ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Петрухина Екатерина Николаевна

преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, МБУДОД «Детская музыкальная школа №2», г. Саранск, Россия,

sanjana-rus@mail.ru

 Аннотация: Данная статья посвящена раскрытию теоретических и методических аспектов проблемы формирования музыкально-эстетических интересов у детей старшего дошкольного возраста. Статья включает в себя раскрытие понятий «эстетический интерес» и «музыкально-эстетический интерес». Характеризуется роль учреждений дополнительного образования в процессе формирования данных интересов у обучающихся-дошкольников.

Ключевые слова: эстетический интерес, музыкально-эстетический интерес, дополнительное образование детей, старший дошкольный возраст.

 Petruhina Ekaterina Nikolaevna

teacher of musical-theoretical disciplines, сhildren’s music school, Saransk, Russia,

sanjana-rus@mail.ru

 THE PROBLEM OF FORMATION OF AESTHETIC INTERESTS PRESCHOOLS IN THE INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Abstract: This article is devoted to the disclosure of theoretical and methodological aspects of the problem of the formation of musical and aesthetic interests in children of senior preschool age. The article includes the disclosure of the concepts “aesthetic interest” and “musical-aesthetic interest”. The role of additional education institutions in the process of formation of these interests among pre-schoolers is characterized.

Key words: aesthetic interest, musical-aesthetic interest, additional education of children, senior preschool age.

 

Актуальной задачей образования на сегодняшний день является формирование культурно развитой личности, готовой к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. В законе Российской Федерации «Об образовании» формирование базиса личностной культуры ребенка, а так же овладение им способами взаимодействия с окружающим миром определяются как приоритетные направления в образовании.

Одной из важнейших составляющих личности ребенка является ни что иное как эстетический интерес личности. Эстетический интерес – один из видов интереса, который выражается в выборочной направленности человека на объект чего-то прекрасного, имеющего эстетическую значимость и практическую необходимость. Данный интерес характеризуется, прежде всего, эмоциональным отношением, совокупностью различных переживаний и, чаще всего, проявляется в постижении индивидом продуктов творческой деятельности.

Многие педагоги и психологи подчеркивали значимость целенаправленного педагогического эстетико-воспитательного воздействия, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность, способствующую обеспечению глубокого постижения эстетических явлений, поднятие их сознания до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

В федеральном законе об образовании подчеркивается, что в дошкольном образовании приоритетной задачей становится развитие и воспитание целостной личности ребенка [15]. Поэтому необходимо помочь детям дошкольного возраста сформировать индивидуальные интересы, способности и потребности в самых различных областях человеческой деятельности, в том числе, и художественной. Таким образом, формирование музыкально-эстетических интересов в воспитании и обучении детей дошкольного возраста – неотъемлемый процесс.

Музыкальное искусство обладает значительными возможностями в формировании эстетических интересов детей. Переоценить значимость музыки в эстетическом воспитании подрастающего поколения просто невозможно. Ведь, отражая действительность в звуковых образах, она доставляет слушателям эстетическое наслаждение, передает чувства и мысли во всех их тончайших оттенках, раскрывая тем самым внутренний мир человека. Исключительная эмоциональная насыщенность, которой обладает музыка, воздействует на человека глубже других видов искусств. Она выражает общечеловеческие идеи и высокие чувства, является поистине могучим средством общения и сплочения людей в совместном переживании прекрасного [17, с. 7]. В силу этого, музыка – одно из богатейших и действенных средств воспитания; благодаря большой силе эмоционального воздействия она способна воспитывать чувства человека, формировать общеэстетические вкусы.

Вместе с тем, серьезные социальные перемены, которые произошли в нашей стране за последние десятилетия, трансформация культурно-ценностных ориентаций отразились на музыкальных интересах целого поколения. В настоящее время, к сожалению, общество довольно равнодушно к содержательной музыке, что, несомненно, сказывается и на музыкальных интересах детей. Поэтому в сложившейся ситуации наиболее актуальными задачами становятся: формирование у детей широких музыкально-эстетических интересов, формирование основ музыкальной культуры в будущем.

В ходе анализа научно-методической литературы, посвященной музыкальному воспитанию детей, выяснилось, что само понятие «музыкально-эстетический интерес» и проблема его формирования еще недостаточно изучены на теоретическом и практико-методическом уровнях. Понятие «музыкально-эстетический интерес» вошло в педагогическую науку не так давно. Оно было сформулировано З. М. Явгильдиной, определившей его как «выраженное устремление личности к духовно-практическому освоению того или иного вида музыкального материала с целью удовлетворения многообразных эстетических потребностей» [19]. Позднее А. Н. Байчорова трактует понятие «музыкально-эстетический интерес» как избирательное устремление личности к познанию и практическому освоению музыкального искусства, в силу его эмоциональной привлекательности и жизненной значимости, с целью удовлетворения широкого спектра эстетических потребностей [2].

Приобщение к миру искусства, конечно, будет более плодотворным, если оно начинается с раннего возраста. Следовательно, вопрос о гармоничном музыкально-эстетическом воспитании детей является весьма актуальным для периода дошкольного возраста. На огромное значение музыки в эстетическом воспитании детей раннего возраста указывается в работах Т. С. Бабаджан, В. М. Бехтерева, Б. М. Теплова. О важности знакомства дошкольников с музыкальным культурным наследием в своих трудах подчеркивали Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, А. В. Кенеман, Т. С. Комарова, Н. А. Метлов, В. И. Петрушин, О. П. Радынова, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая и др. Такие авторы, как А. И. Катинене, О. П. Радынова и Л. В. Школяр указывают на значимость развития детей на подлинных музыкальных образцах мировой культуры, которые в свою очередь окажут огромное влияние на формирование ценностных ориентаций личности. По мнению Н. А. Ветлугиной, И. Л. Дзержинской и Д. Б. Кабалевского, одной из важнейших педагогических задач является воспитание как можно в более раннем возрасте интереса к музыке как к искусству, а также к музыкальной деятельности. А. И. Катинене и О. П. Радынова рассматривали интерес к музыке как важнейшее условие формирования основ музыкальной культуры детей и необходимый компонент музыкально-эстетического сознания.

Следует заметить, что из всех возрастных этапов дошкольного детства старший дошкольный возраст представляет собой самый благоприятный этап жизни для формирования у ребенка эстетических интересов. Это особенно важно, ведь именно в названный период происходит активное формирование важных для последующего обучения и развития черт поведения детей, деятельности, которая связана с интеллектуальной, эмоциональной и нравственно-волевой сферами. Тем самым, приобщение детей к искусству закладывает предпосылки для актуализации у них художественных способностей, реализующихся в последующей художественно-творческой деятельности.

Проблема формирования музыкально-эстетического интереса в процессе музыкально-эстетического воспитания и образования дошкольников стоит весьма остро на сегодняшний день. Огромным потенциалом для решения данной проблемы, как отмечается в Указе Президента Российской Федерации от 2014 года, обладают учреждения системы дополнительного образования. Привлечение дошкольников в музыкальные школы и школы искусств не является обязательным, однако, все чаще в различных учреждениях России появляются различные кружки для малышей, группы и отделения эстетического развития детей в возрасте 3–7 лет. Образовательная деятельность таких учреждений позволяет целенаправленно воздействовать на художественно-эстетическое воспитание подрастающего поколения, формировать эстетические потребности, взгляды и убеждения, способность полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, приобщать к художественному творчеству, развивать способности и умения в том или ином виде искусства. Занятия в таких учреждениях развивают художественный вкус, расширяют кругозор и позволяют ребенку раскрыть талант, которым наделила его природа, тем самым позволяя в будущем определиться с профессией.

К сожалению, проблема формирования эстетических интересов у детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования не нашла еще полноценного теоретического и методического осмысления, так как тематика и содержание разработанных педагогами рабочих программ не обеспечены специальным научно-методическим обоснованием, а лишь определяются профессиональными возможностями и предпочтениями того или иного специалиста, не определены педагогические условия формирования эстетических интересов в группах эстетического развития детей, организованных при музыкальных школах и школах искусств. Следовательно, формирование эстетических интересов у дошкольников в учреждениях дополнительного образования в настоящее время является актуальной проблемой, требующей научной разработки и практической апробации с целью выработки стратегии построения образовательных программ для дошкольников.

 

Список использованных источников

 

  1. Бабаджан, Т. С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста Т. С. Бабаджан. – М. : Просвещение, 1967. – 192 с.
  2. Байчорова, А. Н. Карачаево-Балкарский песенный фольклор как средство формирования музыкально-эстетического интереса подростков : дисс. … канд. пед. наук / А. Н. Байчорова. – Карачаевск, 2005. – 194 c.
  3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 240 с.
  4. Ветлугина, H .A. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр / Н. А. Ветлугина. – М. : АПН РСФСР, 1958. – 247 с.
  5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
  6. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших школьников / И. Л. Дзержинская. – М. : Просвещение, 1985. – 160 с.
  7. Кабалевский, Д. Б. Музыка и музыкальное воспитание / Д. Б. Кабалевский. – М. : Знание, 1984. – 227 с.

8.        Кабалевский, Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетическое воспитание : статьи, доклады, выступления / Д. Б. Кабалевский. – М. : Педагогика, 1973. – 333 с.

  1. Кенеман, А. В. Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя детского сада / А.В. Кенеман. – М. : Просвещение, 1989. – 239 с.
  2. Комарова, Т. С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2009. – 352 с.
  3. Метлов, Н. А. Музыка – детям / Н. А. Метлов. – М. : Просвещение, 1985. – 143 c.
  4. Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие / В. И. Петрушин. – М. : Владос, 1997. – 384 с.
  5. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандашвили. – М. : Академия, 1998. – 235 с.
  6. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : Просвещение, 1995. – 310 с.
  7. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. (ред. от 29 июля 2017 г.) N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 27.11.2017).
  8. Хилиль, А. Ю. Дидактическая игра как средство формирования музыкально-эстетических интересов детей 2–3 лет : дисс. … канд. пед. наук / А. Ю. Хилиль. – Москва, 2011. – 242 с.
  9. Шацкая, В. Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества / В. Н. Шацкая. – М. : Педагогика, 1975. – 197 с.
  10. Школяр, Л. В. Теория и методика музыкального образования в общеобразовательной школе / Л. В. Школяр. – М. : 1998. – 193 с.
  11. Явгильдина, З. М. Татарский детский фольклор как средство воспитания музыкально-эстетического интереса у детей младшего школьного возраста: дисс. … канд. пед. наук / З. М. Явгильдина. – Казань, 1998. – 263 с.

Добавить комментарий