РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА ШКОЛЬНИКОВ-ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ВНЕКЛАССНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЕВСЕЕВА ЗОЯ АЛЕКСАНДРОВНА,
МИЛИЦИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

Мордовский государственный педагогический институт
имени М. Е. Евсевьева, г. Саранск, Россия

Одной из важнейших проблем эстетического воспитания является формирование художественного вкуса школьников. Для этого считаем необходимым выяснить сущность и специфику понятия «вкус».
Категория «вкуса» характеризуется в исследованиях известных просветителей, психологов, педагогов, деятелей искусства и культуры (И. Кант, Ш. Монтескье, Ж-Ж. Руссо и др.); в отечественной философии и эстетике (В. Белинский, М. Каган, А. Лосев и другие).
Исследователи в области педагогического образования определяют эстетический вкус как «… способность человека сознательно судить о прекрасном и безобразном в действительности» [4, с. 34]
Известный педагог Б. Т. Лихачев утверждает, что эстетическое суждение развивается у детей «в непрерывной связи с пониманием ими художественной сущности произведения, его идейной направленности» [5, с. 128].
Необходимо отметить, что верный ориентир развития, в конечном счете, определяет развитый, устойчивый эстетический вкус. Способствующий формированию мироощущения, нравственных качеств, развитию интеллекта, духовности, гармоничности сознания ребенка, стимулирующий саморазвитие человека, создающий в итоге стиль его жизни, деятельности, поведения. Понятие о вкусе всегда связано с личностью.
Эстетический вкус – способность человека оценивать произведения, предметы, явления с позиций художественно-эстетического идеала. Критериями этой оценки являются как объективные свойства предмета, так и ценностные установки субъекта, его мировоззрение и уровень эстетического развития, выражающиеся в системе непосредственных эмоциональных оценок.
Обладая эстетическим вкусом, человек рассматривает окружающий мир и себя, прежде всего, с учетом основных эстетических категорий, таких как прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое.
Мы в своем исследовании будем опираться на определение С. Б. Барило, так как в нем отражены основные составляющие категории художественный вкус. По мнению автора, художественный вкус – способность адекватного восприятия и освоения произведений искусства, объединяющую анализ их художественно-образного смысла, эмоционально-эстетическую оценку, обоснованное суждение о конкретном произведении художника (композитора, поэта) или о всем его творчестве, стилевых течениях, методах в искусстве [3].
Сформированный художественный вкус – основа индивидуальных эстетических взглядов и убеждений, которые составляют важную часть эстетической культуры личности. Он является одним из главных элементов эстетического сознания.
Процесс воспитания художественного вкуса сложен и противоречив. Бывают случаи деформации развития художественного вкуса, которая проявляется в односторонности и неразвитости вкуса, в «разорванности» эмоционального и интеллектуального его аспектов, в преувеличении того или другого.
Измерение художественного вкуса осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных. Психологическими критериями измеряются способности ребенка адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказывать суждение вкуса
Педагогические критерии помогают выявить и оценить эстетический идеал, тот или иной уровень его сформированности, а также степень развития художественного вкуса.
Социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия у воспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокой потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни.
Таким образом, основными составляющими художественного вкуса, на основе которых можно судить о его сформированности являются:
– наличие высокохудожественных интересов и потребностей в области искусства;
– способность и готовность личности к восприятию произведений искусства;
– переживанию (выражается в наличии эстетического чувства);
– художественно-эстетической оценке и анализу художественных произведений (системообразующая составляющая);
– проявление результатов восприятия в творческой деятельности.
Говоря о формировании художественного вкуса, необходимо выделить огромную роль искусства. Среди всех искусств подчеркивается особое значение музыки. В последнее время все больше появляется публикаций, посвященных воспитанию музыкального вкуса подрастающего поколения (М. А. Верб, Д. Б. Кабалевский, В. Н. Полунина, О. А. Кривцун, Г. П. Шевченко и др.).
В. А. Щербаков утверждал, что «формирование музыкального вкуса должно проходить стадии от непосредственной реакции «нравится – нет» через овладение «оценочным музыкальным анализом» к целостной оценке, основанной на единстве логической и непосредственной оценок [6, с. 23].
Ю. Б. Алиев под музыкальным вкусом понимает «способность наслаждаться красотой музыки, переживать ее содержание, уметь оценивать образцы музыкального искусства, выбирать, предпочитать наиболее ценное, отвергать безобразное. Будучи связан с познавательным актом музыкальный вкус вместе с тем зависит и от эмоционального освоения эстетических качеств музыкальных явлений. Эмоциональная и логическая сторона музыкального вкуса тесно связаны и взаимообусловлены» [1, с. 68].
Целенаправленное воздействие музыкального искусства на учащихся предполагает активность и глубину его восприятия, а также формирование и развитие нравственно-эстетических качеств. Это возможно при взаимообусловленности обучения и развития во всем учебно-воспитательном процессе. Совершенно очевидно, что на современном этапе необходима эта взаимообусловленность, нужно поднять значение музыкального искусства в общей системе воспитания, более полно и эффективно использовать возможности музыки.
Музыкальный вкус является концентрированным выражением эстетического отношения к действительности, привилегированным носителем эстетической функции, поскольку музыкальное творчество всецело направлено на создание эстетической ценности, красота, которая доставляя людям наслаждение, способствует их духовному обогащению. Музыкальное искусство влияет на ценностные ориентации личности, благодаря своему совершенству и своей привлекательности. Как видим, музыкальное искусство является ярким проявлением единства нравственного и эстетического: совершенство форм и содержания, их гармония – это закон искусства, нарушение которого лишает его содержательности, обращает эстетическое в его противоположность. Именно формирование у школьников представлений о музыкальной культуре, развитие музыкально-творческих способностей, музыкального вкуса является целью эстетического воспитания.
Одним из условий музыкальной работы с учащимися являются систематические постоянные занятия. Когда деятельность в музыкальной сфере становится привычной, она перерастает в потребность, нередко очень сильную. Формирование специализированного, глубокого, индивидуального интереса к музыке, возбуждение познавательных интересов может восходить от пробуждения любопытства (интереса, основанного на занимательности), через проявление частного к отдельным музыкальным жанрам, в том числе и к молодежной популярной, но эстетически качественной музыке, через формирование интереса к предмету в целом – от обобщенного, широко проявляющегося, – к становлению потребности в общении с серьезной классической музыкой. Наиболее рациональным путем развития интереса может быть параллельное изучение серьезного и легкого репертуара, отвечающего требованиям художественности.
Установлено, что музыка, непосредственно воздействует на мировоззрение, мышление, на поведение и художественное развитие человека. Занятия музыкой особенно ценны тем, что «действование» в одном искусстве, помогает формированию художественных способностей и в других искусствах.
Сам факт непосредственного и действенного приобщения к музыкальному искусству имеет огромное воспитательное значение.
Обобщая можно сделать следующие выводы:
Первое. Художественный вкус в педагогической и психологической научной литературе определяются как – способность адекватного восприятия и освоения произведений искусства, объединяющую анализ их художественно-образного смысла, эмоционально-эстетическую оценку, обоснованное суждение о конкретном произведении художника (композитора, поэта) или о всем его творчестве, стилевых течениях, методах в искусстве (С. Б. Барило).
Сущностная характеристика художественного вкуса неразрывно связана с его нравственными ориентирами. Наличие у человека художественного вкуса говорит о ярко индивидуализированной личности, ее духовности, способности человека адекватно оценивать произведения искусства.
Второе. Музыкальный вкус – это способность наслаждаться красотой музыки, переживать ее содержание, уметь оценивать образцы музыкального искусства, выбирать, предпочитать наиболее ценное.
Третье. Основными составляющими художественного вкуса, на основе которых можно судить о его сформированности являются:
– наличие высокохудожественных интересов и потребностей в области искусства;
– способность и готовность личности к восприятию произведений искусства;
– переживанию (выражается в наличии эстетического чувства);
– художественно-эстетической оценке и анализу художественных произведений (системообразующий компонент);
– проявление результатов восприятия в творческой деятельности.

Список использованных источников

1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта. – М. : 2000. – 336 с.
2. Бакушинский, А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский ; сост., вступ. ст. Н. Н. Фомина, Т. А. Копцева. – М. : Карапуз, 2009. — 304 с.
3. Барило, С. Б. Воспитание художественного вкуса старшеклассников в процессе внеурочных занятий по искусству : автореферат дис. … канд. пед. наук / С. Б. Барило. – Москва, 1987. – 18 с.
4.Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. – М. : Гардарики, 2014. – 214 с.
5. Лихачев, Б. Т. Педагогика. Курс лекций / Б. Т. Лихачев. – М. : 2010. – 647 с.
6. Щербаков, В. А. Проблема формирования музыкально-художественного вкуса подростков : дис. … канд. филос.наук / В. А. Щербаков. – М., 1973. – 312 c.

Добавить комментарий