ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ РАБОТЫ ПАСТЕЛЬЮ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ НАТЮРМОРТА

УДК 372.874

ББК 85.147.5

Ф 47

Филатова Мария Владимировна

студент факультета художественного и музыкального образования, Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия, mari_17_07@mail.ru

Руководитель – Милицина Ольга Викторовна, доцент, кандидат педагогических наук

Статья выполнена в рамках реализации соглашения с Минобрнауки России о предоставлении гранта в форме субсидий из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования на реализацию мероприятий, направленных на поддержку студенческих научных сообществ (соглашение № 075-15-2025-445 от 27.05.2025 г.)

Ключевые слова: натюрморт, пастель, обучающиеся, художественная школа, навыки, формирование, изобразительное искусство.

Аннотация: Статья посвящена вопросам формирования навыков выполнения натюрморта у обучающихся в детской художественной школе. Рассматриваются основные методические подходы, этапы и практические приёмы обучения натюрморта.

FEATURES OF FORMING PASTEEL SKILLS IN THE PROCESS OF CREATING A NUTRITURE

 Filatova Maria Vladimirovna

student Faculty of Art and Music Education, Mordovia State Pedagogical University named after M. E. Evseviev, Saransk, Russia

Head – Militsina Olga Viktorovna, Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences

Key words: still life, pastels, students, art school, skills, formation, fine arts.

Annotation: The article is devoted to the formation of skills in performing a still life in students at a children’s art school. The main methodological approaches, stages, and practical techniques of teaching a still life are considered.

 

Работа пастелью – одна из наиболее выразительных и сложных техник в изобразительном искусстве, особенно в жанре натюрморта. Формирование умений работы с этим материалом требует от художника владения теоретическими знаниями и постоянной практики для достижения высокой технической и художественной квалификации. Пастель позволяет создавать интенсивные цветовые эффекты с помощью разнообразных приемов: растирания пальцами, растушевки кистями или ватными палочками, наложения тонких и толстых слоев.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, в котором «изображаются предметы неодушевлённой природы, соединённые художником в отдельную группу и представляющие собой целостную композицию либо включённые в композицию иного жанра» [4].

По праву натюрморт считается одним из фундаментальных жанров в изобразительном искусстве, с которого начинается знакомство начинающего художника в художественной школе и который сопровождает его на протяжении всей творческой жизни. Натюрморт играет огромную роль в формировании художественного мышления, развитии технических навыков и понимании мира вокруг нас. Натюрморт остается живым и развивающимся жанром, который помогает не только освоить основы изобразительного искусства, но и глубже понять красоту окружающего мира, увидеть в простых вещах глубокий смысл и великое искусство повседневности.

Для натюрморта крайне важно умение правильно строить композицию, так как этот жанр ориентирован на гармоничное сочетание форм, цвета и света. Формирование умений начинается с набросков карандашом или легкой пастелью для определения расположения объектов и основных сил света.

До XVII века живописцы изображали предметы или снедь как часть исторических и жанровых картин: писали утварь, цветы, убитую дичь. Как самостоятельный жанр натюрморт сложился в Европе в XVII веке и достиг расцвета в творчестве голландских мастеров. У предметов на картинах живописцев могло быть символическое или аллегорическое значение – например, часы символизировали скоротечность времени.

В России во второй половине XVIII века натюрморты писали преимущественно студенты, которые изображали предметы во время упражнений в композиции. Первые натюрморты как самостоятельные произведения в русском искусстве относятся к 1820-м годам. Долгое время этот жанр считали «низшим» в отличие, например, от исторических полотен. Одним из мастеров натюрморта XIX века был живописец Иван Хруцкий. Он писал сложные композиции с обилием цветов и фруктов. А художники-передвижники изображали букеты и плоды в естественной композиции, как, например, на полотне Ильи Репина «Яблоки и листья».

Расцвет натюрморта в русском искусстве пришелся на конец XIX – начало XX века. Натюрморты писали Константин Коровин, Петр Кончаловский, Илья Машков и другие мастера. В этот период были созданы «Красные яблоки на синей скатерти» Игоря Грабаря, «Цветы и фрукты» Константина Коровина, «Фрукты на блюде» Ильи Машкова.

Формирование умений работы пастелью в процессе создания натюрморта – это комплексный процесс, включающий освоение технических приемов нанесения, развития цветового восприятия, творческого решения композиционных задач и передачи фактур. Особая природа пастели требует от художника понимания её свойств и аккуратного обращения с материалом, а постоянная практика и творческое осмысление обеспечивают рост мастерства.

Натюрморт – жанр, где важна гармония форм, цветов и света, поэтому формирование умений работы пастелью невозможно без освоения композиционных принципов:

– планирование композиции – расположение предметов, точки зрения, ракурса, баланса.

– построение перспективы и объемности через светотень и цветовые нюансы.

– создание ритма и динамики между элементами натюрморта, что оживляет изображение.

Обучающийся учится предварительно делать наброски, быстро схватывать композиционный замысел и корректировать расположение элементов. В дальнейшем эти навыки помогают более уверенно работать с пастелью и достигать целостности работы.

Цветовая палитра – основа выразительности работы в пастели. Умения работы с цветом формируются через:

– изучение основных цветовых сочетаний и контрастов (комплементарные, аналогичные, триадические).

– практику оптического смешивания, когда цвета накладываются один поверх другого на бумаге, создавая богатство оттенков.

– анализ источников света и условий освещения с целью точного воспроизведения оттенков и полутонов.

Этот этап требует развитого цветового восприятия, умения наблюдать цвета в природе и переносить их на бумагу, создавая ощущение живости и натуральности.

Одной из важных задач при создании натюрморта пастелью является отображение разнообразных текстур – гладкой поверхности яблока, матовой кожицы груши, прозрачности стеклянной вазы или шероховатости деревянной доски. Для этого формируется умение:

– использовать разнообразные мазки – от мягких растушеванных проходов до жестких штрихов, которые подчеркивают особенности поверхности.

– строить детали по слоям – сначала основные формы и объемы, далее фактурные и световые акценты.

– понимать и передавать световые рефлексы, тени и оттенки на разных материалах для создания ощущения реализма.

Эта стадия требует усидчивости и точности, а также творческого подхода в передаче разнообразия визуальных впечатлений от предмета.

После овладения базовыми навыками важным становится систематическое применение знаний в различных натюрмортах, что способствует:

– развитию индивидуального художественного почерка – умения видеть и передавать мир уникальным способом.

– погружению в различные варианты композиции, освещения, цветовых решений.

– умению анализировать и критически оценивать свои работы, что позволяет постоянно повышать качество.

Регулярные практические занятия глубоко формируют устойчивые умения и творческие компетенции, превращая технический навык в полноценное художественное мастерство.

Пастельная работа, особенно в жанре натюрморта, подвержена механическим повреждениям из-за свойств материала:

– обучение методам фиксации при помощи специальных фиксативов помогает сохранить целостность и яркость работы.

– правила хранения и транспортировки обеспечивают долговечность произведений.

– работа с фиксативом требует аккуратного отношения, чтобы избежать изменения цвета и текстуры.

В педагогическом процессе важна поддержка мотивации, поощрение творческого поиска и самостоятельности. Это существенно облегчает освоение пастели как сложного и капризного материала.

Таким образом, обучение работе пастелью на примере натюрморта формирует полноценного художника, способного создавать живописные, гармоничные и выразительные произведения, раскрывающие потенциал пастельного материала максимально полно.

 

Список использованных источников

 

  1. Бреусова,Т. А. Методы и приемы обучения младших школьников основам композиции на уроках изобразительного искусства / Т. А Бреусова – Текст : непосредственный // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. –  ̶  № 1 (15). – С. 14-16.
  2. Канунникова,  Т. А. Композиционный поиск с использованием различных художественных материалов как метод развития художественно-образного мышления подростков / Т. А. Канунникова. – Текст : электронный // Преподаватель ХХI век. – 2015. – № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompozitsionnyy-poisk-s-ispolzovaniem-razlichnyh-hudozhestvennyh-materialov-kak-metod-razvitiya-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya (дата обращения: 07.04.2024).
  3. Котляров, А. С. Композиция изображения. Теория и практика : учебное пособие / А. С. Котляров, М. А. Кречетова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 122 с. – Текст : непосредственный.
  4. Сокольникова, Н. М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» / Н. М. Сокольникова // Москва : Академия, 1999. – 368 с. – Текст: непосредственный.
  5. Чиварди, Д. Анатомия для художника. Самое полное пособие по изображению человека / Д. Чиварди. – Москва : ЭКСМО, 2020. – 197 с. – Текст: непосредственный .
  6. Шаляпин, О. В. Методические рекомендации к живописи портрета: учебное пособие / О. В. Шаляпин. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2014 – 122 с. – Текст: непосредственный.

Добавить комментарий