РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СВОБОДЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕЛЕТИЕВА ВАЛЕНТИНА СЕРГЕЕВНА

музыкальный руководитель, МДОУ «Детский сад № 93», г. Саранск, Россия, pedagogics@mordgpi.ru

 Ключевые слова: свобода, творчество, творческая свобода, музыкально-ритмическая деятельность, музыкальное воспитание дошкольников.

Аннотация: Данная статья посвящена раскрытию проблемы формирования творческой свободы дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности. Статья включает в себя раскрытие понятий «свобода» и «творчество», а также сущности категории «творческая свобода» в контексте гуманитарного научного знания. В статье рассмотрены педагогическая эффективность музыкально-ритмической деятельности в процессе развития творческой свободы дошкольников.

DEVELOPMENT OF CREATIVE FREEDOM OF PRESCHOOLS BY MEANS OF MUSIC-RHYTHMIC ACTIVITY

 MELENTIEVA VALENTINA SERGEEVNA

musical director, rindergarten No. 93

FGBOU VO «Mordovian state pedagogical Institute named after M. E. Evseveva», Saransk, Russia,

pedagogics@mordgpi.ru

Keywords: freedom, creativity, creative freedom, musical-rhythmic activity, musical education of preschool children.

Abstract: The article is devoted to the theoretical and methodological problems of the formation of the creative freedom of preschoolers in the process of musical and rhythmic activities. The article includes the disclosure of the concepts of “freedom” and “creativity” as the essence of a category “creative freedom” in the context of humanitarian scientific knowledge. The article considers the pedagogical conditions for the development of creative freedom for preschoolers in the process of musical and rhythmic activities.

Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предполагает создание условий для развития личности каждого ребенка, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. В современной педагогике одним из приоритетных направлений можно назвать развитие и выявление творческого потенциала личности каждого ребенка. Современное российское образование и педагогика характеризуются поиском новых стратегий и путей развития на основе гуманистических и социокультурных приоритетов, наиболее актуальными из которых являются феномены свободы и творчества. Сегодня они – одни из значимых социальных и личностных ценностей.

В современной педагогике одной из интересных и сложных задач является развитие творческой свободы. Вопросы о развитии творческой свободы как качества личности были рассмотрены в педагогических трудах педагогов-философов: Ю. П. Азарова, Ш. А. Амонашвили (идеи свободного воспитания, гуманно-личностное направление в педагогике). Ю. П. Азаров считал, что свобода и любовь – это важнейшие принципы воспитания детей [1, с. 11], [2, с. 321].

Психологический аспект творческой свободы содержится в трудах Г. С. Голошумовой и ее учеников. Она разработала свою методику, позволявшую «ощутить полную свободу» ради «гармонизации личности учащегося» [7].

Сущность категории «творческая свобода» определяется характеристикой двух понятий: «свобода» и «творчество». Н. А. Бердяев писал, что творчество – это превращение небытия в бытие через акт свободы [4, с. 133]. Наличие у человека возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события – это и есть свобода в наиболее общем понимании. Отсутствие выбора и его реализации равносильно несвободе. Тогда, в некотором смысле, понятие «необходимость» противоположно понятию «свобода». В наиболее общем понимании, творчество есть процесс человеческой деятельности, направленной на создание качественно новых материальных и духовных ценностей; другими словами, это итог создания чего-либо нового. Уникальность результата творчества – немаловажный критерий; он отличает творчество от изготовления производства, невозможно прямо вывести продукт творчества из исходных условий. Пожалуй, никто, кроме самого автора, не сможет получить точно такой же результат, если даже создать для него такую же исходную ситуацию.

Л. С. Выготский говорил, что творчество доступно, оно активизирует, оживляет познавательный процесс и формирует личность. Но творчество без свободы – невозможно; следовательно, нужно развивать в детях творческую свободу как их личностное качество [8, с. 34]. По своей сущности, свобода творчества – это принцип, по которому человек может выбирать направление своей творческой деятельности, применять необходимые средства и художественные приемы, которые он посчитает подходящими для достижения своей творческой цели. Соответственно, развитие творческой свободы личности становится целью и условием воспитания подрастающего поколения.

Благоприятным для развития творческой свободы можно назвать такой вид искусства, как музыка. Именно музыка, благодаря своим особенностям, активно воздействует на развитие детского воображения – того психического процесса, который лежит в основе творчества. Развитие воображения ребенка тесно связано с развитием творческой свободы. Этот психический процесс обогащает детскую жизнь и делает ее яркой и интересной. Несомненно, что творчество взрослого человека отличается от творчества ребенка. Ребенок не ставит перед собой конкретных целей, а действует подсознательно, потому что он удовлетворяет свои потребности и от этого получает положительные эмоции.

Благоприятным периодом для развития творческой свободы личности можно считать дошкольное детство, так как именно в этом возрасте у детей возникает большое желание познавать окружающий мир. Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, что является благоприятным условием для подачи ему нужной информации. И педагог, давая детям знания, поощряя любознательность, вовлекая их в разные виды деятельности, способствует расширению детского опыта. Для будущей творческой деятельности необходимой предпосылкой является накопление знаний и опыта. Кроме того, мышление взрослых детей ни настолько свободно, как мышление дошкольников. Оно, по мысли А. И. Бурениной, – независимо и еще не испорчено стереотипами; и это качество необходимо всячески развивать [5, с. 6].

Проблема развития творческой свободы дошкольников никогда не теряет своей актуальности, постоянно требуя пристального внимания, выражающегося в научно-теоретическом развитии и методическом осмыслении в соответствии с изменяющейся социокультурной ситуацией. Вместе с тем, реальная педагогическая практика показывает, что принципы свободы и творчества еще не стали ведущими принципами деятельности педагогов.

Задача развития творческой свободы у дошкольников особенно актуальна для образовательной деятельности в области искусства. Педагог, обучая дошкольников музыке систематически и целенаправленно, развивая у них творчество, формирует эмоциональную сферу, что дает возможность развивать творческую свободу детей [5, с. 8]. Полноценное развитие названного качества включает в себя несколько составляющих, на которые педагоги должны обращать свое внимание:

– активность детей;

– стремление ребенка к познанию;

– инициативность;

– стремление к открытиям;

– умение изобретать и открывать;

– умение познавать;

– умение на практике применять полученные знания, опыт.

– фантазия;

– живость ума;

– свобода воображения.

Если в дошкольном возрасте не развивать все эти качества, то у детей постепенно наступает снижение активности. Как следствие – снижается творческое мышление, обедняется личность и гаснет интерес к творчеству и искусству. Педагоги и психологи полагают, что ребенка необходимо побуждать к творчеству и к выполнению творческих заданий как можно раньше; среди них Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский [6; 8]. Некоторые исследователи обращают внимание на необходимость органической связи творчества и обучения. Плодотворность художественного воспитания в развитии творческой свободы у детей подчеркивают многие авторы (Н. А. Ветлугина, А. А. Мелик-Пашаев), [6; 10].

Одним из видов музыкальной деятельности, наиболее соответственных задаче развития творческой свободы дошкольников, является музыкально-ритмическая деятельность. В музыкально-ритмических движениях становление творческой свободы у детей проходит весьма плодотворно. Это можно объяснить тем, что в единой деятельности сочетаются музыка, игра и движение – характеристики, тесно связанные с особенностями развития ребенка, где каждая способствует развитию свободы творчества. И. А. Буренина подчеркивает, что самое совершенное, лучшее и радостное, что в жизни есть, это свободное движение под звуки музыки [5, с. 6]. А. Д. Артоболевская в своем методическом пособии «Первая встреча с музыкой» говорит о том, у детей музыкальные способности развиваются и проявляются, в первую очередь, через движение в соединении с музыкой [3, с. 21]. Если говорить о развитии творческой свободы в музыкально-ритмической деятельности, то нужно ее следует понимать как способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить своих воспитанников воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.

За последние годы появилось достаточно большое число программ по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. Они основываются на разных подходах к тому, как организовать педагогический процесс в детских садах, при этом сочетая инновационные и традиционные способы музыкального воспитания. Одной из таких программ является парциальная программа непрерывного образования с методическими рекомендациями по музыкально-ритмическому воспитанию детей от трех до десяти лет «Ритмическая мозаика» (автор – А. И. Буренина) [5], «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой [11], Е. В. Горшковой «От жеста к танцу» [9] и многие другие. Это говорит о том, что многие методисты, музыканты-педагоги, музыкальные руководители дошкольных и школьных учреждений работают над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания.

Вместе с тем, перспективность направления музыкально-педагогических исследований по проблеме развития творческой свободы у дошкольников в процессе музыкально-ритмической деятельности все еще требует как научной, так и методической разработки. В частности, необходимо осмысление возможностей музыкально-ритмической деятельности в плане эффективного музыкального развития ребенка на основе актуализации творческой свободы, способствующей полноценному познанию эмоционально-образного содержания музыки. Ряд аспектов развития творческой свободы дошкольников изучены недостаточно, несмотря на большой вклад исследователей в изучение данной проблемы. В частности, в условиях музыкально-ритмической деятельности не полно раскрыты возможности развития творческого мышления дошкольников. Взаимосвязь этих видов деятельности должна быть логической, а не формальной, что способствовало осмыслению музыкального материала и творческому его преобразованию на уровне детского экспериментирования. Это даст ребенку большую самостоятельность в выборе средств выражения для воплощения своего замысла.

 

Список использованных источников

 

  1. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика. – СПБ. : Питер, 2011. – 400 с.
  2. Амонашвили, Ш. А. Размышление о гуманной педагогике / Ш. А. Амонашвили. – М. : Педагогика, 1996. – 494 с.
  3. Артоболевская, А. Д. Первая встреча с музыкой : учеб. пособие / А. Д. Артоболевская. – М. : Советский композитор, 2004. – 103 с.
  4. Бердяев,Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев. В 2-х т. Т.  Философия творчества, культуры и искусства. – М. : Искусство, 1994. – 103 с.
  5. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 220 с.
  6. Ветлугина,Н. А. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя [Электронный ресурс]  / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1974. – Режим доступа : http://www.detskiysad.ru
  7. Воробьева, Ю. В. Формирование творческого потенциала детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования [Электронный ресурс] / Ю. В. Воробьева, Г. С. Голошумова // Universum: психология и образование. – – № 8 (26). – Режим доступа : https://docs.google.com/viewer?url=http://7universum.com/pdf/psy/8(26)/Vorobyova.pdf
  8. Выготский,Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Электронный ресурс] / Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997. – 96 с. – Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/7/0060/index.shtml?from_page=63
  9. Горшкова, Е. В, От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5–7 лет творчества в танце / Е. В. Горшкова. – М. : Гном и Д, 2002. – 120 с.
  10. Мелик-Пашаев, А. А. Ступеньки к творчеству / А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. – М. : БИНОМ, 2015. – 186 с.
  11. Радынова, О. П. Музыкальное воспитание дошкольников / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили. – М. : Просвещение, 2000. – 240 с.

 

Добавить комментарий