ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЙ

МАРКИНА ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА

преподаватель, МАУ ДО «Первомайская детская художественная школа», г. Первомайск, Нижегородская обл., Россия

e.m4rkina@yandex.ru

Ключевые слова: дополнительное образование, образовательные условия, индивидуальные особенности.

Аннотация: данная статья посвящена раскрытию особенностей и преимуществ дополнительного образования. Статья включает в себя раскрытие понятия «дополнительное образование». В статье были выделены виды дополнительного образования: общеобразовательный и профессиональный. Были рассмотрены особенности дополнительного образования детей в современных условиях, а также преимущества дополнительного образования.

ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

MARKINA ELIZAVETA NIKOLAEVNA

teacher, art school for children,

Рervomaisk, Nizhny Novgorod Region, Russia

e.m4rkina@yandex.ru

Keywords: additional education, educational conditions, individual characteristics.

Abstract: this article describes the features and benefits of additional education. The article includes disclosure panties «further education». The article highlighted the types of further education: General and vocational. Discussed specifics of additional education of children in modern conditions, as well as the benefits of additional education.

Испокон веков благополучие общества и государства зависело от того, как организовано образование. Современное образование стремится к формированию гармонично развитой личности. Гармонично развитая личность может формироваться непосредственно с участием дополнительного образования, так как оно позволяет свободно мыслить, действовать, реализовывать принцип свободы выбора, мысли и действий в своем творчестве. Именно в данной сфере образования дети учатся фантазировать, проектировать, планировать, изменять окружающую мир стремясь в творческой деятельности к безупречности и гармонии.

На настоящий момент, в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» дополнительное образование детей и взрослых указывается на одно из приоритетных направлений – формирование и развитие творческих способностей, удовлетворяющих личностные запросы в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также защита культуры здорового образ жизни и укрепление здоровья, а прежде всего, устройство свободного времени [1]. В соответствии с этим, дополнительное образование играет важную роль в развитии детей, с помощью него происходит приспособление детей к жизни в обществе, осуществляется профессиональная ориентации, а важнее всего то, что детям предлагается возможность обнаружить и максимально проявить свои способности.

Определений понятия «дополнительное образование» достаточно много, показывающие его разные аспекты:

– это характерная целостная часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и итог формирования личности обучающегося в условиях развивающей среды, предоставляющая обучающимся интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения;

– это подсистема общего образования, предоставляющая совершенствование увлечений и способностей личности, личный образовательный путь на основе независимого выбора содержательной, культуросообразной деятельности, не заключенной в рамки образовательных стандартов и формы традиционной внеурочной и внешкольной работы;

– это одна из граней вариативного образования, целью которого считается увеличение и углубление базового образования, расширение таланта обучающихся, удовлетворение их образовательных запросов [5; 6].

Таким образом, дополнительное образование – это область образовательной и воспитательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, охватывая изучение тех разделов культуры и науки, которые не изучаются в школьных программах.

Дополнительное образование осуществляет образовательные функции в форме психолого-педагогических и интеллектуальных услуг в условиях свободного времени обучающихся.

Дополнительное образование обучающиеся могут получить в таких образовательных учреждениях как:

– центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы;

– дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, школьников, юных натуралистов, дворцы спорта для детей и юношества, дворцы художественного творчества (воспитания) детей, дворцы детской культуры (искусств);

– дома детского творчества детства и юношества, учащейся молодежи, школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);

– детские школы искусств;

– детско-юношеские спортивные школы;

– специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;

– детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.

В зависимости от цели, дополнительное образование может быть общеобразовательным или профессиональным. Общеобразовательное направлено на воспитание личности; оно способствует повышению интеллектуального и культурного уровня обучающихся, их профессиональной направленности, определяемой дополнительными общеобразовательными программами, принимающими во внимание возрастные и индивидуальные особенности. Профессиональное дополнительное образование предполагает постоянное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, уже имеющих профессиональное образование, помогает развить творческие и деловые способности.

Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций. Ценность и значение системы дополнительного образования заключается в том, что она служит развитию способностей, склонностей, интересов обучающихся, их социального и профессионального самоопределения. Основная же функция дополнительного образования, заключается в удовлетворении часто меняющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей социума.

Дополнительное образование может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; оно может усиливать «вооруженность» личности, оснащая обучающегося новыми средствами познания, труда и общения; оно усиливает мотивацию образовательной деятельности, вызывая личностную потребность как можно полнее проявить себя.

Анализ научной литературы позволяет выделить следующие особенности дополнительного образования детей в современных условиях.

  1. Главной особенностью дополнительного образования является то, что образовательные программы не передаются обучающимся сверху по принципу единого государственного стандарта, определившего что именно нужно знать и уметь обучающимся, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
  2. Следующей особенностью является идея природосообразности выдвинутая П. П. Блонским, К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским; она заключается в соответствии образовательного процесса естественному состоянию обучающегося (возрасту, индивидуальным возможностям, потребностям и интересам). Эти педагогические идеи являются фундаментом современного дополнительного образования детей, главное предназначение которого — мотивация обучающегося к познанию и творчеству.
  3. Личная значимость. Дополнительное образование активно реагирует на потребности обучающихся в образовательных программах. В такой системе образования реализуются программы, позволяющие приобрести обучающимися практикоориентированные знания и умения, которые позволят обучающемуся в дальнейшем адаптироваться в окружающем обществе.
  4. Тип взаимодействия педагога с ребенком в дополнительном образовании характеризуется главенством общего интерес как обучающегося, так и преподавателя.
  5. Толчок к самообразованию происходит за счет мотивации обучающегося, а также стимулирования обучающегося к познавательной деятельности и за счет заинтересованности обучающегося.
  6. Возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха. Эта возможность важна для каждого обучающегося, поскольку она помогает реализоваться в выбранной сфере деятельности, повышает его самооценку и статус среди сверстников.
  7. Профессиональное самоопределение молодежи. С помощью дополнительного образования обучающимся дается возможность расширить и углубить свои знания по профильным предметам, а также возможность получить основы начальной профессиональной подготовки.
  8. Индивидуальный темп и объем овладения знаниями и умениями. В ходе образовательного процесса обучающийся вправе поменять предмет, вид деятельности, а также преподавателя. Достижения обучающегося принято сравнивать с предыдущим уровнем его знаний и умений, а также темп, стиль качество работы обучающегося не должно быть подвергнуто осуждению.
  9. Доступность образования разным слоям населения в силу бесплатности большого спектра услуг. Вне зависимости от стратификации, каждый желающий получить дополнительное образование должен обучаться. Также должны обучаться все дети, имеющие желание к обучению вне зависимости от одаренности. Можно сказать, что система дополнительного образования является механизмом социального выравнивания возможностей получения дополнительного образования.
  10. Круглогодичность дополнительного образования (без каникул). Отсутствие строго фиксированных сроков завершения образовательного процесса, это в некоторой степени является непрерывностью образовательного процесса.
  11. Непрерывное образование личности, «образование в течение всей жизни». В сфере дополнительного образования учебные занятия возможны практически с любого возраста (от 3 до 18 лет). Имея любой уровень подготовки, обучающийся может присоединиться к заинтересовавшему его направлению деятельности.
  12. Повышение занятости детей и подростков, в том числе социально полезным делом, что, следовательно, приводит к сокращению девиантного поведения.
  13. Дополнительное образование становится одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения обучающихся.
  14. Приоритет интересов каждого обучающегося [3; 4].

В качестве преимуществ дополнительного образования можно выделить следующие:

  1. Быстрое реагирование на изменение спроса общества в образовательных услугах, удовлетворение потребностей родителей и детей.
  2. Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. Дополнительное образование детей разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.
  3. Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.
  4. Принципиально индивидуальный поход к обучению.
  5. Масштабная реализация деятельностного подхода в обучении, формирование у обучающихся умений использовать знания в практической деятельности: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания в процессе взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.
  6. Осуществление психологического сопровождения в развитии личности обучающегося.
  7. Допрофессиональная и профессиональная подготовка обучающихся (в том числе, обучающихся с ограниченными возможностями).
  8. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
  9. Возможность использования дистанционной формы обучения.
  10. Современная специально ориентированная техническая база учреждения дополнительного образования обучающихся.

Исходя из вышесказанного, можно сделать выво, что дополнительное образование является важной частью обучения, позволяющей в определенных условиях и особенностях раскрыть способности, развить умения и навыки нынешнего поколения.

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
  2. Болотов, В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление : монография / В. А. Болотов. – Волгоград : Перемена, 2001. – 290 c.
  3. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – – № 2. – С. 101–104.
  4. Матвеева, Т. В. Педагогические условия развития художественно-эстетических умений младших школьников [Электронный ресурс] / Т. В. Матвеева. // Сайт «Инфоурок». – Режим доступа : https://infourok.ru/statya-pedagogicheskie-usloviya-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov-575909.html
  5. Педагогический словарь / М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. ; гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
  6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. :Академия, 2000. – 176 с.

Добавить комментарий