ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА У ДОШКОЛЬНИКОВ

Козлова Виктория Анатольевна

студентка факультета педагогического и художественного образования, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, v777374@gmail.com

Руководитель – Заварыкина А. Р., ассистент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Аннотация: В статье рассматривается потенциал фольклора как эффективного средства развития ритмического слуха у детей дошкольного возраста. Обосновывается актуальность проблемы формирования музыкальных способностей в детском саду. Анализируются дидактические возможности малых фольклорных форм (потешек, прибауток, считалок, скороговорок) и детского игрового фольклора в процессе развития чувства ритма. Определяются методические приемы работы, направленные на целенаправленное развитие ритмического слуха через интеграцию речевой, двигательной и музыкальной деятельности.

Ключевые слова: ритмический слух, фольклор, дошкольный возраст, музыкальное развитие, чувство ритма, музыкальное воспитание.

Kozlova Victoria Anatolyevna

student of the Faculty of Pedagogical and Artistic Education

Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev, Saransk, Russia, v777374@gmail.com

FOLKLORE AS A MEANS OF DEVELOPING RHYTHMIC HEARING IN PRESCHOOLERS

 Abstract: This article examines the potential of folklore as an effective means of developing rhythmic awareness in preschool-aged children. The relevance of developing musical abilities in kindergarten is substantiated. The didactic potential of short folklore forms (nursery rhymes, ditties, counting rhymes, tongue twisters) and children’s folklore games in developing a sense of rhythm is analyzed. Methodological approaches aimed at the targeted development of rhythmic awareness through the integration of speech, motor, and musical activities are identified.

Key words: rhythmic ear, folklore, preschool age, musical development, sense of rhythm, musical education.

 

Формирование музыкальной культуры личности является одной из важнейших задач эстетического воспитания. Ритмический слух, понимаемый как способность активно переживать (отражать в движении) временную организацию музыкальных и речевых звуков, чувствовать выразительность ритма, является фундаментальной основой музыкальности. Его развитие в дошкольном возрасте создает предпосылки не только для успешных занятий музыкой, но и для общего развития, включая речь, координацию, память и внимание [1, с. 45].

Современная педагогическая практика находится в постоянном поиске эффективных, естественных для ребенка методов развития. В этом контексте фольклор представляет собой уникальный, проверенный веками культурно-педагогический феномен. Его органичная связь с миром детства, игрой и движением делает его идеальным инструментом для формирования ритмического слуха у дошкольников.

Ритм является первоосновой жизнедеятельности ребенка. Сердцебиение, дыхание, ходьба – все это ритмические процессы. В дошкольном возрасте ребенок особенно чувствителен к ритмическим воздействиям. По мнению Б. М. Теплова, чувство ритма имеет не только слуховую, но и двигательную природу [5, с. 112]. Поэтому наиболее эффективными являются методы, связывающие восприятие ритма с практическим действием: хлопками, притопами, игрой на шумовых инструментах, речью.

Ритмический слух в этом возрасте развивается в единстве с речевым. Четкий ритм стихотворений, песенок помогает ребенку упорядочить речь, способствует развитию ее плавности и интонационной выразительности [4, с. 82].

Фольклор, в частности его малые жанры, обладает рядом неоспоримых преимуществ для решения задач ритмического развития:

  • естественность и доступность: тексты фольклора созданы с учетом возможностей и интересов ребенка;
  • яркая ритмическая организация: для потешек, прибауток, считалок характерны четкий, часто повторяющийся ритмический рисунок, что облегчает его восприятие и воспроизведение;
  • синкретизм: фольклор изначально объединяет в себе слово, музыку и движение. Это позволяет комплексно воздействовать на слуховую, речевую и двигательную сферы ребенка;
  • игровой характер: работа с фольклорным материалом протекает в форме игры, что является ведущей деятельностью дошкольника и обеспечивает высокую мотивацию.

Работу по развитию ритмического слуха средствами фольклора можно выстроить в несколько этапов:

  1. Восприятие и эмоциональный отклик.

Педагог выразительно читает или напевает потешку («Ладушки-ладушки», «Сорока-ворона»), сопровождая речь ритмичными жестами, хлопками или простыми движениями. Задача ребенка – слушать и наблюдать, проникаясь общим ритмом и настроением.

  1. Подражание и совместное действие.

Дети вместе с педагогом повторяют текст и простые ритмические движения. На этом этапе важно отработать синхронность. Например, в считалке «Эники-беники ели вареники» каждый слог можно отхлопывать в ладоши.

  1. Самостоятельное воспроизведение ритма.

После усвоения текста и движений детям предлагается самостоятельно воспроизвести ритм различными способами:

  • речевым: проговаривание скороговорок в разном темпе с сохранением четкого ритма;
  • двигательным: выполнение ритмичных притопов, хлопков, подпрыгиваний под текст народной игровой песенки («Каравай», «Заинька, попляши!»);
  • инструментальным: исполнение ритмического рисунка считалки или потешки на детских шумовых инструментах (бубнах, ложках, погремушках, маракасах).
  1. Творческое применение.

Наиболее сложный, но и самый эффективный этап. Детям предлагается:

  • прохлопать ритмический рисунок знакомой потешки, не проговаривая слов;
  • узнать знакомую считалку по предложенному ритмическому рисунку;
  • сочинить собственный простой ритмический аккомпанемент к тексту.

Фольклор является мощным и органичным средством формирования ритмического слуха у дошкольников. Его систематическое и целенаправленное использование в образовательном процессе детского сада позволяет решить ряд важных задач:

  • развивает способность воспринимать, дифференцировать и воспроизводить различные ритмические рисунки;
  • способствует координации слуха, голоса и движения;
  • обогащает речевую практику ребенка, улучшая дикцию и интонационную выразительность;
  • приобщает детей к национальной культуре, воспитывая эстетический вкус на основе традиционных ценностей.

Таким образом, интеграция фольклора в музыкальные занятия и повседневную жизнь дошкольного учреждения создает благоприятную среду для естественного и эффективного развития ритмического слуха, закладывая прочный фундамент для дальнейшего музыкального и общего развития личности ребенка.

 

Список использованных источников

 

  1. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – Москва : Просвещение, 2008. – 415 с.
  2. Капица, Ф. С. Русский детский фольклор / Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – Москва : Ленанд, 2020. – 318 с.
  3. Мельников, М. Н. Русский детский фольклор / М. Н. Мельников. – Москва : Просвещение, 1987. – 239 с.
  4. Радынова, О. П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова. – Москва : Юрайт, 2025. – 293 с.
  5. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – Санкт-Петербург : Планета музыки, 2020. – 488 с.

Добавить комментарий