УДК 372.874
ББК 74.268.51
НАТАЛЬИНА МАРГАРИТА АЛЕКСАНДРОВНА
студент факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, teenwolf.rita@yandex.ru
Аннотация: В материала статьи представлен теоретический обзор литературы по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся в процессе написания портрета посредством живописных материалов
Ключевые слова: портрет, духовно-нравственные ценности, живописные материалы, искусство.
FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF STUDENTS IN THE PROCESS OF PAINTING A PORTRAIT THROUGHT PAINTING MATERIALS.
NATALINA MARGARITA ALEKSANDROWNA
student Faculty of Art and Music Education, Mordovia State Pedagogical University
named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia
Annotation: The article presents a theoretical review of literature on the problem of the formation of spiritual and moral values of students in the process of painting a portrait through pictorial materials
Key words: portrait, spiritual and moral values, painting materials, art.
В современной социокультурной ситуации формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения приобретает характер стратегической государственной задачи. В документах, таких как ФГОС и «Стратегия национальной безопасности РФ», указывается на необходимость воспитания гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации. Таким образом, поиск и разработка эффективных педагогических технологий, направленных на решение этой задачи, являются прямым откликом на социальный заказ государства. Процесс написания портрета уникален тем, что вынуждает автора не просто копировать внешность, а вглядываться в другого человека, попытаться понять его внутренний мир, эмоциональное состояние, личностные черты. Этот акт «вчувствования» является мощным упражнением в развитии эмпатии, толерантности и способности к диалогу, что напрямую связано с нравственным становлением личности.
Духовно-нравственные ценности (уважение, доброта, ответственность, красота) часто преподносятся как абстрактные категории. Процесс создания портрета переводит их в практическую плоскость: уважение к модели проявляется во внимательном и бережном отношении ее изображения, понятие «красоты» переосмысливается от внешних стандартов к внутренней гармонии и правде характера.
Актуальность данного исследования определяется острой общественной потребностью в новых, эффективных методах духовно-нравственного воспитания, а также необходимостью пересмотра и обогащения методических приемов преподавания изобразительного искусства через раскрытие глубокого личностно-формирующего потенциала работы над живописным портретом.
Для подростков это является новой ступенью в процессе формирования навыков изобразительного искусства. Рисование портрета человека является одним из наиболее сложных и увлекательных видов ИЗО. Изучение портретной живописи помогает обучающимся внимательнее относиться к окружающим людям, замечать характерные особенности внешности людей. При рисовании портрета реализовывают творческие замыслы, развивается зрительная память и фантазия. Для того, чтобы овладеть этим навыком, необходимо не только иметь художественный талант, но и пройти определенный путь обучения. В данной статье мы рассмотрим вопрос формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся в процессе написания портрета посредством живописных материалов.
Написание портрета начинается с наблюдения, изучения и анализа, где обучающийся учится замечать не только внешние черты, но и эмоциональные особенности, такие как выражение глаз, мимика и поза. Всё это отражает характер и переживания человека. С помощью этого развивается эмпатия, обучающиеся сопереживают и понимают другого человека, что является фундаментальной нравственной ценностью.
Духовный аспект проявляется в размышлениях о человеческой душе. Портрет становится зеркалом, отражающий не только внешние формы, но и внутренние качества, такие как доброта, мудрость и сила духа. Данный процесс помогает обучающимся развивать уважение к личности, подчеркивая, что каждый человек уникален и достоин внимания.
При выполнении портрета также важен иллюстративный ряд художественных работ известных и опытных мастеров. Без наглядности обучающимся будет сложнее осознать и усвоить материал [5, c. 271].
При знакомстве учащихся с известными произведениями живописи развивается представление о средствах выразительности – цвете, композиции, светотени. Живописные материалы также играют важную роль в обучении рисованию портрета. Они позволяют обучающимся экспериментировать с разными техниками и стилями, развивать свое творческое мышление и моторные навыки. К наиболее распространенным живописным материалам, используемым в обучении рисованию портрета, относятся: краски (акриловые, масляные, водяные), карандаши (графитовые, цветные), уголь, пастель, маркеры.
Немаловажно правильно подобрать метод обучения подростков в зависимости от образовательного уровня знаний. В дополнение к техническим знаниям и навыкам должны учитываться этические аспекты творческой профессии [2, c. 432]. Существует несколько методов обучения рисованию портрета, включая:
Демонстрационный метод: Преподаватель демонстрирует технику рисования портрета, а обучающиеся повторяют за ним.
Практический метод: Обучающиеся практикуют рисование портрета под руководством преподавателя.
Самостоятельный метод: Обучающиеся работают самостоятельно, используя учебные материалы и ресурсы.
В программе Б. М. Неменского выделяется десять академических часов на изучение портрета, что дает тщательное изучение пропорций тела человека, рисование человека в живописи и графике, а также знакомство с великими портретистами. Для рассмотрения и изучения темы портрета, одним из лучших вариантов проведения урока является – комбинированный урок, что подразумевает прохождение нескольких задач урока, таких как: повторение изученного материала, изучение новой темы и закрепление полученных знаний. Рисование человека с натуры стоит проходить после изучения пропорций и строения головы человека, следовательно, на уроке желательно повторить пройденные темы, продемонстрировать схемы строения головы человека.
Каждое изображения человека максимально передает эмоциональное состояние: трагичное, умиротворенное, радостное. Рассматривая человека, вглядываться в его душу – это самая сложна и прекрасная работа, что немаловажно для учеников – изучить и открыть богатство души героя. Важно, чтобы дети поняли, что художник, изображая человека представляет нам свое восприятие о людях, о времени, в котором они живут. Такой анализ изображения людей, пробуждает интерес и уважение к человеку, а также заинтересовывает учащихся создавать свои портреты [1, c. 150].
Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в процессе написания портрета посредством живописных материалов является сложным и увлекательным процессом. Через анализ внутреннего мира и внешних черт героя портрета обучающиеся учатся эмпатии, уважению к индивидуальности и глубокому осмыслению человеческих качеств. Этот процесс не только совершенствует художественные навыки, но и воспитывает моральные принципы. В таком случае написание портрета становится не только творческим, но и воспитательным аспектом, который формирует у учеников целостное восприятие мира и духовно-нравственных ориентиров. Педагоги должны использовать различные методы и материалы, чтобы помочь обучающимся развить свои художественные навыки и творческое мышление. С помощью правильного подхода и практики, обучающиеся могут овладеть навыком рисования портрета и создавать красивые и реалистичные работы.
Список использованных источников
- Выготский Л. С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии. Москва . Просвещение, 1958 – 160 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти томах. – Москва : Педагогика, 1982 – Т.4. – 432 с.
- Ушинский, К. Д. «О воспитании» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.orthedu.ru/site_news/875-10.html (17. 10. 25)
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и авторской программы «Образовательная система «Школа 2100». – Сборник программ. Начальная школа», Москва : Баласс.
- Щербаков B. C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. – Москва : Просвещение, 1969 – 271 с.