ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ АСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

СОНИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

студентка 4 курса факультета педагогического и художественного образования

МИЛИЦИНА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА

 Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, г.Саранск, Россия

 К вопросу о реализации личностно-центрированного подхода в системе образования и обучения младших школьников в разные годы обращались разные известные исследователи (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский. З. Н. Гатилова, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Все ученые приходят к заключению, что в свете личностно-центрированного подхода к развитию ребенка учебный процесс теряет свою директивность и приобретает гуманистическую функцию.

Стратегия сохранения и развития образовательной сферы невозможна без ориентации на образовательные ценности гуманной педагогики, без включения феномена духовности в систему школьного музыкального образования. Исследования в области гуманной психологии дают возможность современному учителю музыки в своей практической деятельности применять личностно-центрированный подход в музыкальном воспитании младших школьников. В данном случае учебный процесс направляется в гуманистическое русло.

В педагогической науке существует точка зрения, что применяемый личностно-центрированный подход выполняет своеобразную терапевтическую функцию. Сегодня школьные нагрузки столь велики, что младший школьник не может их выдержать без ущерба для своего физического и нравственного здоровья, поэтому гуманизация образовательной сферы приобретает сегодня особое значение. По существу речь идет о сохранении человека, о поиске гуманистических технологий, которые можно назвать человекосберегающими.

По мнению исследователя З. Н. Гатиловой, личностно-центрированный подход следует воспринимать только в контексте основополагающих  образовательных ценностей гуманной педагогики [1, с. 67].

Акцентируем внимание на основополагающих гуманистических ценностях, являющихся приоритетными в практической деятельности современного учителя, для которого урок музыки осмысливается как урок искусства, урок духовной культуры, урок человековедения.

  1. Ребенок самоценен. Учитель не формирует личность, а создает условия для ценностных проявлений внутреннего мира ребенка; учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает с ребенком, раздумывает вместе с ним, над его проблемами, вслушивается в него и принимает его таким, каков он есть. Ученик помещен в центр круга, а все векторы воздействия направлены на него.

В данном случае можно вести речь об аксиологическом подходе к уроку музыки в начальной школе. Ребенок выступает высшей ценностью. В качестве ценности выступает и музыкальный текст. Идет диалог младшего школьника с композитором, с эпохой, в которой он жил и творил. Идет диалог между учеником и учителем, основанный на взаимопонимании, доверии. Аксиологический аспект благодатен для создания творческой атмосферы урока, поэтому при проведении урока учитель должен создать условия для творчества. Например, младшим школьникам можно дать следующее задание творческого характера: описать картину музыкальными средствами (вокализация, инструментальное музицирование).

  1. Учитель воздерживается от нравственных оценок личности, он дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины. В данном случае эффективны методы музыкального воспитания, которые направлены на развитие сущностных сил ребенка его самореализацию. Возможен контекст развивающего обучения (проблемно-поисковый метод, метод поощрения, метод ситуации успеха).

3.Педагог стремится гуманизировать и гуманитаризировать обучающее пространство. С этой целью осваиваются гуманистические образовательные технологии. Здесь представляют определенный интерес интегрированные уроки  музыки в начальной школе, на которых осуществляется взаимосвязь литературы, музыки, живописи. Это обогащает культурно-образовательную среду младшего школьника, гуманизирует ее. Но учителю музыки не следует забывать, что музыка приоритетна среди других видов искусств. Педагог должен уметь формировать полихудожественные навыки ребенка (умение рисовать на определенный музыкальный сюжет, сочинять песни на собственный текст и др.). Гуманизация – это не только любезное обращение с ребенком, свобода его действий, его творчества, это и процесс «насыщения» школьника разнообразными знаниями.

  1. Наставник организует работу учащихся исходя из гуманистических принципов:

– ребенок учится только через действие. Главным действием на уроке музыки будет процесс создания эстетического переживания и реализация его через определенные этапы (ребенок проходит на уроке путь от слушателя к исполнителю и композитору);

– ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности. Реализация данного принципа заключается в распределении ролей при создании среды эстетического переживания и музыкального воспитания (например, один поет, другой играет, третий держит ритм, четвертый рисует, пятый танцует).

  1. Младший школьник осваивает мир в целостном восприятии. Здесь подразумевается то, что подача материала должна быть целостной (слушание произведений целиком, а не по фразам, что необходимо для создания общей картины, общего музыкального впечатления).
  2. Ребенок учится от другого ребенка так же, как и от учителя на уроке. Этот принцип как нельзя лучше можно реализовать на уроке музыки с помощью создания «специализированных групп» (по принципу – у кого что лучше получается – вокальная группа, инструментальная, ударная, танцевальная).
  3. Школьник успешен в учении, когда ему хорошо. В данном случае урок музыки превращается в урок радости – урок положительных эмоций, урок человековедения. Можно вести речь о реализации принципов музыкальной терапии на музыкальных занятиях в начальной школе (песенная терапия, игровая терапия, сказкотерапия и т. д.)
  4. Ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют. Речь идет о формировании эмпатии младшего школьника (то есть его эмоциональной отзывчивости на музыку). Учителю музыки необходимо создать квазисреду эстетического переживания.
  5. Младший школьник успешен в учении, когда учитель является свободной Личностью. Здесь нужно отметить, что всегда возможно творчество учителя музыки в организации и планировании уроков музыки, в реализации альтернативных программ по предмету «Музыка», то есть педагог-музыкант не должен строго придерживаться школьной традиционной программы обучения, он может составлять свои планы и экспериментировать.
  6. Ребенок хорошо учится, когда его родители активно участвуют в школьной жизни. Активность заключается в непосредственном участии родителей в подготовке и проведении внеклассных мероприятий (подготовка декораций, музыкальное сопровождение и т. д.).

Таким образом, личностно-центрированный подход представляет собой совокупность образовательных ценностей гуманной педагогики, которые актуальны в современной музыкально-образовательной сфере. Эти образовательные ценности гуманной педагогики способствуют развитию личности, музыкальных, творческих способностей школьников. Учитель музыкальными красками пытается активизировать образное мышление ребенка, его фантазию, эстетические и нравственные чувства, эмоциональную рефлексию, как высшую психическую функцию для формирования культуры и духовности младшего школьника.

 

Список использованных источников

 

  1. Гатилова, З. Н. Личностно-центрированный аспект дидактической модели школы / З. Н. Гатилова // Завуч. – 2001. – № 2. – С. 45-60.

Добавить комментарий