МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ-АУТИСТАМИ: НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ

СТОЛЯРОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА

студент, факультет педагогического и художественного образования

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический

институт имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск, Россия, statka013@gmail.com

 Ключевые слова: аутизм, арттерапия, музыкальная терапия.

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению положительного влияния музыкальной терапии на детей, страдающих аутизмом. На основании теоретических работ в области арттерапии и музыкальной терапии раскрываются основные направления работы с детьми-аутистами и методические подходы к их реализации в практике. Делается вывод о положительном влиянии музыкальной терапии на развитие детей-аутистов.

STOLYAROVA TATIANA SERGEYEVNA

student, Faculty of pedagogical and art education Mordovian State Pedagogical Institute, Saransk, Russia,

statka013@gmail.com

 MUSICAL THERAPY IN WORK WITH CHILDREN-AUUTS

Key words: autism, art therapy, music therapy.

Abstract: This article is devoted to the consideration of the positive impact of music therapy on children with autism. On the basis of theoretical works in the field of art therapy and music therapy, the main areas of work with autistic children and methodological approaches to their implementation in practice are revealed. A conclusion is made about the positive effect of music therapy on the development of autistic children.

 

Ежедневно в мире рождаются дети с аутизмом. Все прекрасно понимают, что таким детям будет трудно жить в современном социуме. К сожалению, этот диагноз неизлечим, но ученые смело заявляют, что аутизм – не приговор. Решению этой проблемы способствует арттерапия. Среди множества методик и рекомендаций по работе с детьми-аутистами, музыкальная терапия является одной из ведущих и результативных терапий. Музыкальная терапия является устоявшейся техникой использования музыкального взаимодействия для помощи людям с широким спектром когнитивных и эмоциональных проблем с целью улучшения их способности к функционированию.

Т. Грэндин, являясь аутистом, раскрывает понятие аутизма изнутри, исходя из собственного опыта. Она пишет: «Аутизм – это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие» [4]. Чаще всего дети, страдающие этим заболеванием, живут в своем замкнутом, шатком мире, нежелающие или неспособные общаться. По сей день наука не может с уверенностью определить причину аутизма. И пусть музыкальная терапия не имеет возможности излечить это заболевание, но с помощью нее педагог может взаимодействовать с детьми в процессе музыкальной деятельности, что способствует смягчению негативного поведения ребенка. Именно эта мысль прослеживается в книге Дж. Алвин и Э. Уорик «Музыкальная терапия для детей с аутизмом» [1].

Разбор разных аспектов музыкальной терапии представлен в трудах Л. С. Брусиловского, В. Ю. Завьялова [2; 5]. Они считают, что во время музыкотерапии устанавливается особый контакт между ребенком и педагогом.

А. А. Осипова выделяет четыре основных направления положительного действия музыкотерапии:

  1. Эмоциональное активирование психики ребенка в ходе вербальной психотерапии.
  2. Развитие навыков межличностного общения, коммуникативных функций и способностей.
  3. Регулирующее влияние на психовегетативные процессы.
  4. Повышение эстетических потребностей [7].

Рассмотрим эти направления на конкретных примерах.

Эмоциональное активирование психики ребенка ярко выражено в отчете, опубликованном в малайзийском научном журнале «Pertanika Journal» [6]. Согласно этому отчету, ежедневные сеансы музыкальной терапии оказывали положительное влияние на поведение детей, страдающих аутизмом. В течение десяти месяцев ученые проводили сеансы музыкальной терапии, ежемесячно измеряя уровень и интенсивность целевого поведения у детей. В результате такие показатели поведения как беспокойство, невнимательность, шумное поведение, истерика, агрессия у более чем половины детей улучшились на один–два балла (в соответствии со специально разработанной шкалой измерений). Данное исследование показало, что музыкальная терапия оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу детей.

Развитие коммуникативных навыков у детей-аутистов в процессе музыкотерапии можно увидеть на следующем примере, который описали исследователи Д. Алвин и Э. Уорик [1]. Ребенок с аутизмом не реагировал на людей. На музыкальных занятиях он не откликался ни на один звук. Обычно он сидел в кресле, сжавшись в комок, держа в руках маленькую деревянную палочку, которую он всегда носил с собой, и забрать ее было невозможно. Исследователь сделал попытку привлечь внимание ребенка звучанием особого музыкального инструмента, напоминающим соловьиную песню. Внезапно мальчик словно очнулся, поднял голову и начал озираться. Затем он постучал по столу своей палочкой, как-бы отвечая соловью. И начался настоящий диалог соловьиной песни и постукиваний палочкой. Потом ребенок впервые начал издавать громким голосом резкие звуки. На основании возникшего интереса к соловьиной песенке было обращено внимание и на ударные музыкальные инструменты; те, на которых можно было бы играть палочкой, выстукивать ответы.

Регуляция влияния на психовегетативные процессы показана на примере исследований Д. Алвин и Э. Уорик [1]. Мальчик-аутист на музыкальных занятиях был замкнут, физиологически напряжен; он обычно прятал предлагаемые ему музыкальные инструменты. Постепенно из музыкальных звучаний различных инструментов он начал выделять лишь звуки фортепиано как наиболее привлекательные. Он начал извлекать звуки, раз за разом все более сложные созвучия. Сгорбившись над клавиатурой, он двумя руками играл аккорды, вслушиваясь, не шевелясь, полузакрыв глаза, целиком погружаясь в процесс игры. В результате стала развиваться моторика пальцев, установились взаимосвязи между его слуховым и тактильным восприятием.

Этот случай является также примером повышения эстетических потребностей ребенка в процессе музыкальных занятий – четвертое направление положительного действия музыкотерапии. Из всех извлекаемых созвучий ребенок выбирал те, которые по его ощущениям были наиболее приятные, повторял их, комбинировал.

Таким образом, окружающая ребенка-аутиста музыка может менять его поведение и настроение. Подтверждением огромной роли музыкальной терапии в развитии детей с диагнозом аутизм являются слова А. Уорик: «В своей работе я не встречала ни одного ребенка с аутизмом, который не реагировал бы на музыкальные звуки. Эта позитивная реакция явилась причиной распространенного заблуждения, что дети с аутизмом наделены особым музыкальным талантом. Да, некоторые люди с аутизмом демонстрировали поразительные способности к восприятию и запоминанию музыки, однако в целом они не более и не менее музыкальны, чем все остальные. Одна из причин, почему музыка здесь так притягательна, заключается в том, что она не требует участия речи, столь трудной для большинства людей с аутизмом. Другая причина кроется в том, что музыка – это тропинка в мир чувств и эмоций – мир, который, как представляется на первый взгляд, чужд человеку с настоящим аутизмом» [1].

Итак, цель музыкальной терапии – установление позитивного контакта ребенка-аутиста и окружающей среды, дать ему стимул к внутренним переменам. Аутизм не излечим, но музыкальная терапия дает ребенку возможность не замкнуться внутри себя, раскрыть собственные индивидуальные способности.

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Алвин, Дж. Музыкальная терапия для детей с аутизмом [Электронный ресурс] / Дж. Алвин, Э. Уорик. – М. :Теревинф, 2006. – 208 с. – Режим доступа : http://psyhologytoday.ru/books/muzykalnaya-terapiya-dlya-detey-s-autizmom-alvin-d-uorik-e/
  2. Брусиловский, JI. C. Музыкотерапия : руководство по психотерапии / Л. С. Брусиловский ; под ред. В. Е. Рожнова. – Ташкент : Медицина, 1985. – 719 с.
  3. Громова, Е. В. Музыкальная терапия на занятиях с детьми аутистами / Е. В. Громова. – Научно-методический журнал педагогический поиск. – 2015. – №. 7–8. – С. 46–52.
  4. Грэндин, Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма [Электронный ресурс] / Т. Грэндин, М. Скариано ; пер. с англ. Н. Л. Холмогоровой. – М. : Центр лечебной педагогики, 1999. – 228 с. – Режим доступа : http://www.autism.ru/read.asp?id=15&vol=1
  5. Завьялов, В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия / В. Ю. Завьялов. – Новосибирск : Прогресс, 1995. – 79 с.
  6. Новое исследование предполагает, что музыкальная терапия улучшает поведение аутичных детей [Электронный ресурс]// Сайт «Аутизм прикладной». – Режим доступа : http://autism-aba.blogspot.ru/2013/03/music-therapy.html
  7. Осипова, А. А. Общая психокоррекция : учебное пособие [Электронный ресурс] / А. А. Осипова. – М. : Сфера, 2002.– 510 с. – Режим доступа : http://pedlib.ru/Books/2/0171/2_0171-1.shtml
  8. Петухова, М. И. Музыкальная терапия как метод социальнопсихологической адаптации младшего школьника / М. И. Петухова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – № 3. – С. 254–263.
  9. Серебрякова, Е. А. Музыкальная терапия в практике оздоровления психоэмоционального состояния человека / Е. А. Серебрякова // Мир образования – образование в мире – 2014. – № 2. – С. 225–230.

Добавить комментарий