Дувалкина Мария Владимировна
учитель музыки МОБУ «Кемлянская СОШ», mduvalkina@mail.ru
Мы живём в особенное время — время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и, тем самым, поднимут престиж страны на должный уровень.
По своей природе дети очень любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нам взрослым нужно умело ими руководить. Каждый ребенок талантлив и имеет свои способности. Но кого-то из них вовремя не заметили, недоучили. Возраст, когда ребенок наиболее открыт и восприимчив к чудесам познания, упускать нельзя. В это время он еще не разучился удивляться богатству и красоте окружающего его мира и многому другому, чему мы, взрослые, разучились радоваться.
Творческие способности свойственны любому нормальному ребенку. Главное – это раскрыть их во время и развить. Конечно, на уроках музыки и занятиях хора, детское творчество не искусство, в большей степени оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную деятельность, ученики сами открывают что-то новое, ранее им неизвестное в огромном мире музыки. На этих занятиях детям необходимо творить и переживать, учиться понимать музыку. Китайская народная мудрость гласит: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю». Когда ребенок понимает, он творит. А для этого ему нужно научиться придумывать что-то, импровизировать и изменять заданное.
Занятия учеников в хоре, выступления на праздниках, конкурсах прекрасно решают многие психологические проблемы общения: застенчивый, неуверенный в себе ребенок может почувствовать себя в центре жизни, а более творческий проявит свое воображение и фантазию в деле. Только в настоящем творческом коллективе дети учатся обнаруживать терпение, выдержку, взаимопонимание и уважение друг к другу, у них развивается умение и желание сделать что-то индивидуально, даже оригинально.
Кроме того, занятия в школьном хоре дают ученикам возможность развивать воображение, фантазию, мышление, эстетический вкус, способность высказывать свое собственное мнение, а также создают позитивный настрой. В условиях коллективной работы успешно решается проблемная ситуация, предполагающая поисковую деятельность, формируется умение сотрудничать с другими членами коллектива.
Развитие творческих способностей учащихся происходит на всех этапах работы на занятии школьного хора.
Первое, с чего должны начинаться все занятия хора – это позитивный настрой, который пронизывает всё занятие. Только испытывая чувство радости, эмоциональный подъём, полностью доверяя окружающим, с открытой душой, растворяясь в происходящем, можно что-то сотворить.
Работая над певческим дыханием, мы вдыхаем радость, добро, красоту, счастье. Немного остановимся на работе над певческим дыханием с новичками. В школьный хор каждый год приходят новички (3-классники), которые пока ещё не все умеют правильно дышать. Необходимо объяснить, что красивый звук зависит от правильного певческого дыхания. На занятиях хора с 3-классниками руководитель начинает работу над правильным певческим дыханием, а продолжают они эту работу на переменах и помогают им в этом 4-классники-хористы, которые с радостью это делают, чувствуя свою особую значимость!
Продолжаем осваивать певческие навыки — переходим к дикции и звукообразованию с помощью метода развития певческого голоса, разработанного В.В. Емельяновым.1. Эта работа плавно переходит в распевание.
Попевки, которые включаются в распевание, решают сразу несколько задач:
- подготовка певческого аппарата,
- расширение диапазона,
- настройка на исполнение той или иной песни,
- объяснение и решение вокально-технические задач данной песни,
- формирование вокально-технических умений,
- формирование и развитие творческих способностей учащихся
- позитивный эмоциональный настрой.
Творчество учащихся заключается в…
озвучивании правил:
— (барашеньки — крутороженьки) когда мы поём один звук, его всё время нужно держать;
— (до, ре, ми, фа, соль, фа, ми, ре, до) вверх идём шаги большие, вниз идём мы маленькими;
сочинении слов попевки:
— радостно живётся в школе нам,
— мне сегодня очень хорошо,
— солнышко, приди сегодня к нам,
— я пойду сегодня в парк гулять,
— я сегодня радостно пою.
В процессе распевания или по ходу занятия можно использовать следующие игры:
Игра «Знакомство»:
— знакомясь с новичками, которые приходят в хор каждый год, каждый вокалист поёт своё имя, при этом обращается внимание ребят на то, что можно называть-петь полное имя (Юлия) или его короткий вариант (Юля), с первых же опытов озвучивания имен дети приучаются «петь» свое имя как можно выразительнее, передавать в звучании голоса свой характер или свое настроение в данный момент.
— продолжаем знакомиться — к имени добавляется какое-то существительное или прилагательное, характеризующее ученика;
— затем добавляется то, что любит делать этот ученик.
В процессе игры хор за учеником поёт своё имя, определение, то, что любит делать ученик. Например: — Юля любит рисовать, Лена испечёт пирог.
Параллельно идёт работа над округлым звучанием, правильным произношением текста.
Игра «Вопрос — ответ». Это — музыкальная беседа между учителем и учениками, между парами учеников, между солистом и всем хором. Детям предлагается стать участниками игры: ученики должны дать музыкальный ответ на музыкальный вопрос, придумав мелодию музыкального ответа.
Варианты вопросов:
— А какой сегодня день?
— Почему чудесный он?
— Какое настроение сегодня у Семёна?
— Чем Наташа огорчена?
В музыкальных вопросах целесообразно использовать разнообразный интонационно-образный строй, ладовую окраску, темп, динамику, разные интонации: возгласа, призыва, жалобы, удивления.
Следующий этап — работа над песней.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение — это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения — сольного и хорового — укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; положение тела во время пения способствует воспитанию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья школьников.
Главная цель пения в хоровом ансамбле — развитие личности ребёнка, его эмоционального мира, зарождение и развитие эстетического чувства. Для того чтобы дети хотели петь, учителю необходимо показать всю красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным для них.
Работа над песней — не скучная зубрёжка и не механическое подражание учителю, это увлекательный процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту.
Выразительное исполнение произведений должно быть эмоциональным, в нём должна чувствоваться глубина понимания музыкального содержания. Поэтому выразительное исполнение требует овладения вокально-хоровыми навыками и умениями.
При выборе песен руководитель хора должен опираться на несколько принципов:
— доступность для исполнения учениками,
— усложнение материала,
— польза в личностном плане,
— высокая эмоциональность песни, то есть песня должна «ложиться на душу детям»,
— простор для творчества учеников.
Усвоение знаний о музыке неразрывно связано с активными формами музыкальной деятельности. Чаще всего, именно через жест, движение, пластику ребенку легче понять музыкальное произведение, его особенности, музыкальный язык, структуру, и вместе с тем, легче «войти в образ», глубже проникнуться ее настроением.
Наряду с традиционным подходом к организации вокально-хоровой работы, многие педагоги всё чаще приходят к выводу, что необходимым элементом музыкальных занятий является обязательное включение музыкально-ритмической деятельности учащихся. Говоря о музыкально-ритмической деятельности, подразумеваются движения, направленные на развитие у ребенка чувства ритма, мелодического и гармонического слуха, ощущения музыкальной формы, музыкальной памяти, эмоциональности и образности восприятия и исполнения музыки. Музыкально-ритмическая деятельность направлена на то, чтобы дети могли прочувствовать и уметь красиво, в характере синхронно двигаться под неё, импровизировать движения в соответствии со звучащей музыкой.
Может быть, каждый участник хора и не станет музыкантом, но, возможно, станет отличным врачом, учителем или рабочим, и вот тогда самым благотворным образом даст о себе знать его детское вокальное творчество, добрым следом которого останется творческая фантазия, его стремление создавать что-то новое, свое, лучшее, двигающее вперед то дело, которому он решил посвятить свою жизнь.
Литература
1.Емельянов В.В. »Фонопедический метод развития голоса», 1999 г.