палитра, непроливайка.

Первый этап работы необходимо посвятить вводной части, на которой преподаватель познакомит обучающихся с особенностями анималистического изображения с использованием наглядного материала (репродукции известных картин художников анималистов, презентация, пособия, подготовленные самим преподавателем). Для пробного урока нами было выбрано стилизованное изображение кота, выполненного с использованием средств выражения в графике – линии, пятна.  Весь урок строился с использованием метода «Вопрос – ответ», для лучшего усвоения новой информации.

На втором этапе, преподавателю необходимо наглядно продемонстрировать этапы выполнения анималистического изображения. Акцентируя внимания на особенности построения животных форм.  Таким образом преподаватель демонстрировал пошаговое изображение стилизованного кота. Начиная с выбора расположения листа, которое зависит от позы животного. Далее, начинаем работать с наброском анималистического изображения. Голова имеет овальную форму, в связи с чем, мы начинаем с изображения овала. Рисуем овал туловища, по такому же принципу изображения форм частей тела кота мы изображаем ему лапы, хвост, уши, при желании добавляем дополнительные предметы, к примеру аквариум с рыбками.

Переходим к соединению всех форм, создавая контур кота. Следующим шагом, начинаем прорабатывать детали изображения, намечаем глаза, нос, рот, узоры, выполненные с использованием различных линий и пятен.

На третьем этапе обучающиеся начинают изображать своего стилизованного кота, под постоянным наблюдением преподавателя. При необходимости, преподавателю стоит оказывать помощь в изображении и повторно демонстрировать правила выполнения представителя животного мира.

Итогом работы становится выполненное анималистическое изображение стилизованного кота.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами было подтверждено предположение о том, что работа над анималистическим изображение повышает навыки изображения животных у детей младшего школьного возраста. Достигая выполнения поставленной нами задачи обучения детей первичным навыком изображения животных, преподаватель формирует у учащихся детской художественной школы следующие свойства:

  • эмоциональное восприятие анималистического изображения, как вид изобразительного искусства;
  • умение видеть и ценить изобразительное искусство в повседневности;
  • выражение своего видения животных

Во время изучения анималистического жанра у детей развивается чувственно эмоциональное восприятие животных и формируются первичные навыки изображения анималистических книжных иллюстраций на основе авторского текста.

 

Список использованных источников

 

  1. Иванова, А. В. Дополнительное образование детей в современном обществе: основные виды / А. В. Иванова. – Текст : электронный // Теория и практика современной науки. – 2022. – № 9. – С. 74–77. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dopolnitelnoe-obrazovanie-detey-v-sovremennom-obschestve-osnovnye-vidy/viewer. – (дата обращения: 2024. С. 74)
  2. Коджаспирова, Г. М. Словарь психолого-педагогический: безопасность образовательной среды / Г. М. Коджаспирова ; Экон-Информ. – Москва, 2010. – 207 с. – ISBN 978-5-9506-0515-4. – Текст : непосредственный
  3. Соколов, М. Н.  / Анималистический жанр / М. Н. Соколов. – Текст : электронный // Большая российская энциклопедия. – 2017. – URL: https://old.bigenc.ru/fine_art/text/1823761. – Дата обращения: 21.01.2017.
  4. Котляров, А. С. Композиция изображения. Теория и практика : Учебное пособие / А. С. Котляров, М. А. Кречетова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 122 с. – Текст : непосредственный.
  5. Кузин, В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах: Пособие для учителей / В. С. Кузин. – Москва : Просвещение, 1988. – 191 с. – Текст : непосредственный.
  6. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов / Б. М. Неменский. – Москва : Просвещение, 2016. – 141 с. – Текст : непосредственный.
  7. Николаева, Е. И. Психология детского творчества: Учебное пособие / Е. И. Николаева. – Санкт-Петербург : Питер, 2019. – 256 c. – Текст : непосредственный.
  8. Портнова, И. В. Анималистический образ в отечественной детской книге XX века: культурологический аспект / И. В. Портнова. – Текст : непосредственный // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 3. – С. 142–150.
  9. Портнова, И. В. Анималистическое искусство в России XVIII – первой половины XX вв. / И. В. Портнова. – Москва : Спутник, 2013. – 511 с. – ISBN 978–5–9973–2633–3. – Текст : непосредственный.

Добавить комментарий