А. М. Кудашкина, ФГБОУ ВО «МГПИ имени М. Е. Евсевьева»,
руководитель О. В. Милицина, канд.пед.наук, доцент
Для эффективности развития наглядно-образного мышления учителю необходимо вести целенаправленную систематическую работу.
Один из педагогических приемов, применяемых на уроке, связан с организацией музыкальной деятельности детей на уроке, как полифонического процесса. Необходимо создать условия для прочтения каждым ребенком одного и того же музыкального образа в одном и то же время, исходя из своего индивидуального видения, слышания, чувствования звучащей музыки. В одном ребенке она вызывает двигательный отклик, и он выражает свое состояние в пластике руки, тела, в каком-либо танцевальном движении; другой выражает свое понимание образов музыки в рисунке, в цвете, в линии; третий подпевает, подыгрывает на музыкальном инструменте, импровизирует; а еще кто-то «ничего не делает», а просто задумчиво, внимательно слушает.
Важно сохранить это разнообразие творческих проявлений, поощрить это разнообразие. Восприятие музыки детьми на уроке должно приобретать вид художественной «партитуры», в которой ребенок имеет свой голос, индивидуальный, неповторимый, вносит в нее свое уникальное оригинальное видение музыки.
Познание музыкального искусства можно строить через моделирование творческого процесса. Дети ставятся как бы в позицию автора (поэта, композитора), пытаясь создать для себя и других произведения искусства. Происходит музыкально-смысловой диалог, когда, идя от смысла к смыслу, прослеживая развитие образности произведения, дети сами «находят» нужные интонации, которые наиболее ярко могут выразить музыкальную мысль. Для художественно-образного развития гораздо ценнее прийти к произведению как результату собственного творчества. Тогда все образное содержание музыки, вся организация и последовательность музыкальной ткани становятся «прожитыми», отобранными самими детьми.
На уроках музыки с целью развития наглядно-образного мышления могут применяться и сюжетно-ролевые игры: «Играем в дирижёра», «Играем в композитора», «Инсценировка сюжета сказки», «Разыграй песню».
Развитие наглядно-образного мышления на уроках музыки, воображения ребёнка активно осуществляется через опыт собственной музыкальной деятельности. Дети с большим удовольствием становятся активными участниками такой формы игры как музыкальная пантомима: «Волшебная палочка», «Зеркало», «Море», «Оркестр», «Любимый инструмент», «Шапка вопросов», «Видимо-невидимо».
Не менее интересны для детей игры-имитации – «Изобрази звук», «Звучит не звучит», «Нарисуй любимый звук», «Музыкальные инструмент». Именно в такой деятельности у детей формируются музыкально-образное и творческое мышление.
Музыкально-дидактические игры воздействуют на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.
Учителю на уроке необходимо обратиться и к таким формам интерактивных заданий, которые могут быть направлены на активизацию слушательского внимания. При этом следует учесть, что задание не должно отвлекать учащихся от процесса восприятия музыки. Поэтому во время звучания музыки стоит не нужно применять такие формы работы, которые требуют обсуждения (в группах), хождения по кабинету и так далее. Можно предложить детям такие задания, как нарисовать рисунок к музыке, составить вопросы к музыке, сочинить письмо композитора слушателю или наоборот, слушателя композитору, записать в тетради средства выразительности, подобрать к музыке картины художников или созвучных поэтические строчки. Эти задания не только не помешают восприятию музыки, но и сделают этот процесс более осмысленным.
Например, при изучении темы «Три кита в музыке» первоклассники рисуют в тетради «движение» марша, танца, песни. Затем при повторном слушании эти же линии они «рисуют» руками в воздухе (пластическое интонирование). Таким образом, язык жестов помогает детям осознать отличительные черты основных интонаций в музыке.
Также на уроках возможно применений следующих педагогических приемов. Например, прием «Вопрос-задание» помогает раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, которое должна представлять собой по сути диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленение отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро – думается, что всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему внутреннему миру, более того, к его осознаваемым и неосознаваемым чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, подающимся в его душе под воздействием музыки. Возможны вопросы такого типа: Что ты чувствовал, когда звучала музыка? Каков ее характер? Какое настроение у главного героя? Какое настроение у тебя при слушании этой музыки?
Прием визуализации. Визуализировать — значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ. Перед применением этого приема предлагаю ребятам проблемную ситуацию. Например, при изучении темы «Что за прелесть эти сказки!!!» прослушиваем отрывок «Три чуда». Опера Н.А.Римского–Корсакова «Сказка о царе Салтане». Задаю вопрос: Вы оказались в сказке. Что вы ощутили, какие чувства вызвала музыка? — Счастье, радость, сияние и т.д. — И в одно мгновение сказка исчезла. А вам так хочется остаться с теми прекрасными моментами из сказки и чтобы внутренне ощущение радости не покидало вас. Что вы будете делать, чтобы эти воспоминания остались с вами? Учащиеся начинают рассуждать, искать ответы. В итоге приходят к выводу, что музыку можно выразить в движении, линиях, цвете и т.д. Предлагаю отразить внутренне ощущение праздника, счастья различными зрительными моделями: спонтанное рисование; цветовое и графическое изображение; пластическое движение (руки, тело).
Данный прием позволяет визуализировать, перевести в зрительную модальность не только средства музыкальной выразительности, которые имеют графические обозначения, но и эмоциональное состояние, впечатления.