МАРКИНА ЕЛИЗАВЕТА НИКОЛАЕВНА
преподаватель, МАУ ДО «Первомайская детская художественная школа», г. Первомайск, Нижегородская обл., Россия
e.m4rkina@yandex.ru
Ключевые слова: дополнительное образование, образовательные условия, индивидуальные особенности.
Аннотация: данная статья посвящена раскрытию особенностей и преимуществ дополнительного образования. Статья включает в себя раскрытие понятия «дополнительное образование». В статье были выделены виды дополнительного образования: общеобразовательный и профессиональный. Были рассмотрены особенности дополнительного образования детей в современных условиях, а также преимущества дополнительного образования.
ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN IN THE CONTEXT OF CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL CONDITIONS
MARKINA ELIZAVETA NIKOLAEVNA
teacher, art school for children,
Рervomaisk, Nizhny Novgorod Region, Russia
e.m4rkina@yandex.ru
Keywords: additional education, educational conditions, individual characteristics.
Abstract: this article describes the features and benefits of additional education. The article includes disclosure panties «further education». The article highlighted the types of further education: General and vocational. Discussed specifics of additional education of children in modern conditions, as well as the benefits of additional education.
Испокон веков благополучие общества и государства зависело от того, как организовано образование. Современное образование стремится к формированию гармонично развитой личности. Гармонично развитая личность может формироваться непосредственно с участием дополнительного образования, так как оно позволяет свободно мыслить, действовать, реализовывать принцип свободы выбора, мысли и действий в своем творчестве. Именно в данной сфере образования дети учатся фантазировать, проектировать, планировать, изменять окружающую мир стремясь в творческой деятельности к безупречности и гармонии.
На настоящий момент, в Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании» дополнительное образование детей и взрослых указывается на одно из приоритетных направлений – формирование и развитие творческих способностей, удовлетворяющих личностные запросы в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, а также защита культуры здорового образ жизни и укрепление здоровья, а прежде всего, устройство свободного времени [1]. В соответствии с этим, дополнительное образование играет важную роль в развитии детей, с помощью него происходит приспособление детей к жизни в обществе, осуществляется профессиональная ориентации, а важнее всего то, что детям предлагается возможность обнаружить и максимально проявить свои способности.
Определений понятия «дополнительное образование» достаточно много, показывающие его разные аспекты:
– это характерная целостная часть системы общего и профессионального образования, представляющая собой процесс и итог формирования личности обучающегося в условиях развивающей среды, предоставляющая обучающимся интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения;
– это подсистема общего образования, предоставляющая совершенствование увлечений и способностей личности, личный образовательный путь на основе независимого выбора содержательной, культуросообразной деятельности, не заключенной в рамки образовательных стандартов и формы традиционной внеурочной и внешкольной работы;
– это одна из граней вариативного образования, целью которого считается увеличение и углубление базового образования, расширение таланта обучающихся, удовлетворение их образовательных запросов [5; 6].
Таким образом, дополнительное образование – это область образовательной и воспитательной деятельности, которая находится за пределами общеобразовательного государственного стандарта, охватывая изучение тех разделов культуры и науки, которые не изучаются в школьных программах.
Дополнительное образование осуществляет образовательные функции в форме психолого-педагогических и интеллектуальных услуг в условиях свободного времени обучающихся.
Дополнительное образование обучающиеся могут получить в таких образовательных учреждениях как:
– центры дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, творческого развития и гуманитарного образования, детского творчества, внешкольной работы;
– дворцы детского (юношеского) творчества, творчества детей и молодежи, школьников, юных натуралистов, дворцы спорта для детей и юношества, дворцы художественного творчества (воспитания) детей, дворцы детской культуры (искусств);
– дома детского творчества детства и юношества, учащейся молодежи, школьников, юных натуралистов, детского (юношеского) технического творчества (юных техников), детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов), художественного творчества (воспитания) детей, детской культуры (искусств);
– детские школы искусств;
– детско-юношеские спортивные школы;
– специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва;
– детско-юношеские спортивно-адаптивные школы.
В зависимости от цели, дополнительное образование может быть общеобразовательным или профессиональным. Общеобразовательное направлено на воспитание личности; оно способствует повышению интеллектуального и культурного уровня обучающихся, их профессиональной направленности, определяемой дополнительными общеобразовательными программами, принимающими во внимание возрастные и индивидуальные особенности. Профессиональное дополнительное образование предполагает постоянное повышение квалификации и профессиональную переподготовку лиц, уже имеющих профессиональное образование, помогает развить творческие и деловые способности.
Система дополнительного образования является важным условием для развития личности с учетом ее индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций. Ценность и значение системы дополнительного образования заключается в том, что она служит развитию способностей, склонностей, интересов обучающихся, их социального и профессионального самоопределения. Основная же функция дополнительного образования, заключается в удовлетворении часто меняющихся индивидуальных, социокультурных и образовательных потребностей социума.
Дополнительное образование может расширять предметные знания, добавлять новые компоненты; оно может усиливать «вооруженность» личности, оснащая обучающегося новыми средствами познания, труда и общения; оно усиливает мотивацию образовательной деятельности, вызывая личностную потребность как можно полнее проявить себя.
Анализ научной литературы позволяет выделить следующие особенности дополнительного образования детей в современных условиях.
- Главной особенностью дополнительного образования является то, что образовательные программы не передаются обучающимся сверху по принципу единого государственного стандарта, определившего что именно нужно знать и уметь обучающимся, а предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
- Следующей особенностью является идея природосообразности выдвинутая П. П. Блонским, К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским; она заключается в соответствии образовательного процесса естественному состоянию обучающегося (возрасту, индивидуальным возможностям, потребностям и интересам). Эти педагогические идеи являются фундаментом современного дополнительного образования детей, главное предназначение которого — мотивация обучающегося к познанию и творчеству.
- Личная значимость. Дополнительное образование активно реагирует на потребности обучающихся в образовательных программах. В такой системе образования реализуются программы, позволяющие приобрести обучающимися практикоориентированные знания и умения, которые позволят обучающемуся в дальнейшем адаптироваться в окружающем обществе.
- Тип взаимодействия педагога с ребенком в дополнительном образовании характеризуется главенством общего интерес как обучающегося, так и преподавателя.
- Толчок к самообразованию происходит за счет мотивации обучающегося, а также стимулирования обучающегося к познавательной деятельности и за счет заинтересованности обучающегося.
- Возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха. Эта возможность важна для каждого обучающегося, поскольку она помогает реализоваться в выбранной сфере деятельности, повышает его самооценку и статус среди сверстников.
- Профессиональное самоопределение молодежи. С помощью дополнительного образования обучающимся дается возможность расширить и углубить свои знания по профильным предметам, а также возможность получить основы начальной профессиональной подготовки.
- Индивидуальный темп и объем овладения знаниями и умениями. В ходе образовательного процесса обучающийся вправе поменять предмет, вид деятельности, а также преподавателя. Достижения обучающегося принято сравнивать с предыдущим уровнем его знаний и умений, а также темп, стиль качество работы обучающегося не должно быть подвергнуто осуждению.
- Доступность образования разным слоям населения в силу бесплатности большого спектра услуг. Вне зависимости от стратификации, каждый желающий получить дополнительное образование должен обучаться. Также должны обучаться все дети, имеющие желание к обучению вне зависимости от одаренности. Можно сказать, что система дополнительного образования является механизмом социального выравнивания возможностей получения дополнительного образования.
- Круглогодичность дополнительного образования (без каникул). Отсутствие строго фиксированных сроков завершения образовательного процесса, это в некоторой степени является непрерывностью образовательного процесса.
- Непрерывное образование личности, «образование в течение всей жизни». В сфере дополнительного образования учебные занятия возможны практически с любого возраста (от 3 до 18 лет). Имея любой уровень подготовки, обучающийся может присоединиться к заинтересовавшему его направлению деятельности.
- Повышение занятости детей и подростков, в том числе социально полезным делом, что, следовательно, приводит к сокращению девиантного поведения.
- Дополнительное образование становится одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения обучающихся.
- Приоритет интересов каждого обучающегося [3; 4].
В качестве преимуществ дополнительного образования можно выделить следующие:
- Быстрое реагирование на изменение спроса общества в образовательных услугах, удовлетворение потребностей родителей и детей.
- Гибкий (творческий) подход к формированию содержания образования. Дополнительное образование детей разнонаправлено и определятся лишь интересами ребенка, его потребностями.
- Глубокая реализация уровневой и профильной дифференциации содержания образования.
- Принципиально индивидуальный поход к обучению.
- Масштабная реализация деятельностного подхода в обучении, формирование у обучающихся умений использовать знания в практической деятельности: ребенок действует в ситуации поиска, получает знания в процессе взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т. д.
- Осуществление психологического сопровождения в развитии личности обучающегося.
- Допрофессиональная и профессиональная подготовка обучающихся (в том числе, обучающихся с ограниченными возможностями).
- Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности.
- Возможность использования дистанционной формы обучения.
- Современная специально ориентированная техническая база учреждения дополнительного образования обучающихся.
Исходя из вышесказанного, можно сделать выво, что дополнительное образование является важной частью обучения, позволяющей в определенных условиях и особенностях раскрыть способности, развить умения и навыки нынешнего поколения.
Список использованных источников
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.
- Болотов, В. А. Педагогическое образование России в условиях социальных перемен: принципы, технологии, управление : монография / В. А. Болотов. – Волгоград : Перемена, 2001. – 290 c.
- Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» / Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н. А. Некрасова. – – № 2. – С. 101–104.
- Матвеева, Т. В. Педагогические условия развития художественно-эстетических умений младших школьников [Электронный ресурс] / Т. В. Матвеева. // Сайт «Инфоурок». – Режим доступа : https://infourok.ru/statya-pedagogicheskie-usloviya-hudozhestvenno-esteticheskogo-razvitiya-mladshih-shkolnikov-575909.html
- Педагогический словарь / М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. ; гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. :Академия, 2000. – 176 с.