УДК 347.783
ББК 85.154
И 23
Ивашкин Геннадий Владимирович
студент факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, gena04082003@mail.ru
Руководитель – Милицина О.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного и музыкального образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия
Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)
Аннотация: в данной статье исследуется педагогический аспект формирования навыков работы с графическими материалами у обучающихся детских художественных школ. В работе рассматривается педагогический аспект, как целостную систему воспитания и развития личности, включающий не только освоение технического мастерства, но и эстетическое воспитание о развитие образного мышления у обучающихся ДХШ. Также анализируются методы и приемы работы, особенности различных графических материалов. Исследование данного вопроса поможет понять сущность формирования художественных навыков у обучающихся, и подобрать наиболее подходящие методы, что способствует улучшению качества образования в области изобразительного искусства.
Ключевые слова: педагогический аспект, навык, формирование навыков, графика, графические материалы, искусство.
Ivashkin Gennadiy Vladimirovich
student of the Faculty of Pedagogical and Art Education, Mordovian State Pedagogical University, Saransk, Russia, gena04082003@mail.ru
Developing skills in working with graphic materials among students in a children’s art school
Annotation: This article investigates the pedagogical aspect of training skills with graphic materials in children’s art schools. The paper considers the pedagogical aspect as a holistic system of education and development of personality, which includes not only mastering technical skills, but also aesthetic education on the development of formative thinking in students. The methods and techniques of work, features of various graphic materials are also analyzed.
The study of this issue will help to understand the essence of the formation of artistic skills in students, and choose the most suitable methods that contribute to improving the quality of education in the field of fine arts.
Keywords: pedagogical aspect, skill, skills formation, graphics, graphic materials, art.
Формирование навыков работы графическими материалами у обучающихся имеет важную роль в образовательном процессе и является ключевым этапом обучения в детских художественных школах. Навыки работы с графическими материалами способствуют развитию у обучающихся не только технических навыков, но и пространственного мышления, способности к анализу и художественному обобщению [9].
Говоря о понятие навыка, необходимо дать ему определение. Л. С. Рубинштейн утверждал, что «навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный̆ способ его выполнения [11].
Приведем ряд достаточно устоявшихся определений рассматриваемого понятия, в которых в той или иной мере отражены различные точки зрения: навык – умение, выработанное упражнениями, привычкой; навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенные до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной или учебной деятельности (С. Ожегов, Н. Шведова); навыки – действия, которые в результате длительного повторения становятся автоматическими, то есть не нуждающимися в поэлементной сознательной регуляции и контроле (Российский энциклопедический словарь).
Графика является разновидностью изобразительного искусства, где изображение создаётся преимущественно с помощью основных выразительных средств: линий, штриховки и пятен, которые рождают тональные нюансы. Цвет в графике также может применяться, однако считается вспомогательным изобразительным средством. В отличие от живописцев, мастера-графики могут работать с одним цветом (например, используя тушь или карандаш), при этом создавая не только плоскостные, но и объёмные изображения.
Использование широкого спектра графических материалов – чернографитные и угольные карандаши, сепия, сангина, пастель, позволяет обучающимся не бояться экспериментировать и создавать интересные графические решения.
Следовательно под навыками работы графическими материалами мы будем понимать действия не нуждающиеся в сознательном контроле, формирующиеся в процессе овладения детьми техникой создания рисунка.
Педагогический процесс в ДХШ строится на принципах последовательности и систематичности обучения, прочности усвоения учебного материала. От правильного подхода педагога к подбору методов и средств обучения, соответствующих возрастным особенностям обучающихся, зависит эффективность процесса обучения и формирования навыков.
В процессе формирования навыков работы графическими материалами педагогу стоит идти «от простого к сложному». На первом этапе важно освоение основ графики, использование основных графических средств: линия, штрих, пятно. Известный русский педагог-художник Константин Михайлович Лепилов первостепенно уделял внимание развитию у обучающихся навыков работы со штриховкой для передачи фактуры предмета, светотеневых решений и объема [12]. Для этого педагогу необходимо давать обучающимся практические упражнения на освоение различных техник штриховки, передачи светотеневых отношений с помощью наложения штрихов или изменения нажима на карандаш (или другой графический материал).
Продолжая рассмотрение вопроса, стоит сделать акцент на работе с натурой и непосредственно развитии чувства формы изображаемого объекта. Художник-педагог Дмитрий Николаевич Кардовский отмечал, что практические задания на линейно-конструктивный рисунок гипсовых геометрических тел, далее простых натюрмортов и драпировок, учат не копировать контур, а «лепить» форму в пространстве, понимая ее структуру. Педагог считал, что умение «мыслить и работать отношениями» помогает обучающимся развивать видение целостного образа натуры и применять его в рисунке, живописи, композиции. Обучающимся следует объяснять принципы изображения светотеневой градации, где свет имеет наибольшую интенсивность, а где выражен не так явно, все остальные градации брать по отношению к этим «максимумам и минимумам» [9]. Чтобы закрепить полученные знания, педагог может предложить обучающимся выполнить тоновые зарисовки отдельных предметов (геометрических форм, фруктов, овощей и т.д), постепенно усложняя натурную постановку до более сложных натюрмортов.
На следующем этапе изучения основ графики можно экспериментировать и осваивать выразительные возможности разных материалов. Каждый материал имеет свои особенности и дает возможность добиться совершенно разных результатов. Мягкие материалы как уголь, сангина, сепия хорошо подходят для передачи воздушности, лёгкости в рисунке. Такие материалы, как тушь и перо требуют уверенности, прекрасно подходят для графики и передачи фактур. Задача педагога – познакомить обучающихся с особенностями работы с каждым материалом, предлагая различные творческие упражнения.
Важно помнить, что технические навыки – это, в первую очередь, средство, а не цель. Согласно идеям русского живописца и педагога Павла Петровича Чистякова, педагог это не просто носитель знаний, а «проводник» в мир искусства [13]. Конечная задача педагога – воспитать художника, способного к самовыражению, посредством демонстрации связи технических навыков и художественного образа. В. В. Кандинский в своей работе «Точка и линия на плоскости» рассматривал абстрактные элементы, как носители духовного содержания, что способствует пониманию эмоциональной нагрузки даже совершенно простой линии [4].
Немаловажно для педагога и создание творческой атмосферы на уроках в детских художественных школах. Ребенку важно создать такую обстановку, в которой он сможет чувствовать себя комфортно, свободно экспериментировать и творить, что способствует раскрытию творческого потенциала и индивидуальности обучающихся.
Таким образом, педагогический аспект формирования навыков работы с графическими материалами требует комплексного подхода, который включает не только освоение техники, но и учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, постепенное и последовательное изложение материала, воспитание эстетического восприятия, создание благоприятной творческой атмосферы на занятиях в детских художественных школах. Формирование навыков работы с графическими материалами способствует развитию творческого мышления, открывает для обучающихся огромное поле для экспериментов и реализации своего творческого потенциала, а также помогает транслировать свои мысли и чувства через произведения искусства.
Список использованных источников
- Барщ, А. О. Рисунок в средней художественной школе / А. О. Барщ. – Москва : Изд-во Акад. художеств СССР,1963. – 299 с.
- Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика : учебник / С. Е. Беляева, Е. А. Розанова. – Москва : Академия, 2017. – 234 с.
- Бесчастнов, Н. П. Черно-белая графика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий» / Н. П. Бесчастнов. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 270с.
- Кандинский В. Точка и линия на плоскости / В. Кандинский. – Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2005. – 232 с. – Текст : непосредственный.
- Канунникова, Т. А. Принципы и методы обучения изобразительному искусству в педагогической практике Дмитрия Николаевича Кардовского / Т. А. Канунникова. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : Материалы V Международной научной конференции, Москва, 20–23 ноября 2014 года. – Москва: Буки-Веди, 2014. – С. 23-26.
- Копцев, В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное : Основы объемного конструирования / В. П. Копцев. – Ярославль : Акад. развития : Акад. Холдинг, 2001. – 143 с. – Текст : непосредственный.
- Краткий словарь терминов изобразительного искусства : / Акад. художеств СССР. Науч.-исслед. ин-т теории и истории изобразит. искусств. – Москва : Сов. художник, 1961. – 190 с. – Текст : непосредственный.
- Мелик-Пашаев, Александр Александрович. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 158 с. – Текст : непосредственный.
- Мочальский, Н. А. Д. К. Мочальский в художественной студии у Д.Н. Кардовского, педагогическая система учителя / Н. А. Мочальский. – Текст : непосредственный // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. – 2019. – № 4-1. – С. 228-232.
- Ростовцев, Н. Н. Учебный рисунок / Н. Н. Ростовцев. — Москва : Просвещение, 1976. — 287 с. – Текст : непосредственный.
- Рубинштейн, С.Л. О природе мышления и его составе / С. Л. Рубинштейн. – Москва, 1981. – 73 с. – Текст : непосредственный.
- Сутягина, А. А. Формирование у обучающихся навыков выполнения пейзажа графическими материалами / А. А. Сутягина, Н. В. Матвеева. – Текст : непосредственный // Педагогический вестник. – 2024. – № 35. – С. 46-48.
- Щипанкова, К. А. Художественно-педагогическая система П. П. Чистякова / К. А. Щипанкова // Альманах мировой науки. – 2016. – № 12-2(15). – С. 65-66.