ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОРТРЕТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЕ

УДК 372.874

ББК 85.147.5

С 47

Сластухина Елизавета Евгеньевна

студентка факультета художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, elisavetaslastuhina@yandex.ru

Руководитель – Козлова Тамара Алексеевна, доцент, кандидат исторических наук

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Аннотация: В статье раскрывается педагогический аспект формирования навыков выполнения портрета у обучающихся в детской художественной школе. Рассматриваются основные методические подходы, этапы и практические приёмы обучения портрету. Подчёркивается, что работа над изображением человека способствует развитию наблюдательности, пространственного мышления, умения передавать индивидуальные особенности модели, а также формированию художественного вкуса и интереса к изобразительному искусству у детей.

Ключевые слова: портрет, обучающиеся, художественная школа, навыки, изобразительное искусство.

PEDAGOGICAL ASPECT OF DEVELOPING PORTRAIT SKILLS IN STUDENTS AT A CHILDREN’S ART SCHOOL

Slastuhina Elizaveta Evgenievna

student Faculty of Art and Music Education, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Head – Kozlova Tamara Alekseevna, Associate Professor, Candidate of Historical Sciences

Annotation: The article reveals the pedagogical aspect of developing portrait skills among students at a children’s art school. It examines the main methodological approaches, stages, and practical techniques for teaching portrait painting. The article emphasizes that working on a portrait helps to develop observation skills, spatial thinking, the ability to convey the individual characteristics of the model, and the formation of artistic taste and interest in visual arts among children.

Key words: portrait, students, art school, skills, formation, fine arts.

 

Художественное образование, получаемое вне рамок общеобразовательной школы, играет ключевую роль в развитии личности ребенка. Оно способствует формированию эстетического восприятия, креативного мышления и раскрытию творческих способностей. Детские художественные школы (ДХШ) занимают особое место в этой системе, представляя обучающимся углубленно изучать изобразительное искусство, знакомиться с его жанрами и осваивать различные техники.

В рамках образовательной программы ДХШ жанру портрета уделяется особое внимание. Это связано с тем, что работа над портретом активно развивает у учеников такие качества, как наблюдательность, умение вглядываться в человека, понимать его внутренний мир и воплощать это в художественной форме. Изучение портрета играет ключевую роль в формировании у детей способности анализировать форму, пропорции, игру света и тени, а также в развитии их эмоционального восприятия образа.

Портрет – (франц. portrait, от устаревшего portraire – изображать), жанр изобразительного искусства, посвящённый изображению конкретного человека или группы людей [4].

В истории искусства жанр портрета представлен именами великих мастеров – Ильи Репина, Валентина Серова, Василия Сурикова, Диего Веласкеса, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, чьи произведения стали образцами для последующих поколений художников. Их работы показывают, что искусство портрета требует глубокого знания анатомии, композиции и психологии человеческого образа.

Опираясь на труды Д. Чиварди, О. В. Шаляпина, Т. А. Канунниковой, Т. А. Бреусовой, позволило нам создать целостную картину рассматриваемого вопроса и предложить эффективные подходы к решению поставленных задач.

В ДХШ портретная работа изучается на дисциплинах: рисунок, живопись, композиция. Каждая из них вносит свой вклад в формирование навыков выполнения портрета. Рисунок формирует понимание формы и пропорций, развивает глазомер и пространственное мышление, живопись учит передавать цвет, светотень, материальность и настроение, а композиция помогает выстроить образ и соотношение элементов на листе [3, c. 4]

Обучение портрету в системе дополнительного художественного образования имеет комплексный и поэтапный характер. Оно направлено не только на развитие технических навыков, но и на формирование у обучающихся эстетического восприятия, понимания человека как центрального объекта искусства [5, c. 5]

Процесс обучения портрету включает в себя последовательное изучение начальных принципов построения формы, колористики, композиции, а также способов выражения эмоционального состояния и психологических характеристик персонажа. Преподаватель должен владеть методиками, которые позволяют эффективно развивать у обучающихся визуальное восприятие, наблюдательность, пространственное воображение и композиционные умения. Как говорил Л. С. Выготский: «Умение выделить отдельные черты сложного целого имеет значение для всей решительно творческой работы человека над впечатлениями» [2, c. 16].

Педагогическая методика выстроена таким образом, чтобы обеспечить плавный переход от освоения базовых элементов к выполнению более сложных и комплексных работ. Это позволяет последовательно развивать необходимые навыки, воспитывать чувство гармонии и формировать эстетическое восприятие красоты.

На начальном этапе обучения главная цель – сформировать первичные навыки для изображения человеческой головы. Учащиеся осваивают базовые формы черепа, изучают принципы симметрии, а также пропорции таких черт лица, как глаза, нос, рот и уши. Особый акцент делается на отработку точности линий и правильного расположения элементов относительно друг друга [6, с. 20]. Для лучшего усвоения материала рекомендуется использовать наглядные пособия: слепки из гипса, фотографии людей, а также учебники по анатомии.

Чтобы развить композиционное мышление, детям можно предложить задание на поиск композиционного решения портрета. В рамках этого упражнения учащиеся разрабатывают несколько эскизов с различным расположением фигуры в формате – анфас, профиль, три четверти – и выбирают наиболее выразительный вариант. Это помогает формировать понимание закономерностей композиции и уравновешенности элементов в изображении.

Следующий этап включает в себя практику рисования с живых моделей. Здесь задача состоит в том, чтобы передать уникальные черты внешности, а также эмоции и настроение изображаемого человека. Важно внимательно изучать игру света и тени, которые формируют объем и подчёркивают форму объектов [6, с. 15]. При создании портрета необходимо научить ученика понимать строение мышц и костей, расположение мягких тканей и волос, а также учитывать изменения во внешности, связанные с возрастом. Для более эффективного обучения полезны совместные занятия, работа в группах, а также участие в мастер-классах под руководством опытных художников и педагогов.

На данном этапе обучения детям можно предложить задание на построение портрета в тоне. Учащимся предлагается выполнить рисунок живой модели, обращая внимание на распределение света и тени. Цель – освоить принципы светотеневого моделирования формы и развитие чувства объёма.

Заключительный этап направлен на повышение уровня профессиональной подготовки обучающихся. На этом этапе обучающихся начинают экспериментировать с разнообразными техниками и материалами, осваивая такие средства, как акварель, масло, пастель, уголь и другие. Большое значение приобретает развитие творческой свободы и поощрение уникальных подходов и оригинальных идей. Необходимо помнить, что каждый ученик обладает своим неповторимым взглядом на мир и собственным художественным стилем [7, с. 8]. Поэтому основная задача преподавателя – выявить и развить талант ребёнка, помогая ему полностью раскрыть свой творческий потенциал.

На этом этапе обучения детям можно предложить задание на выполнение цветового этюда портрета. Цель данного упражнения – изучение взаимодействия цвета и освещения при передаче характера модели. Учащиеся выполняют живописный этюд с использованием ограниченной цветовой палитры, подбирая оттенки в зависимости от источника света и настроения модели. Это способствует развитию чувства цвета, колористического видения и способности создавать выразительный художественный образ.

Создание эффективной системы обучения портретному искусству является сложной педагогической задачей, успех которой обусловлен взаимодействием различных элементов: высокого уровня подготовки преподавателей, актуального оснащения аудиторий, внутренней мотивации обучащихся и активного участия родителей.

Таким образом, изучение жанра портрета в детских художественных школах является важным элементом художественного образования, способствующим всестороннему развитию творческой личности ребёнка. Освоение основ портретирования помогает учащимся не только совершенствовать профессиональные навыки рисования, но и формировать глубокие эстетические представления, развивать наблюдательность, творческое мышление и способность выражать своё восприятие мира через художественный образ.

 

Список использованных источников

 

  1. Бреусова,Т.А. Методы и приемы обучения младших школьников основам композиции на уроках изобразительного искусства / Т. А Бреусова. – Текст : непосредственный // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. –  2019.   ̶  № 1 (15). – С. 14.
  2. Выготский,Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л. С. Выготский. – Москва : Просвещение, 1967. – 16 с. – Текст : непосредственный.
  3. Канунникова, Т. А. Композиционный поиск с использованием различных художественных материалов как метод развития художественно-образного мышления подростков / Т. А. Канунникова. – Текст : электронный // Преподаватель ХХI век. – 2015. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnyy-poisk-s-ispolzovaniem-razlichnyh-hudozhestvennyh-materialov-kak-metod-razvitiya-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya (дата обращения: 10.10.2025).
  4. Портрет, как жанр живописи. – Текст : электронный // Wm-Painting. – URL: https://www.wm-painting.ru/StyleInPaintingNP/p2_articleid/346-portrait. (дата обращения: 29.10.2025).
  5. Сокольникова, Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства : учебник для студентов высшего профессионального образования / Н. М. Сокольникова. – Москва : Академия, 2012. – 256 с. – Текст : непосредственный.
  6. Чиварди, Д. Анатомия для художника. Самое полное пособие по изображению человека / Д. Чиварди. – Москва : ЭКСМО, 2023. – 256 с. – Текст : непосредственный.
  7. Шаляпин, О. В. Методические рекомендации к живописи портрета : учебное пособие / О. В. Шаляпин. – Новосибирск : Издательство НГПУ, 2014 – 122 с. – Текст : непосредственный.

 

Добавить комментарий