Киреева Ксения Сергеевна
студентка факультета педагогического и художественного образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, ksyusha.kireeva.06@mail.ru
Руководитель – Заварыкина А. Р. ассистент кафедры художественного и музыкального образования
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет
имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация: В статье рассматривается проблема формирования чувства ритма у детей среднего дошкольного возраста как фундаментального компонента музыкальности. Обосновывается эффективность использования музыкально-дидактических игр в качестве ведущего средства развития чувства ритма. Представлена классификация музыкально-дидактических игр, направленных на развитие чувства ритма, и описана методика их применения в педагогическом процессе дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: чувство ритма, музыкально-дидактические игры, дошкольное образование, музыкальное развитие.
Kireeva Ksenia Sergeevna
student of the Faculty of Pedagogical and Artistic Education
Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia, ksyusha.kireeva.06@mail.ru
MUSICAL AND DIDACTIC GAMES AS A MEANS OF DEVELOPING A SENSE OF RHYTHM IN CHILDREN AGED 4-5
Abstract: This article examines the development of a sense of rhythm in middle-school-aged children as a fundamental component of musicality. It substantiates the effectiveness of using musical and educational games as a leading tool for developing a sense of rhythm. A classification of musical and educational games aimed at developing a sense of rhythm is presented, and a methodology for their application in preschool educational settings is described.
Key words: sense of rhythm, musical and didactic games, preschool education, musical development.
Чувство ритма является одним из базовых элементов музыкальности, наряду с мелодическим и гармоническим слухом. Его формирование в дошкольном возрасте представляет особую значимость, поскольку ритм лежит в основе не только музыкальной, но и речевой, двигательной активности ребенка. У детей 4-5 лет активно развиваются эмоциональная сфера, произвольное внимание, память и координированные движения, что создает благоприятную почву для целенаправленной педагогической работы по развитию ритмических способностей.
Однако, именно чувство ритма часто оказывается наименее развитым у дошкольников, что проявляется в затруднениях при воспроизведении ритмического рисунка, несогласованности движений с музыкой. Традиционные методы обучения не всегда эффективны ввиду возрастных особенностей детей, для которых ведущей деятельностью является игра. Именно музыкально-дидактические игры выступают эффективным средством для формирования чувства ритма.
Чувство ритма в психолого-педагогической литературе понимается как способность активно воспринимать, переживать и точно воспроизводить временную организацию музыкальных (и иных) структур [1, с. 45]. Для детей 4-5 лет характерен так называемый «сензитивный период» для развития сенсомоторных координаций. В этом возрасте они способны:
- воспринимать контрастные изменения темпа (быстро/медленно);
 - различать метрическую пульсацию (сильную и слабую доли);
 - воспроизводить несложные ритмические рисунки, состоящие из четвертных и восьмых длительностей, с помощью хлопков, притопов, игровых действий;
 - координировать простые движения с музыкой.
 
Однако эти способности не формируются спонтанно, они требуют грамотного педагогического руководства.
Музыкально-дидактическая игра – это вид игровой деятельности, органично сочетающий музыкальную, учебную и игровую задачи. Ее специфика заключается в том, что она специально создается для музыкального развития ребенка и имеет четкую дидактическую направленность, завуалированную игровым сюжетом, правилами и атрибутами [2, с. 78].
Музыкально-дидактические игры в развитии чувства ритма имеют ряд преимуществ:
- мотивация: игровая ситуация вызывает у ребенка живой интерес и эмоциональный отклик, побуждая к многократному повторению ритмических действий;
 - наглядность: многие игры используют яркий дидактический материал (карточки, игрушки), который делает абстрактное понятие «ритм» зримым и осязаемым;
 - доступность: правила и задания соответствуют возрастным возможностям детей, что обеспечивает ситуацию успеха;
 - комплексное развитие: параллельно с ритмом развиваются слуховое внимание, память, воображение, моторика и навыки коммуникации.
 
Условно игры, направленные на формирование чувства ритма, можно разделить на три группы:
- Игры на восприятие и различие ритма:
 
«Прогулка в парке»: дети слушают два фрагмента музыки – спокойный (ходьба) и быстрый (бег). На спокойную музыку они медленно переставляют пальчики по столу, на быструю – «бегут» пальчиками. Игра учит различать темп.
«Громкие и тихие хлопки»: педагог исполняет ритмический рисунок, чередуя громкие (сильная доля) и тихие (слабая доля) хлопки. Дети определяют, где был «громкий» акцент.
- Игры на воспроизведение ритмического рисунка:
 
«Ритмическое эхо»: педагог прохлопывает простой ритм, а дети, как эхо, точно его повторяют. В качестве дидактического материала можно использовать карточки с изображением коротких и длинных звуков (например, большие и маленькие грибочки).
«Что делают зверюшки?»: детям раздаются карточки с изображением животных и их «ритмических портретов» (медведь – долгие звуки, заяц – короткие). Педагог играет ритмический рисунок, а дети поднимают соответствующую карточку и воспроизводят ритм.
- Игры на развитие ритмичности движений:
 
«Заводные игрушки»: дети-«игрушки» двигаются под ритмичную музыку. Когда музыка останавливается, они замирают. Игра учит координировать движение с ритмом и контролировать свои действия.
«Веселый оркестр»: дети делятся на группы, каждая из которых играет на простейших шумовых инструментах (бубны, маракасы) свой ритмический рисунок, соответствующий части общей музыкальной композиции.
Работу следует начинать с самых простых ритмов, постепенно их усложняя. Необходимо сочетать слуховое восприятие с визуальным (карточки) и кинестетическим (движение, игра на инструментах). Важно создавать доброжелательную атмосферу, поощрять детей, тактично исправлять ошибки. Игры должны проводиться систематически, как на музыкальных занятиях, так и в свободной деятельности.
Музыкально-дидактическая игра является высокоэффективным, соответствующим возрастным особенностям детей 4-5 лет средством формирования чувства ритма. Она позволяет преобразовать процесс обучения из формального воспроизведения в увлекательную, осмысленную деятельность. Комплексное использование игр, направленных на восприятие, воспроизведение и двигательное воплощение ритма, обеспечивает не только развитие собственно ритмических способностей, но и способствует общему развитию личности дошкольника – его эмоциональной сферы, волевых качеств, познавательных процессов и коммуникативных навыков. Таким образом, внедрение системы музыкально-дидактических игр в практику работы дошкольных образовательных организаций является необходимым условием для полноценного музыкального развития ребенка.
Список использованных источников
- Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 2008. – 415 с.
 - Кононова, Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н. Г. Кононова. – Москва : Просвещение, 2010. – 160 с.
 - Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Москва : Юрайт, 2025. – 293 с.
 - Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. – 488 с.
 - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : [утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.] – Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013. – 31 с.