РОЛЬ ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ РАЗВИТИИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

ВЕЛИКАНОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

преподаватель, МБУДО «Детская музыкальная школа № 1», г. Саранск, Россия,

ludk2901@mail.ru

 Ключевые слова: художественный образ, мышление, образное мышление, обучение музыкальному исполнительству.

Аннотация: Данная статья посвящена раскрытию проблемы развития образного мышления у обучающихся в процессе обучения игре на фортепиано. Статья включает в себя раскрытие понятия «образное мышление» в контексте гуманитарного научного знания. В статье раскрыта роль образного мышления в музыкальном образовании и успешном развитии учащихся-исполнителей.

THE ROLE OF IMAGINARY THINKING IN THE PROCESS

OF MUSIC EDUCATION

 VELIKANOVA LUDMILA ALEKSANDROVNA

teacher, Children’s music school No. 1, Saransk, Russia,

ludk2901@mail.ru

Key words: artistic image, thinking, figurative thinking, training in musical performance.

Annotation: This article is devoted to the disclosure of the development of figurative thinking in students in the process of learning to play the piano. The article includes the disclosure of the concept of «imaginative thinking» in the context of humanitarian scientific knowledge. The article reveals the role of figurative thinking in music education and the successful development of student performers.

 

Утверждающаяся в педагогической науке образовательная парадигма ориентирует процесс обучения на развитие у человека гуманитарного мышления. Существенными характеристиками этого выступает, по словам Д. И. Прокоповой, «приоритет цели над средством, смысла над целью, человека над вещью» [7, с. 1]. По данным науки, гуманитарное мышление включает в себя ценностные человеческие установки и смыслы, процесс создания образов реальности, а не только лишь ее проектирование. Это мышление предполагает наличие интуиции, творчества, доминирования целого над частью. Гуманитарное мышление личностно и диалогично. Его формирование становится возможным лишь в условиях построения гуманитарно ориентированной образовательной практики.

В современной науке образование рассматривается как «процесс становления личности, формирования “человеческого” в человеке» [1, с. 32], при этом путь развития его души ориентирован на становление индивидуальности и никогда не может быть завершен. При таком подходе образование направлено на создание среды, питающей и растящей личность человека, а также на расширение возможностей развития этой личности. Безусловно, это требует основательного пересмотра процесса управления интеллектуальным развитием учащихся. Развитие интеллекта сводится не только к формированию когнитивно-операционального опыта человека, но и предполагает расширение, обогащение содержания его субъективности в комплексе воли, чувств, эмоций.

В целом процесс обучения ориентирован на обеспечение интеллектуального и общего психического развития обучающихся Сегодня современная практика обучения ориентирована на операциональные компоненты интеллекта, в число которых входит также и образное мышление. Как указывает В. П. Зинченко, «недостаточное внимание к образному миру основано на противопоставлении (курсив – Л. В.) чувственного и логического как низшего и высшего, конкретного и абстрактного, субъективного и объективного, что в дальнейшем привело как в науке, так и в образовательной практике к относительной обособленности этих двух сфер познавательной деятельности. Обучение ориентируется на развитие высших уровней абстрактного мышления, последствия чего не только выражаются в обеднении личности, ее эмоциональной устойчивости, но и отрицательно влияют на потенциалы развития тех самых высших уровней абстрактного мышления, которые как будто не нуждаются в перцептивном грузе» [2, с 25].

Долгое время в российской системе образования большое внимание уделялось рационально-логическому развитию мышления учащихся, при этом образному мышлению в процессе обучения отводилась лишь второстепенная роль. Теперь, в новой концепции образования, актуализируются идеи гуманизации и гуманитаризации, провозглашающие приоритет культурных ценностей и духовного развития личности. В свете этого, в учебно-познавательной деятельности обучающихся образное мышление приобретает важное значение; оно обеспечивает целостность понимания объектов познания, повышает духовную сферу человека.

По распространенному в психолого-педагогической науке определению, образное мышление представляет собой совокупность способов и процессов образного решения задач, которые предполагают зрительное представление какой-либо ситуации, а также оперирование образами составляющих ее элементов, при этом без выполнения конкретных практических действий с ними. Образное мышление наиболее полно воссоздает разнообразность различных фактических характеристик предмета. Его характерной особенностью является создание необычных сочетаний предметов и их новых, особых свойств. Функциональность образного мышления связана с представлением ситуаций и такими изменениями в них, которые человек желает получить в продукте своей деятельности, трансформирующей конкретную ситуацию. Благодаря функционированию образного мышления возникает явление отдаленности человека от внешнего мира. Эта отдаленность позволяет совершать объективирующие мыслительные практики, создавая самого человека как уникальное, самостоятельное существо. Развиваясь, образное мышление способствует выявлению способности к объединению, интегрированию несочетаемых, и даже противоположных по своей сути вещей.

Мышление младших школьников неразрывно связано с личным опытом, потому в предметах и явлениях выделяются стороны, говорящие об их применении, способах действия с ними. Чем больше ребенок задает разнообразных вопросов, тем активнее он в умственном отношении. С раннего возраста ребенок стремится к знаниям, а усвоение этих знаний проходит через множество вопросов. Ему приходится оперировать знаниями, представлять в голове ситуации и искать возможный путь для ответа на возникающие задачи. Мышление детей младших школьников имеет существенные различия в отличие от мышления взрослых. Взрослое отличается приоритетом логики и анализа, в то время как детское мышление характеризуется большей наглядностью. Оно эмоционально, проницательно и продуктивно, пронизано самыми активными встречными процессами восприятия, большое место в которых занимают фантазия и воображение.

Образное мышление является одним из основных видов мышления, который также имеет ярко выраженные возрастные характеристики. Младший школьник умеет мыслить логически, но в то же время он в усвоении материала опирается на наглядность. В целом, образное мышление младших школьников характеризуется конкретизацией образов, которые со временем становятся более обобщенными. В результате этого у обучающихся появляется возможность постигать как отдельные свойства предметов, так и важные связи между ними. Виды знаний, которые ребенку не ясны только лишь на основе словесного объяснения, ему легко удается усвоить в виде действий с моделями. Благодаря образному мышлению ребенку удается создавать обобщенные представления, которые лежат в основе формирования абстрактных понятий. В результате, конкретные задачи, с которыми ему приходится столкнуться, решаются более точно. Таким образом, рассмотрение психологических закономерностей мышления показывает, что образное мышление – преобладающий вид мышления детей младшего школьного возраста, на который в процессе музыкального обучения и должен опираться преподаватель.

В музыкальном образовании образное мышление является преобладающим, поскольку именно с оперирования музыкальными образами начинается музыкальное мышление в целом. Главной составляющей музыкального мышления является творческое начало, которое тесно связано с фантазией и воображением Само воображение связано с осмыслением художественных идей в процессе знакомства с художественным произведением. Психологами и педагогами отмечено, что большое влияние на развитие и формирование музыкально-образного мышления оказывают внемузыкальные ассоциации. Вместе с тем, стоит отметить, что технология ассоциативного подхода к развитию образного мышления учащихся-музыкантов практически не разработана, хотя роль ассоциаций в музыкальном восприятии неоднократно освещалась в исследованиях психологов, музыкантов-педагогов, например, В. Г. Ражникова [8]. Попытки поиска конструктивного подхода к активизации музыкально-образного мышления младших школьников связывались в основном с использованием наглядности, интегративного изучения искусств и межпредметных связей

Несмотря на серьезную разработанность общей концепции мышления и его развития в современной психологии, которую можно проследить в фундаментальных работах С. Л. Рубинштейна, Р. С. Немова [9; 5] и других ученых, некоторые ее аспекты продолжают оставаться недостаточно освещенными. В частности, это касается музыкально-образного мышления. В. И. Петрушин объясняет это сложностью и многокомпонентностью музыкального мышления, из-за чего в музыкознании, в музыкальной психологии и педагогике не существует его общепринятой трактовки. Музыкально-образному мышлению предписывают термины и «интеллектуальное восприятие», и «отражение человеком музыки», и «музыкальное восприятие-мышление». В целом образное мышление применительно к музыкальной деятельности можно трактовать как обобщение и переосмысление жизненных впечатлений, отражение музыкального образа, в сознании человека, умеющего представить единство эмоций и разума. Прогресс в развитии у учащегося-музыканта образного мышления связан с усложнением звуковых явлений, которые отображаются и перерабатываются его сознанием: от простейших образов к образам более глубоким и содержательным, от фрагментарных – к более масштабным и обобщенным.

В музыкально-психологических трудах (Е. В. Назайкинского, В. Н. Петрушина, Г. М. Цыпина) [4; 6; 11] освещается специфика образного мышления музыканта, творческого воображения и фантазии. В. Г. Ражников отмечает теснейшую связь эмоциональной сферы и образного мышления: «поскольку образ в музыке всегда наполнен определенным эмоциональным содержанием и отражает чувственную реакцию человека на те или иные явления действительности, то музыкально-образное мышление имеет ярко выраженную эмоциональную окраску» [8, с. 72].

В контексте изложенного основной задачей работы с учащимся младшего школьного возраста, обучающимся музыкальному исполнительству, является развитие у него ассоциативно-образного мышления, являющегося главным инструментом музыкально-познавательной деятельности. Оно, в свою очередь, тесно связано с готовностью обучающегося обеспечить изучение и восприятие музыкальных явлений, позволяет понять и оценить выразительные возможности музыкального искусства, сформировать целостность представлений о музыкальной культуре.

 

Список использованных источников

 

  1. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С. И. Гессен. – М. : Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
  2. Зинченко, В. П. Формирование зрительного образа / В. П. Зинченко. – М. : МГУ, 1969. –106 с.
  3. Мазель, Л. А. О мелодии / Л. А. Мазель. – М. : Госмузиздат, 1952. – 300 с.
  4. Назайкинский, Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. – М. : Музыка, 1972. – 384 с.
  5. Немов, Р. С. Психология. В 3 книгах. Книга 2. Психология образования / Р. С. Немов. – М. : Владос, 2007. – 606 с.
  6. Петрушин, В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. – М. : Академический проект, 2011. – 400 с.
  7. Прокопова, Д. И. Педагогические условия формирования образного мышления младших школьников : дис… к. п. н. / Д. И. Прокопова. – Курск, 2002. – 184 с.
  8. Ражников, В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике / В. Г. Ражников. – М. : Цапи,1994. – 160 с.
  9. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб : Питер,2017. – 718 с.
  • Тихимиров, О. К. Психология мышления / О. К. Тихомиров. – М. : Академия, 2005. – 288 с.
  • Цыпин, Г. М. Музыкальная психология и психология музыкального образования / Г. М. Цыпин. – М. : Академия, 2011. – 384 с.

Добавить комментарий